Корреляция уровня умственной работоспособности и режима дня школьника
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Овчарова Марина Васильевна, Панкова Ольга Михайловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.02.2016
Статья просмотрена: 137 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Корреляция уровня умственной работоспособности и режима дня школьника / В. Н. Хаустова, М. В. Овчарова, О. М. Панкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9853/ (дата обращения: 15.11.2024).
Корреляция уровня умственной работоспособности и режима дня школьника
Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. С чем же связаны индивидуальные особенности работоспособности, как они проявляются?
Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности зависят от большого количества разных факторов: физическое развитие, функциональное состояние организма, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, состояние здоровья, эмоциональное состояние.
До начала уроков примерно половина детей в младшем возрасте имеет средний уровень работоспособности, около 30 % — высокий, 20 % — низкий. По динамике изменений в течение дня выделяют 9 типов индивидуальной работоспособности. На сохранение высокой степени работоспособности влияет прежде всего состояние здоровья школьника. Дети ослабленные, часто болеющие, дети с отклонениями психоневрологического статуса отличаются низким уровнем работоспособности. Но и у здорового ребенка, хорошо успевающего, может быть она снижена после перенесенного заболевания.
Большую роль вносят особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность. Они быстро включаются в работу, энергичны, на уроке внимательно слушают, активны, легко переключаются на другой вид деятельности, могут достаточно долго работать не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью; они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются. Но если такой ребенок заинтересован, то может работать легко и упорно.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медлительны во всем. Однако включившись, они могут работать долго и упорно, но переключиться и перестроиться им очень сложно.
Дети со слабым типом нервной системы пассивны, их не видно и не слышно; работая, постоянно отвлекаются, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности неблагоприятного типа.
Огромную роль в сохранении работоспособности играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Необходимо формировать интерес не оценке, не к конечному результату, а к самой работе, учебному труду. Специальные исследования показали, что значительная часть учителей начальных классов считает трудолюбие и прилежание основными факторами, обеспечивающими успешность обучения сами по себе. Это не так, потому что трудолюбие и прилежание могут обеспечить эффективность учения только в сочетании с определенным уровнем состояния здоровья, обучаемости, мотивации и другими факторами. При разработке дифференцированных методов обучения необходимо учитывать весь этот комплекс в целом. Хотим обратить внимание не только на то, что учитель должен знать, как дифференцировать подачу материала, но и на то, чтобы педагог имел право это делать. Специальные исследования показали, что дифференцирование педагогического процесса позволяет повысить успеваемость и, что особенно важно: значительно улучшить функциональное состояние детей и психологический климат в классе. Мнение педагога, ежедневно работающего с данным ребенком, знающего и учитывающего его возможности, темп продвижения, должно быть определяющим.
Рассмотрим еще один основополагающий фактор — рациональную организацию режима дня школьника. Что это? Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка. Во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе. В-третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребенка.
Итак, школьник встал, сделал утреннюю гимнастику, которая прогонит остатки сна, позавтракал. Завтрак обязательно должен быть горячим. Занятия в школе приходятся на период наибольшей работоспособности в течение дня, а затем наблюдается ее спад. Вот почему ребенку необходимо сначала пообедать уже дома, а потом отдохнуть. Желательно, чтобы отдых был активным на свежем воздухе, 3–3,5 часа в день. Нередко родители лишают сына или дочь прогулки в наказание за плохие отметки или поведение, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижая работоспособность ребенка. Лучшим отдыхом и профилактикой нарушения осанки для ослабленных детей является дневной полуторачасовой сон в хорошо проветренной комнате. Поговорим о приготовлении домашних заданий. Максимальная продолжительность умственной деятельности младшего школьника составляет 30 минут с 15-минутным активным перерывом, физкультминутками под музыку. Оптимальным временем для приготовления уроков является период с 15 до 17 часов [2]. Начинать выполнение заданий следует с менее сложных (помним о врабатывании), а затем переходить к более сложным. Необходимо, чтобы у школьника было время на занятия по интересам, на чтение, просмотр телепередач не более 40–45 минут в день. Самые трудные для ребенка задания — чтение, написание элементов цифр и букв, решение задач. Специальными исследованиями установлено: длительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 мин.; в 7–8 лет — 10 мин. Оптимальная продолжительность непрерывного письма — 2 мин. 40 сек.
Не следует забывать о гигиенических требованиях: нельзя смотреть лежа, только сидя на расстоянии от 2 метров от экрана, обязателен подсвет сзади, чтобы снизить контрастность экрана. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать ночью. Так, первокласснику необходим сон в 11,5 часов в сутки, включая дневной сон. Время, когда ребенок ложится спать, не должно зависеть от внешних причин, желания или нежелания ребенка, оно всегда должно быть в одно и то же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нельзя перед сном играть в шумные азартные игры, заниматься спортом, смотреть «страшные» фильмы, устраивать перед сном «разборки полетов».
Большой вклад в исследовании работоспособности человека внес американский ученый Поль Брегг. Он утверждал, что ведущей силой организма человека являются нервная сила. Ученик, у которого она есть, счастлив и активен, здоров и жизнерадостен. Нервная сила и телесное здоровье внутренне взаимосвязаны [1]. На снижение резервов нервной силы влияют: нерегулярное, низкокалорийное питание, нехватка свежего воздуха, недостаточный или поверхностный сон, физическое, эмоциональное и психическое напряжение, переутомление, стрессы, гнев, тревога, ненависть, жадность, горе, сильное возбуждение и другие негативные эмоции. Такие дети и взрослые легко поддаются под влияние других, не верят в себя, в свои способности, становятся тревожными. Тревожность — главный признак низкой нервной силы, В организме ребенка налицо две формы нервной силы. Первая — мышечная. Ее высокий уровень обеспечивает крепкое здоровье. Второй духовной нервной силой ученый считал психическую энергию, с помощью ее формируется интеллект, память, личностные качества человека, который владеет своими эмоциями. Поэтому при составлении плана урока, режимных моментов учителю необходимо учитывать такое понятие, как «работоспособность» для того, чтобы вырастить наших детей здоровыми и остаться здоровыми самим с наименьшими затратами.
Литература:
- Поль С. Брегг. Нервная сила: Перевод С.Суворова. Издание на русском языке/ Патриция, Брегг.-М.:ООО «Попурри», 2015.- 365 с.
- М. М. Безруких. Рабочие тетради: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться»/ А. Г.,Макеева, Т. А.,Филиппова. — М., «Вентана-Граф», 2002.-65 с.