Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации
Автор: Сизова Юлия Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 15.02.2016
Статья просмотрена: 6884 раза
Библиографическое описание:
Сизова, Ю. С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации / Ю. С. Сизова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 261-266. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9803/ (дата обращения: 18.12.2024).
Статья посвящена вопросам гуманизации высшего образования и гуманитаризации, как одного из путей их решения. Автор представляет обзор различных точек зрения на сущность вышеуказанных понятий и подчеркивает важность гуманитарных дисциплин для подготовки специалиста, востребованного современным обществом.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, вуз, реформирование высшей школы, целостность личности, система образования, педагогическая деятельность.
Гуманизация высшего образования — это интернациональная проблема, над решением которой работают коллективы во многих странах, причем не только национальные коллективы, но и международные общества. В Уставе ЮНЕСКО образование заявлено как цель поддержания справедливости, мира и свободы. Еще 1995 г. Международная конференция по образованию провозгласила своей основной задачей формирование человека, т. к. человек не является экономическим фактором. Он не орудие или средство достижения цели. В самом человеке заложена самостоятельная цель развития.
В течение прошлого века в высшем образовании наблюдалась тенденция дегуманизации и дегуманитаризации, которая привела к системному кризису высшей школы, проявляющемуся
в обособлении гуманитарного компонента образования;
в противопоставлении гуманитарных предметов естественнонаучным и техническим;
в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;
в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.
Сложившееся положение вещей уходит корнями в историю XX столетия, отмеченную лидирующей ролью естественных наук, технизацией и милитаризацией общественной жизни, идеологизацией сознания огромных масс людей, утопизмом и несостоятельностью отдельных крупномасштабных социальных и гуманитарных проектов.
Реформирование высшей школы и осуществление гуманитаризации образования является комплексной и непростой задачей, в ходе решения которой возникает потребность в его гуманизации.
Кризис традиционной теоретической методики и объективные условия сегодняшнего дня не позволяют дать ответы и найти пути решения существующих проблем. Это обусловлено следующими факторами:
- требованием сегодняшнего дня, когда возникает необходимость донесения до слушателя большого количества информации за меньшее количество времени;
- реорганизацией высшей системы образования в связи с Болонским процессом (введение модульно-рейтинговой системы обучения, сокращение аудиторных учебных часов, отпускаемых на изучение гуманитарных дисциплин, большой объем работы переносится на самостоятельное усвоение/овладение студентами) [12];
- отсутствием достаточного количества учебных материалов, соответствующих новым требованиям высшего технического образования;
- делением гуманитарных дисциплин на нормативные и факультативные (по выбору студента — этика и эстетика, религиоведение, психология). Щуркова Н. Е. считает, что «разрешить все эти проблемы и условия традиционными системами обучения невозможно» [13].
Общество гуманистично настолько, насколько велика ценность в нем человека. Гуманистически ориентированное высшее образование — это залог дальнейшего успешного развития общества. Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» широко представлены в научной литературе, но до сих пор рассматриваются различными исследователями не однозначно.
Гуманизация общества связана с реформированием высшего образования и развитием высших учебных заведений. Общесоциологической тенденцией постиндустриального общества является его гуманизация, таким образом, вуз как социальный институт также является объектом гуманизации. И подвергается ее влиянию. Степень этого влияния зависит от следующих общесоциологических факторов:
уровня социально-культурного развития общества;
его политической организации;
исторических традиций;
национальных особенностей;
духовной атмосферы и т. п.
Вуз одновременно является и особым образовательным, исследовательским и культурным центром и выступает не только объектом, но и субъектом гуманизации общественной жизни, в том числе и системы образования.
В аспекте научной деятельности, как отмечает Гагарин А. В., это проявляется через:
гуманитарную экспертизу научных программ и проектов;
развитие междисциплинарных исследований на стыке естественных, технических и социально-гуманитарных наук [3].
В аспекте образовательного процесса это выражается через:
гуманитаризацию образования;
гуманистическую организацию образования путем очеловечиваниия внутривузовских отношений, введение педагогики сотрудничества, индивидуализацию образования;
трасформацию стилей преподавательской деятельности;
формирование гуманистических ценностей студентов и преподавателей;
утверждение ценностей гуманистической культуры;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
ориентацию на формирование и сохранение целостности личности;
создание условий для развития духовности за пределами аудиторий;
участие в деятельности общественных организаций и структур гуманистической направленности.
А. С. Кравец в своей работе отмечает, что гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманитаризация же образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т. е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин [7].
Гуманизация образования как определенная направленность его развития не сводится лишь к изменению соотношения специальных, например, естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Она пронизывает все механизмы, все направления, виды образовательного процесса, не оставляя в стороне нейтрально-нравственные, культурные, человеко-смыслообразующие зоны и сферы его бытия.
