Анализ системы проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 784 раза

Библиографическое описание:

Воронцова, И. В. Анализ системы проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив / И. В. Воронцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9857/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена анализу системы проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив. Автор раскрывает понятие «молодежные профессиональные инициативы»; выделяет основные цели, этапы, сроки, «слабые» и «сильные» стороны проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив.

Ключевые слова: молодежные профессиональные инициативы; конкурс.

Важность подготовки специалистов, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающих такими качествами, как активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, креативность, отмечается во многих государственных документах: Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [1], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Указе Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [3], Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [4]и др.

В Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» в качестве актуального направления развития города Москвы как города образованной и креативной молодежи определено поддержка среды социализации студенческой молодежи, стимулирование молодежных проектов и инициатив в интересах города Москвы [1].

В программе «Столичное образование» отмечается, что «система высшего и непрерывного профессионального образования города Москвы должна укрепить прямые связи с рынком труда, формировать кадровый ресурс города Москвы, обладающий компетентностями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе, а также в секторах, значимых для обеспечения высоких стандартов качества жизни населения: образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и т. д. Вузовская система в городе Москве должна стать основой развития инновационной экономики через существенное усиление вклада исследований, разработок, предпринимательских инициатив преподавателей и студентов». Реализация мероприятия 03Г0300. «Активизация потенциала студенчества как «двигателя» развития города Москвы» включает в себя разработку комплекса мер по поддержке студенческих предпринимательских, интеллектуальных, культурных инициатив, организацию и проведение конкурсов проектов [1].

Степень модернизации экономики России, комплекс всероссийских и городских мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность и развитию ее предпринимательского потенциала создают необходимые предпосылки для активизации участия студентов в реализации инновационных проектов и своих инициатив.

В свою очередь образовательная среда вуза должна быть ориентирована на формирование интереса и мотивации обучающихся к проектной, инновационной деятельности, положительной мотивации к развитию предпринимательских компетенций, актуальных навыков управления проектами и культуры предпринимательства. Формирование у студентов и молодых ученых университета стимулов и поведенческих компетенций, необходимых для успешной предпринимательской деятельности, повышение информированности в этой области, создание для них стартовых условий будет способствовать решению целого ряда проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты.

В связи с этим крайне актуально создать в вузе систему развития студенческих предпринимательских, интеллектуальных, культурных, социальных инициатив. В контексте профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза развитие предпринимательских способностей учащихся приобретает особую значимость. Необходимость решения этой задачи продиктована потребностями современного общества и рынка труда, который предполагает готовность выпускника вуза найти свое место в условиях конкуренции. Способность к инициативной профессиональной деятельности является важнейшим профессионально значимым качеством современного специалиста.

Развитие молодежных профессиональных инициатив — это комплексная многоэтапная программа, которая включает в себя разнообразные формы и технологии поддержки и продвижения инновационных проектов, проектирование индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих развить творческий и научный потенциал учащихся, формирование сообщества молодых, инициативных, опирающихся на инновационные технологии предпринимателей.

В связи с глобальными изменениями, произошедшими в России и во всем мире за последние десятилетия, в современной ситуации в стране и обществе как никогда актуальной становится проблема поддержания и развития молодежных профессиональных инициатив. Работа в данном направлении ведется ни один год. Рассмотрим и проанализируем систему проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив.

Анализ опыта проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив показал, что эти конкурсы можно разделить на несколько категорий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статус конкурса

Название конкурса

Дата / год проведения

Город

Международные конкурсы

Международный конкурс молодежных проектов «инновационный потенциал молодежи-2012»

2012 г.

Москва

Международный конкурс проектов «Молодежные инициативы: инициация, разработка, внедрение, сопровождение»

С 15 января 2013 г. по 16 марта 2013 г.

22 мая 2015 г.

Екатеринбург

Международный конкурс «инициативы XXI века» института бизнеса, психологии и управления

I этап — 1 октября 2015 года — 10 ноября 2015 года

II этап — до 15 декабря 2015 года

III этап — до 25 декабря 2015 года (финал)

Москва

Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс молодежных проектов 2013 года

с 1 ноября по 17 декабря 2013 г.

