Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 1539 раз

Библиографическое описание:

Жабина, С. А. Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики / С. А. Жабина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9815/ (дата обращения: 15.11.2024).



Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Грамотный человек сегодня:

  • владеет навыками функционального чтения;
  • обладает компетентностью в области использования ИКТ-технологий;
  • владеет одним-двумя иностранными языками.

Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны “переваривать” гигантские потоки информации

А. В. Хуторской — доктор педагогических наук, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [2]

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [2]

ИКТ-компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность:

 успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);

 подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

 жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках информатики, выделила несколько достаточно эффективных средств:

1) Компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;

2) Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, проектирование уроков на основе ИКТ;

3) Использование активных методов обучения на уроках информатики.

Остановимся подробнее на последних двух пунктах. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения.

Чаще всего в рамках своих уроках использую: — мультимедийные презентации — на каждом уроке; участие в интернет олимпиадах по информатике с 5 по 11 класс; организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся на уроках информатики; работа с интернет-технологиями на основе сервисов — создание фотоальбомов по определенной тематике в OpenShot — 11 классы, составление опорных схем или интеллект карт OpenOffice — 7–8 классы, работа по созданию интерактивных презентаций — 10 класс, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике — 11 класс, работа с ЭОРами и ЦОРами по информатике — с 5 по 11 класс и т. д.

Современные активные методы обучения — это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:

 • активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;

 • повышать результативность учебного процесса;

 • формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы. [1]

Чаще всего на своих уроках информатики я применяю следующие методы активного обучения:

  1. Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательская работа «История развития средств передачи информации», «Поколения компьютеров», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Состав ПК. Выбери себе компьютер» и т. д.
  2. Мозговой штурм — является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. При работе следует обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

 I уровень — что ты знаешь?

 II уровень — как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

 III уровень — применение, анализ, синтез

Урок в по теме «Состав ПК» 8 класс мозговой штурм по теме «Вреден ли компьютер для человека?», «Внешние носители информации — недостатки и достоинства» или в теме «Исполнители» мозговой штурм по уровням:

 I уровень — Приведите примеры исполнителей;

 II уровень — Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

 III уровень — А нужны ли нам исполнители?

Или в теме «Алгоритмизация и программирование» 9 класс мозговой штурм «Циклический алгоритм».

 I уровень — С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?

 II уровень — Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?

 III уровень — А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

  1. Баскет-метод — во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции. Например, при изучении темы «История развития вычислительной техники», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или при изучении темы «Состав ПК, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачами — кардиологом, терапевтом, окулистом, невропатологом, хирургом» и исследовать проблему «Влияние компьютера на здоровье человека» здесь возможен и интегрированный урок информатика-биология.
  2. Тренинги — практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

Например, тренинг по теме «Виды алгоритмов», тренинг «Составление циклических алгоритмов».

  1. Синквейн-способ творческой рефлексии — «стихотворение», написанное по определенным правилам.

1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл (4 слова)

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним).

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю — в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн — резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 9-ом классе.

  1. Клавиатура.

Прямоугольная, белая.

Пишет, лежит, ломается.

Служит для набора текста.

Клавиши.

  1. Цикл

Сложный, разный.

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Повторения.

  1. Презентация.

Интерактивная, интересная.

Показывает, заинтересовывает, информирует.

Служит для украшения выступления.

Слайды.

Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд, являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.

Формирование ИКТ-компетентностей ученика происходит, в основном, на уроках информатики. Но и учителя, преподающие другие предметы, могут внести свою лепту.

Литература:

  1. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
  2. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»). — 3,5 п.л.
Основные термины (генерируются автоматически): III, урок информатики, мозговой штурм, активное обучение, активный метод обучения, информационное общество, уровень, образовательный процесс, условие экономики, учебный процесс.

Похожие статьи

Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ

Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Применение образовательных инноваций на уроках иностранного языка

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

Особенности психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

Похожие статьи

Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ

Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Применение образовательных инноваций на уроках иностранного языка

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

Особенности психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