Развитие у детей старшего возраста познавательной активности и способности к интеллектуальной деятельности посредством математических олимпиад | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Альмушева, Е. Н. Развитие у детей старшего возраста познавательной активности и способности к интеллектуальной деятельности посредством математических олимпиад / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9813/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одним из средств развития уровня интеллектуальных способностей мы выбрали математические олимпиады и подготовку к ним. Издавна педагоги стремились оживить и сделать преподавание «сухой» математики более интересным. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации и новых компьютерных технологий. В этих условиях в развитии элементарных математических представлений дошкольника особую ценность приобретает формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

«Мысль — цветок, слово — завязь, дело — плод» — так говорил знаменитый философ Ралф Уолдо Эмерсон (1803–1882). Интеллект — это способность мыслить, а не сумма знаний. У детей нашей группы мы решили развивать интерес к знаниям, приучать охотно и сознательно мыслить. Сначала работа велась с детьми, у которых более развиты внимание, память, мышление, усидчивость. Затем проявили интерес дети неусидчивые, подвижные, которые заинтересовывались заданием, но рассчитывая на быстрый результат и не получая его, отходили, занимались своими делами, но время от времени включались в обсуждение, вносили предложения и очень радовались, когда задание решалось благодаря общим усилиям. Возникала обратная связь, то есть отзывчивость памяти на образы. Очень нравились детям задания, развивающие изобретательность и сообразительность, такие как преобразования и выкладывание из палочек, например, «Весы», «Две рюмки», «Флюгер», «Квадраты»; развертки, игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг» и другие из книги Михайловой З. А. «Игровые задачи для дошкольников». Как показала практика, лучший результат у тех детей, которые выполняют эти задания не только во время организованной образовательной деятельности, но и дома при активном участии родителей. Потом интерес закрепляется и проявляется в самостоятельной деятельности.

В нашей группе стараемся сопровождать математические задания музыкальным оформлением (выполнением конструктивных заданий под тихую спокойную музыку), использованием аппликации при обучении счету и решении задач, вводим в организованную образовательную деятельность проблемные ситуации, требующие осмысления, размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Детям интересны проблемно-игровые ситуации с привлечением сказочных персонажей: «Почему поссорились Том и Джерри?», «Обида Незнайки», «Как Винни-Пух и Пятачок делили справедливо». На этапе обучения решению проблемных ситуаций помогают различные приемы: переформулирование условий задачи, наводящие задачи (задачи подсказки), готовый вариант решения.

При подготовке к олимпиадам мы старались использовать в организованной образовательной и в свободной деятельности кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихотворений, загадок, пословиц. В их подборе нам активно помогали родители. Весь этот речевой материал позволяет в процессе игры решать такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей логических структур мышления, развивают речь, тренируют внимание, память, закладывают основы творчества.

Радость развлечения постепенно переходит в радость учения. Разобрав с детьми одно из заданий, предлагаем придумать свое, или перестроить ее, поменять последовательность событий, переложить задания на новую сюжетную основу, продумать собственное развитие данной сказки.

Можно использовать прием прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений. Такие задания эффективно активизируют мыслительную деятельность детей.

Во время обсуждений дети учились работать сообща, объединяться в пары, выслушивать друг друга, предлагать свой вариант решения, не обижаться. Дети стали придумывать свои задания: ребусы, лабиринты, задачи. Мы решили проводить «Вечер вопросов и ответов», где каждый ребенок мог попробовать себя в роли ведущего или игрока.

В результате систематических игр-заданий у детей повысился интерес к обучению, укрепилась уверенность в себе, в своих возможностях, появился интерес к соревнованиям друг с другом. И тогда мы решили провести математическую олимпиаду. Олимпиады способствуют сплочению коллектива, формированию умения договориться, вовремя прийти на помощь, подбодрить товарищей, повышению самооценки, развитию интереса, расширению кругозора, развитию умения контролировать свои эмоциональные переживания. Во время олимпиады ребенок утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно.