Екатеринбург

Всероссийский конкурс молодежных разработок и образовательных инициатив в сфере энергетики в рамках Молодежного дня III Международного форума энергоэффективности и энергосбережения — ENES 2014

Ноябрь 2014 г.

Москва

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономические развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия»

Первый этап — региональный (с 30 декабря 2014 года по 15 апреля 2015 года).

Второй этап — федеральный (с 15 апреля по 1 сентября 2015 года).

Москва

Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива»

Проводится ежегодно.

Санкт-Петербург, Ярославская область, Анапа, Уфа и другие города

Республиканские конкурсы

Республиканский конкурс бизнес-проектов среди молодежи в области предпринимательства «Молодежный бизнес-проект-2011»

С 01 апреля 2011 г. по 31 июля 2011 г.

Республика Тыва

Республиканский конкурс молодежных бизнес-проектов и бизнес идей «Молодежный проект — 2012»

2012 г.

Республика Башкортостан

Республиканский конкурс молодежных проектов в 2014 году

Апрель-30 октября 2014 года

На территории Республики Коми

Республиканский конкурс «Молодежный бизнес-проект 2014»

С 1 февраля по 31 июля 2014 года.

Республика Тыва

Городские конкурсы (московские)

Второй конкурс предпринимательских проектов по программе «Фонд поддержки инновационного предпринимательства» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

С 15 октября 2011 г. по 15 декабря 2011 г.

Москва

Конкурс молодежных инициатив «Молодые педагоги — московскому образованию»

С 01 декабря 2014 г. по 27 марта 2015 г.

С 01 февраля 2016.

по 29 апреля 2016 г.

Москва

Городские конкурсы (другие города, регионы)

V конкурс «Лучший предпринимательский проект молодежи г. Магнитогорска

С 01 ноября 2007 г. по 15 июня 2008 г.

Магнитогорск

Конкурс студенческих проектов «Моя инициатива в образовании»

С 01 ноября 2008 г. по 30 апреля 2009 г.

Омск

Региональный студенческий конкурс бизнес-проектов малого и среднего бизнеса»

С 15 октября 2010 г. по 30 апреля 2011 г.

г. Невинномысск Ставропольского края

Конкурс молодежных бизнес-проектов «Путь к успеху!»

С 16 августа 2011 г. по 30 октября 2011 г.

Югорск

Губернский конкурс поддержки молодежных проектов и инициатив

С 14 мая 2012 г. по 15 декабря 2012 г.

Ульяновск

Общегородской конкурс молодежных инициатив «Новые перспективы — 2014»

Июнь 2014 г.

Нижний Новгород

Конкурс «Моя законотворческая инициатива» и проводится в рамках областной акции «Я — гражданин Российской Федерации» 2014–2015 учебного года

С ноября 2014 года по апрель 2015 года

Вологодская область

Конкурс «Молодежная инициатива»

С 15 сентября по 24 октября 2015 г.

Владивосток

Конкурс молодежных инициатив «Шаг в будущее».

Проводится с 01 августа по 25 сентября ежегодно.

Брянск

Муниципальные конкурсы

Муниципальный конкурс педагогических инициатив с использованием ИКТ в рамках проекта «Информатизации системы образования»

С 22 сентября 2008 г. по 30 марта 2009 г.

с. Краснотуранск Красноярского края

Муниципальный конкурс молодежных проектов «Молодежные инициативы — развитию города»

С 15 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г.

Горно-Алтайск

Муниципальный конкурс молодёжных проектов «Пласт молодёжный»

Первый этап — с 23.02. 2015 г. до 16.03.2015 г.

Второй этап — 24 марта 2015 г.

Пласт

Окружные конкурсы

Конкурс социальных проектов молодежи Северо-Восточного административного округа

С 07 ноября 2012 г. по 01 декабря 2012 г.

Москва

Конкурс студенческих и молодежных социальных проектов Южного административного округа города Москвы «Молодежная инициатива — 2014»

2 декабря 2014 г.

Москва

Цельюпроведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив является:

 популяризация и симулирование предпринимательской деятельности;

 повышение предпринимательской активности среди молодежи и формирование молодых предпринимателей через поддержку инициатив в предпринимательской сфере;

 вовлечение молодежи в инновационную проектную деятельность и создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства в молодежной среде.

