Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики
Автор: Жабина Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.03.2016
Статья просмотрена: 1539 раз
Библиографическое описание:
Жабина, С. А. Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики / С. А. Жабина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9815/ (дата обращения: 15.11.2024).
Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.
Грамотный человек сегодня:
- владеет навыками функционального чтения;
- обладает компетентностью в области использования ИКТ-технологий;
- владеет одним-двумя иностранными языками.
Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны “переваривать” гигантские потоки информации
А. В. Хуторской — доктор педагогических наук, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [2]
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [2]
ИКТ-компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность:
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках информатики, выделила несколько достаточно эффективных средств:
1) Компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;
2) Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, проектирование уроков на основе ИКТ;
3) Использование активных методов обучения на уроках информатики.
Остановимся подробнее на последних двух пунктах. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения.
Чаще всего в рамках своих уроках использую: — мультимедийные презентации — на каждом уроке; участие в интернет олимпиадах по информатике с 5 по 11 класс; организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся на уроках информатики; работа с интернет-технологиями на основе сервисов — создание фотоальбомов по определенной тематике в OpenShot — 11 классы, составление опорных схем или интеллект карт OpenOffice — 7–8 классы, работа по созданию интерактивных презентаций — 10 класс, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике — 11 класс, работа с ЭОРами и ЦОРами по информатике — с 5 по 11 класс и т. д.
Современные активные методы обучения — это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
• активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
• повышать результативность учебного процесса;
• формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы. [1]
Чаще всего на своих уроках информатики я применяю следующие методы активного обучения:
- Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательская работа «История развития средств передачи информации», «Поколения компьютеров», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Состав ПК. Выбери себе компьютер» и т. д.
- Мозговой штурм — является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. При работе следует обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
I уровень — что ты знаешь?
II уровень — как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
III уровень — применение, анализ, синтез
Урок в по теме «Состав ПК» 8 класс мозговой штурм по теме «Вреден ли компьютер для человека?», «Внешние носители информации — недостатки и достоинства» или в теме «Исполнители» мозговой штурм по уровням:
I уровень — Приведите примеры исполнителей;
II уровень — Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?
III уровень — А нужны ли нам исполнители?
Или в теме «Алгоритмизация и программирование» 9 класс мозговой штурм «Циклический алгоритм».
I уровень — С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?
II уровень — Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?
III уровень — А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
- Баскет-метод — во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции. Например, при изучении темы «История развития вычислительной техники», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или при изучении темы «Состав ПК, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачами — кардиологом, терапевтом, окулистом, невропатологом, хирургом» и исследовать проблему «Влияние компьютера на здоровье человека» здесь возможен и интегрированный урок информатика-биология.
- Тренинги — практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
Например, тренинг по теме «Виды алгоритмов», тренинг «Составление циклических алгоритмов».
- Синквейн-способ творческой рефлексии — «стихотворение», написанное по определенным правилам.
1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка — фраза, несущая определенный смысл (4 слова)
5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю — в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн — резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 9-ом классе.
- Клавиатура.
Прямоугольная, белая.
Пишет, лежит, ломается.
Служит для набора текста.
Клавиши.
- Цикл
Сложный, разный.
Повторяется, работает, зацикливается
Без цикла нельзя начистить картошку
Повторения.
- Презентация.
Интерактивная, интересная.
Показывает, заинтересовывает, информирует.
Служит для украшения выступления.
Слайды.
Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд, являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Формирование ИКТ-компетентностей ученика происходит, в основном, на уроках информатики. Но и учителя, преподающие другие предметы, могут внести свою лепту.
Литература:
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
- Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»). — 3,5 п.л.