Сначала олимпиады проводились как итоговое мероприятие за год, полугодие, но в ходе работы оказалось, что дети воспринимают олимпиаду как игру, как праздник — серьезную, ответственную, эмоционально напряженную, но все-таки игру, со своими правилами, ведущими, результатами, возможностью действовать. А праздник, потому что ждут с нетерпением, готовятся, переживают, сообщают о предстоящем мероприятии родителям, подбирают наряды; да и зал встречает их тематическим оформлением, приходят сказочные персонажи и т. д. Американский психолог Эрих Фромм говорил: «Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Решено было в олимпиады ввести музыкальные паузы (песенные, танцевальные), минутки отдыха, во время которых дети могли получить научно — достоверную информацию от сказочного персонажа, ведущего, из наглядных пособий и технических средств, подвигаться, попить сок.

Темы для олимпиад брали разнообразные: посвященные праздничным датам (Дню Защитника Отечества, Дню космонавтики, Дню города), календарным праздникам (встреча зимы, Масленица). Особенный интерес вызвали олимпиады по сюжетам знакомых сказок: «В гостях у двенадцати месяцев», «Приключения Дюймовочки», «Незнайка в кругу друзей», «Сказка о потерянном времени».

Олимпиада «Сказка о потерянном времени» включала в себя задания только по теме ознакомление с временными представлениями. Были подобраны и изучены пословицы и поговорки о времени, задачи на смекалку. В олимпиаду были включены задания на нахождение времени по часам, работа по календарю, решение логических задач на определение дней недели и другие задания. Использование знакомого сказочного сюжета в олимпиаде помогает еще раз вспомнить этические нормы поведения, правила этикета, они формируются естественно и непосредственно (помоги тому, кто нуждается в помощи, не обманывай, делись), учат оценивать свои поступки и поступки других, приучают жить в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Мы пригласили родителей в качестве зрителей на олимпиаду, посвященную Дню защитников Отечества. Во время олимпиады казалось, что родители волновались больше игроков, пытались подсказать ответ, переживали в случае неверного решения.

Мы поняли, что родители не лишены азарта, у них есть интерес к этой деятельности и пригласили их принять участие в итоговой математической олимпиаде «Незнайка в кругу друзей». Мы снова исходили из того, что олимпиада это праздник, развлечение.

Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. Родители усвоили важные заповеди:

 поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое,

 отвечать на вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что ему нравится, т. к. принудительное обучение бесполезно,

 только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

В поиске занимательных игр и заданий чаще всего обращаемся к пособиям таких авторов, как: А. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Б. П. Никитин, В. В. Воскобович, А. А. Столяр, Л. Г. Петерсон, А. Зак, В. В. Волина, В. И. Ковалев, В. В. Голева, А. Д. Гетманова, А. А. Смоленцева, О. В. Суворова и др.

Много хороших впечатлений осталось от проведения совместной олимпиады, и мы решили не останавливаться на этом, а пробовать еще и еще, а также искать новые формы проведения олимпиад.

В последнее время активно сотрудничаем с Центром образовательных инициатив при содействии Сибирского института непрерывного дополнительного образования города Омска и принимаем участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах «Мечтай! Исследуй! Размышляй!». С большим интересом наши дети неоднократно принимали участие в открытых Межрегиональных и Всероссийских турнирах способностей «РостОк» для детей старшего дошкольного возраста, организаторами которых являются ООО «Инициатива», факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» и одерживали в них победы. Участники интеллектуальных турниров имеют дипломы I и II степени и очень ими гордятся. Вместе с нами успехами своих детей гордятся и родители. Ведь в успехе детей есть и их заслуга.

Наши дети скоро пойдут в школу, а успешность обучения зависит от того, насколько развиты познавательные способности, а именно:

 умение разбирать условия разнообразных задач,

 умение планировать деятельность по решению задач,

 умение обосновывать способ решения.

И нам хочется верить, что наши дети, полюбившие олимпиады, не будут испытывать затруднений в усвоении учебного материала, так как поиск решений, проявление сообразительности для них развлечение и праздник.

Литература:

  1. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду: методические рекомендации. М.: Сфера, 2013.
  2. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, олимпиада, задача, время, время олимпиады, игра, организованная образовательная деятельность, потерянное время, решение задач.

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Формирование и развитие коммуникативных способностей у воспитанников с помощью занятий литературно-театральным творчеством

Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Формирование и развитие коммуникативных способностей у воспитанников с помощью занятий литературно-театральным творчеством

Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность