Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования
Автор: Шаронова Оксана Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 19.02.2016
Статья просмотрена: 554 раза
Библиографическое описание:
Шаронова, О. В. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования / О. В. Шаронова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9808/ (дата обращения: 15.11.2024).
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.
На сегодняшний день ставится задача трансформации профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности [4, с35]
В настоящее время работодатели во время приема на работу специалиста концентрируют свое внимание на профессиональные знания и умения, а также на большой круг общих компетенций. Так как работодателя хотят видеть опытных профессионалов. Необходимо отметить, что адаптация выпускников требует времени, производственной практики, самостоятельности, поэтому профессиональная деятельность начинается только после устройства на работу. Поэтому выпускники сталкиваются с большими проблемами при поступлении на работу, так как работодатель хочет видеть конкурентоспособного специалиста. На этом основании на первое место выступают компетенции, как сплав знаний, умений, отношений, опыта. Поэтому так важно комплексное мышление студента, развивающееся всеми дисциплинами и практиками, также важны глубокие междисциплинарные связи. В связи с этим немаловажное значение играет мотивация при изучении дисциплин. Но для того, чтобы мотив был принят обучающимися, он должен приобрести личностный смысл.
Сложившаяся структура подготовки в среднем профессиональном обучении такова, что выделяются общие и профессиональные компетенции. Первые формируются в основном на дисциплинах общей подготовки (истории, математики и др.), вторые на дисциплинах профессиональной подготовки. Поэтому необходимо убрать противоречия при организации подготовки студентов в СПО для того чтобы их общая компетентность и конкурентоспособность стали лучше. Процесс формирования компетенций в разных циклах должен быть согласованным и равноправным для этого необходимо определить точки соприкосновения составляющих этого процесса [3, с 145]
Самосовершенствование, которое предполагает обновление ранее полученных знаний, умений, навыков для выполнения профессиональной деятельности, понимается под компетенциями профессионального самообразования. Выход из сложившей ситуации можно найти с помощью комплексных заданий, которые соединяют как общие умения, так и специальные. Комплексные задания, которые несут информацию, связанную с профессиональной деятельностью, выдаются через рабочую профессию, которой овладевают одновременно с общими дисциплинами.
На факультете среднего профессионального образования обеспечиваются психолого-педагогические и методические условия, которые позволяют обеспечить трансформацию деятельности учебной в профессиональную; профессиональную деятельность в деятельность профессионального саморазвития.
Можно выделить следующие этапы при формировании самообразования у студентов: смыслообразующий, т. е. стимулирование потребности в поиске новых знаний и способов достижения этих знаний будет являться главной его целью; Под следующим этапом — формирующим понимается формирование основных компетенций самообразования на основе дисциплин профессионального блока. Третий этап — развивающий основывается на профессиональном образовании (компетенций), т. е. знаний, умений, практического опыта с целью дальнейшего его совершенствования в профессиональной деятельности.
Следуя рекомендациям Спириной В.И. и Ляховской С.Г. для наполнения названных этапов содержанием необходимо сделать анализ профессиональной деятельности. Обратимся к ФГОС (например, для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» базовой подготовки. Проще всего по его результатам составить матрицу «деятельность — операции — компетенции — компоненты компетенции» (таблица 1) [3, с 148]. На основе данной матрицы преподаватель общей дисциплины может составить задание по изучаемой теме для формирования определенных компетенций.
Использование активных методов обучения при изучении общих дисциплин позволит еще ближе познакомиться с ролью знаний и умений по дисциплине [2]. Сам процесс активных методов обучения предполагает, во-первых, неизбежно самостоятельную работу студентов, во-вторых, поиск дополнительной информации в различных источниках, в-третьих, необходимо привлечение знаний и умений из других дисциплин, значит, решается комплексная проблема, что в конечном итоге приведет к достижению практически значимого результата.
Таблица 1
Матрица «профессиональная деятельность— компетенции» (фрагмент)
Вид деятельности |
Операции |
Компетенции |
Компоненты компетенции |
Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования |
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Читать электрические схемы |
ПК 1.2. |
Определять местоположение неполадки при ремонте электрического и электромеханического оборудования |
|
Организация деятельности производственного подразделения |
Знать типовые способы решения задач по организации деятельности |
ОК 6. |
Подбирать материал для выполнения профессиональных задач |
Находить рациональный способ выполнения деятельности |
ОК 7. |
Выбирать метод организации при планировании деятельности подразделения |
|
Рассчитывать количество требуемого персонала |
ПК 3.2 |
Организовывать работу коллектива исполнителей |
Самостоятельная деятельность студента определяется содержанием учебной дисциплины (профессионального модуля), степенью подготовленности. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывая специфику специальной, изучаемой дисциплины (профессионального модуля) индивидуальных особенностей студента. Таким образом, при грамотной формулировке темы проекта (обеспечения профессиональной мотивации) налицо все компоненты процесса формирования компетенций, в том числе (и в первую очередь) элементов компетенций профессионального самообразования [6, с 3539].
Если рассматривать самообразование сегодня, то это готовность к профессиональной жизни, будущего специалиста-работника. Эта работа преподавателя и студента направлена на слаженную, совместную работу. Должна быть сформированная система, построение которой состояла бы в том, что работа должна вестись от мотивационной части до контрольно-оценочной. Внедрение данной системы на сегодняшний момент в данном учебном заведении предполагает под собой определенные трудности. С одной стороны данные трудности заключаются в разобщенности дисциплин, с другой недостаточная подготовка самих студентов в к самостоятельной работе, но эта работа очень важна для формирования профессионального самообразования.
Литература:
- Баранников А.В. Самообразование и компетентностный подход — качественный ресурс образования: Теория и практика. — М.: Московский центр качества образования, 2009. — 494 с.
- Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов / Гордеева В. В.// Журнал: известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2012. — № 28. — научная рубрика ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика.
- Журнал «Историческая и социально-образовательная мысль» Спирина В.И., Ляховская С.Г. Выпуск № 6-1 / 2014г
- Михалищева, М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
- Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] (http://www.herzen.spb.ru/main/management/us/)
- Шаронова О.В. Роль самостоятельной работы студента в формировании профессиональных компетенций. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. — Электрон. Дан. — Оренбург: ОГУ 2014. http://conference.osu.ru/