Гуманизация высшего образования представляет собой систему взаимоорганизованных ценностей, включенных в образовательный процесс и обеспечивающих через усваиваемые людьми знания их профессионально-нравственное развитие, формирование социально значимых ориентаций и установок, осознание своего личностного достоинства, свободы и ответственности за поступки и результаты деятельности. Как подчеркивает М. А. Благонравова, это особенно важно в студенческие годы, когда личность еще активно формируется [2].
В аспекте гуманистической парадигмы высшего образования перед педагогом ставятся задачи, решение которых требует новой стратегии. Можно выделить три основных пути гуманизации образования.
Первый путь связан с внесением в содержание обучения дополнительного материала, раскрывающего гуманистический, нравственный аспект изучаемого предмета. Здесь используется такой способ как анализ ценностных аспектов, изучающих учебное содержание на базе исторического материала.
Второй путь гуманизации обучения — это пересмотр самого процесса обучения на основе демократизации всех сторон образовательных отношений, дифференциации и индивидуализации.
Третий путь предполагает внедрение инновационных педагогических технологий и методов обучения, но при условии сохранения преемственности традиционных способов [8].
Таким образом, гуманизация — это не только набор знаний, которые усваивают студенты (в том числе и социальных) через учебные дисциплины. Суть гуманизации значительно шире: это сложный процесс, имеющий различные направления и способы реализации непосредственно в самом образовании, так и в пограничных с ним воспитательных факторов.
Гуманитаризация является основным направлением гуманизации высшего образования. Под гуманитаризацией обычно понимается:
1) включение естественнонаучных и технических знаний в поле их человеческого видения, выявление их социальной обусловленности и направленности, приобретение ими ценностного статуса;
2) осознание мировоззренческих функций естественных и технических наук и сближение их по предметной и методологической направленности с гуманитарными науками.
Речь не идет о слиянии всех наук или об утрате ими предмета своего исследования, специфики методов и форм познания, а о приверженности естественнонаучных наук к человеческому фактору, наряду с взаимным тяготением этих наук и гуманитарных.
Необходимость гуманитаризации образования вытекает из основных целей высшего образования, запросов общества на личностные качества выпускника вуза и роли гуманитарных знаний в жизнедеятельности человека.
Громова М. П. определяет одну из основных целей высшего образования, как передачу достоверного научного знания от поколения к поколению, постольку характер, уровень развития и результаты науки обусловливают на каждом этапе ее исторического развития соответствующую матрицу образования [4].
Как отмечает А. С. Кравец, то в настоящее время наблюдаются расхождения как в базовых концептах гуманизации и гуманитаризации высшего образования, так и в реализации этих направлений на практике [7].
Так, например, по мнению В. А. Козырева, концепция гуманитаризации образования состоит в том, что образование, прежде всего, должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главным предназначением образования в современной гуманитарной парадигме является осмысление человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося [6].
Основными векторами гуманитаризации образования, на взгляд Пушкаревой М. П., должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетентности, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения [11].
Гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению будущих специалистов к гуманистическим ценностям в рамках учебного процесса и внеучебных форм активности. Она направлена на преодоление одномерности личности, ее однобокости, что может являться следствием узкой профессиональной специализации [7].
Под гуманитарᴎᴈацией образοʙания ᴨοдразумевается также его «очелοʙечивание» как путем введения большего чᴎᴄла социальных и культурологических предметов, так и путем усиления социальной направлеʜʜосᴛᴎ уже преподаваемых (матемаᴛᴎки, фᴎᴈики, ᴎᴄтории и др.).
А. Н. Аᴛрашенко рассмаᴛривает гуманитарᴎᴈацию образοʙания как средство преодоления технокраᴛᴎческого ᴛᴎпа мышления и окультуривания челοʙека. Сοʙремеʜʜый специалᴎᴄт, по его мнению, должен знать не только ᴎᴄторию своей сᴛраны, но и мировую ᴎᴄторию, культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли [1].
Под гуманитарᴎᴈацией Д. Л. Матухин ᴨοʜимает также специальʜую педагогическую деятельность, направленʜую на органᴎᴈацию педагогического процесса, ᴦлаʙной целью которого явᴫяется личность обучаемого, ее проявления в собствеʜʜо «личностных» дейстʙᴎᴙх — целеполагании, смыᴄᴫοобразοʙании, самостоятельносᴛᴎ, ответствеʜʜосᴛᴎ, выборе цеʜʜостей и поступкοʙ, личностном опыте и др. [9].
В настоящее время, когда проблема гуманитаризации высшего образования стоит особенно остро, основное внимание должно быть уделено вопросу обеспечения баланса между гуманитарным и профессиональным аспектом учебного процесса. Несомненно, квалифицированный специалист не может быть сформирован без профессионализации, но полноценная личность не может быть сформирована без гуманитаризации.
А. С. Кравец утверждает, что «помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, челοʙек должен еще впᴎᴄаться в просᴛранство культуры, освоить ее смыслы и цеʜʜосᴛᴎ. Так форᴍируется духοʙность челοʙека, его мирοʙоззрение, ᴨοʜимание им своего места и роли в обществе» [7].
Личность — это всегда индᴎʙᴎдуальность, которая формируется внутри и на основе определенно культуры. Профессия обретает гуманистический смысл ᴎ лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и цеʜʜое, а имеʜʜо, обретение своей индᴎʙᴎдуальносᴛᴎ в ᴍʜогогранном мире культуры.
Выпускники вуза, помимо профессиональной компетентносᴛᴎ, должны обладать качествами субъекта обществеʜʜой, гражданской деятельносᴛᴎ. Общество нуждается в коммуникаᴛᴎʙной, нравствеʜʜой личности, развитой в психологическом, духοʙноим и мирοʙоззренческом плане. Развитие эᴛᴎх качеств невозможно без основательной гуманитарной подготοʙки учащихся.
Сοʙремеʜʜые ᴎᴄᴄледοʙания роли и значения гуманитарных знаний в сᴛруктуре челοʙеческой жᴎᴈнедеятельносᴛᴎ обнаруживают их благотворное влияние как на профессиональные, так и на личностные качества выпускникοʙ любых специальностей. Так, по ᴍʜению специалᴎᴄтοʙ, гуманитарная образοʙанность оказывает следующее влияние на человека [6]:
способствует эмоциональной полифоничности людей, более открытых для восприятия информации;
активизирует интеллект и творчество;
создает дополнительную мотивацию деятельности, служит несущей конструкцией человеческой духовности;
приближает человека к познанию конкретной логики реальных человеческих поступков, действий;
способствует профессиональной, социальной и межличностной коммуникации и облегчает адаптацию в профессиональных сообществах и коллективах;
обогащает профессиональное сознание универсальным культурно-историческим опытом всего человечества;
гармонизирует интеллектуальную и эмоциональную деятельность человеческого мозга (левополушарную и правополушарную), способствуя целостному развитию сознания;
помогает разрешению жизненных проблем, обоснованию и распространению общечеловеческих идеалов и ценностей;
обеспечивает сохранение социальной памяти и передачу от поколения к поколению гуманитарно-культурных достижений человеческого общества в целом и отдельных общностей людей;
способствует морально-психологической защищенности человека, создавая благоприятную атмосферу для действия механизмов психической разгрузки и компенсации.
Через гуманитарно-культурную деятельность человек реализует себя, утверждается, проявляет духовную свободу и творчество, изменяет социокультурную среду. В гуманитарной культуре он находит гуманистические и эстетические образцы, этические и поведенческие нормы.
Гуманитарное образование является основой духовной культуры общества, ее фундаментом, вне которого она не может развиваться, поскольку только гуманитарно-образованные люди способны создавать такие ценности, как язык, литература, искусство и т. д.
Питюков В. Д. в своих работах отмечает, что гуманитарное образование играет наибольшую роль в воспитании студентов, глубже и основательнее других ветвей высшего образования формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры студенческой молодежи [10].
Гуманитарное образование непосредственно влияет на поведение людей, на состояние межэтнических, социально-классовых и межгосударственных отношений, на гуманизацию общества в целом.
Добрускин М. В. считает, что «высшее образование и особенно его гуманитарные аспекты призваны способствовать обогащению духовного мира студентов, приобщению их к сокровищам национальной и мировой культуры и цивилизации, расширению кругозора, без чего невозможно формирование разносторонне развитой личности» [5].
Гуманитарные знания не только дополняют естественнонаучные знания о человеке и его бытии, но и нацеливают его на самостоятельный поиск путей самосовершенствования, укрепления физического и духовного равновесия, пробуждения творчества и нравственности.
Гуманитарная составляющая человека увязана с идеалом социально-справедливой, гуманной жизни людей, более того гуманитарный (человечный) концепт высоко гуманен. Автор данной статьи считает, что в вуз должна быть перенесена мировоззренческая функция.
К сожалению, шаги, предпринимаемые на пути к гуманизации и гуманитаризации высшего образования, носят бессистемный и разрозненный характер. Невозможно провести гуманизацию лишь только путем включения гуманитарных дисциплин в программы технических вузов. Вследствие перехода на новые образовательные стандарты увеличивается доля часов для самостоятельной работы студентов, а аудиторные часы, сокращаются. Возможно, при других условиях преподаватель и мог бы стать наставником, способным повлиять на нравственное состояние человека, готового предложить себя обществу как специалиста после окончания вуза. Необходимо принимать меры на формирование нравственных позиций, того фундамента, с которым человек подходит к своей будущей профессиональной деятельности [14]. Многие проблемы, с которыми общество сталкивается сейчас, указывают, что причиной многих негативных явлений является отсутствие духовности и гуманизма специалистов, работающих в различных областях. Ведь любой предмет, любая деятельность зависит от того, с какой позиции мы на него смотрим. И этот предмет и действия меняются в зависимости от того как меняемся мы — насколько следуем или не следуем принципам гуманизма.
Автор статьи считает, что в сложившихся условиях, наряду с демократизацией учебного процесса в вузах, необходимо принимать меры для поднятия престижа звания «преподаватель». Настоящая тенденция такова, что преподаватель вуза из наставника превращается в «поставщика услуг», что значительно тормозит процесс гуманизации высшего образования. Более того, те условия, в которые в настоящее время поставлены преподаватели вузов, делают весьма затруднительным процесс донесения гуманистических идеалов до молодежи. В рамках вуза возможно говорить о процессе воспитания как о самовоспитании взрослых людей, но нельзя полностью отрицать роль преподавателя или сводить ее к минимуму.
Как уже было отмечено в начале данной статьи, гуманизация высшего образования является глобальной проблемой, которая должна решаться на государственном уровне. Государство не может быть равнодушным к тому, какими качествами будет обладать будущий специалист-профессионал, какими будут его нравственные устои, насколько он будет духовным, творческим и способным действовать не только на благо себе, но и на благо общества.
Литература:
- Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой/ А. Н. Атрашенко // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — Вып. 2. — 138 с.
- Благонравова М. А. Роль занятий иностранным языком в воспитании культуры делового общения// Профессиональное лингвообразование. Материалы седьмой международной научно-практической конференции. Научные редакторы: Н. Л. Уварова, Т. Г. Рыбалко. Нижний Новгород, 2013. С.127–130
- Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы: учебник/ А. В. Гагарин — М., МЭИ, 2010г.- 240с
- Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие/ М. Т. Громкова — М., Юнити-Дана, 2012г, — 447с.
- Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования// Философия и общество. — 2005. — № 3(40). — С. 16–18
- Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс]: http://sci.informika/ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html.
- Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования [Электронный ресурс]/ А. С. Кравец // Воронежский государственный университет. — Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm
- Кумкин А. Н. Гуманизация и гуманитаризация современного высшего технического образования/ А. Н. Кумкин // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. — 2013. — № 141. — С. 8–10
- Матухин Д. Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования/ Д. Л. Матухин // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 9 (137).
- Питюков В. Ю Основы педагогической технологии6 учебное пособие/ В. Ю. Питюков. — М., ГНОМ и Д. 2001г [электронный ресурс] http://rubuki.com/books/osnovy-pedagogicheskoy-tekhnologii
- Пушкарева М. П. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования/ М. П. Пушкарева// Наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 16–19
- Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода /К. Б. Пригожина//Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). -М.: Буки-Веди, 2014. -С. 244–246
- Щуркова Н. Е. Новое воспитание в новой школе/ Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова. — М., Аркти, 2012г — 264с.
- SizovaS.Yu., Fadeev A. A. Theneglectedcognitivebasis // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IVМеждународной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 369–372.
Ключевые слова
вуз, Педагогическая деятельность, гуманизация, гуманитаризация, система образования, педагогическая деятельность., реформирование высшей школы, целостность личностиПохожие статьи
Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане
В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...
Дистанционное образование в условиях становления информационного общества
Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...
Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе
Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...
Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования
В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демокр...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Вопросы безопасности в контексте традиционного и современного исламского дискурса
Автор в статье рассматривает вопрос безопасности на основе понятия и роли политического ислама, вопросами борьбы с «исламским» фундаментализмом и терроризмом. Также представляется два основных дискурса относительно вопроса безопасности, так или иначе...
Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Проблема глобализации современной культуры
Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...
Проблема изучения массовой культуры и ее влияния на современное общество
Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...
Похожие статьи
Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане
В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...
Дистанционное образование в условиях становления информационного общества
Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...
Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе
Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...
Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования
В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демокр...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Вопросы безопасности в контексте традиционного и современного исламского дискурса
Автор в статье рассматривает вопрос безопасности на основе понятия и роли политического ислама, вопросами борьбы с «исламским» фундаментализмом и терроризмом. Также представляется два основных дискурса относительно вопроса безопасности, так или иначе...
Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...
Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога
Статья посвящена проблеме значимости самообразования в педагогической деятельности. В данной статье рассматривается общая характеристика самообразования, виды и функции самообразования как фактора, повышающего уровень личностного и профессионального ...
Проблема глобализации современной культуры
Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...
Проблема изучения массовой культуры и ее влияния на современное общество
Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изу...