Анализ опыта проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив показал, что участниками конкурсов могут быть, как правило, граждане от 18 до 30 лет.

Конкурсы проводятся, как правило, в несколько этапов:

I этап — Прием заявок на участие в конкурсе;

II этап — Прием работ, защита бизнес-проектов;

III этап — Финал (награждение победителей).

Сроки проведения конкурсов колеблются от одного до восьми месяцев.

Победители конкурсов, как правило, получают финансовую, организационную, информационную поддержку и рекомендованы для практической реализации своего проекта. Победитель несет полную ответственность за использование средств, выделенных на реализацию проекта. В указанные в договоре сроки представляет финансовый отчет, документально подтверждающий расходы по проекту, и аналитический отчет, описывающий процесс реализации и результаты проекта.

Организация, проведение и подведение итогов конкурсов возлагается на следующие структуры:

 Оргкомитет конкурсов. Формируется учредителями из своих представителей и осуществляет общее руководство подготовкой и проведением конкурсов.

 Конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия формируется оргкомитетом и утверждается учредителем конкурсов. В состав конкурсной комиссии входят профессиональные эксперты, представители общественных организаций, представители учредителя конкурсов.

 Экспертная комиссия. Формируется из независимых граждан, имеющих профессиональные познания в той или иной области наук, общественных отношений, пользующихся определенным авторитетом. Экспертная комиссия создается для рассмотрения и оценки проектов в ходе профессиональной экспертизы конкурсов. Формируется учредителями и утверждается на заседании Оргкомитета.

Проанализировав опыт проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив, мы пришли к выводу, что проекты, поданные на конкурс:

 должны иметь общественные цели и не противоречить действующему законодательству;

 реализовываться на территории Российской Федерации;

 не поддерживать финансово какую-либо политическую партию или кампанию;

 иметь инновационный характер;

 иметь эффект для широкого круга учреждений, организаций, предусматривать распространение результатов для других учреждений, организаций и их презентацию для широкой общественности;

 предусматривать вовлечение в процесс реализации проекта широкого круга населения; осуществляться в сотрудничестве с другими организациями, а также государственными / муниципальными органами власти, независимыми экспертами;

 обеспечивать продолжение деятельности по проекту после окончания периода финансирования, предусматривать возможность выхода проекта на самофинансирование;

 быть оформлены в соответствии с установленными требованиями.

При оценке проектов, как правило, принимаются во внимание следующие аспекты:

  1. Востребованность проекта:

а) наличие четко сформулированной проблемы, описания целевой группы проекта;

б) заинтересованность целевой группы в реализации проекта;

в) наличие анализа рисков и угроз, а также мер по их преодолению;

г) инновационный характер проекта.

2. Выполняемость проекта:

а) соответствие предложенных механизмов реализации проекта поставленным задачам;

б) соответствие профессиональных возможностей участников проекта планируемой деятельности;

в) финансовые и организационные возможности организации-заявителя;

г) измеримость и конкретность ожидаемых результатов;

д) оптимальность соотношения затрат и результатов проекта, проработанность бюджета.

3. Устойчивость проекта:

а) наличие поддержки проекта на местном уровне;

б) возможность продолжения деятельности и дальнейшее развитие проекта с опорой на местные ресурсы;

в) возможность использования практического опыта реализации проекта другими учреждениями и организациями в других территориях РФ.

Однако, проанализировав ряд конкурсов, можно выделить «слабые» и «сильные» стороны проведения указанных мероприятий.

Самым большим достоинством, на наш взгляд, является то, что конкурсы молодежных профессиональных инициатив дают возможность значительно расширить круг лиц, участвующих в достижении целей проектов.

Конкурсы молодежных профессиональных инициатив обеспечивают организацию работы на принципах информационной открытости и прозрачности принимаемых решений.

Проведение Конкурсов способствует в целом повышению эффективности предпринимательских мер за счет поддержки инновационных проектов и выявления новых лидеров.

Другим достоинством для организаторов может послужить свежий поток хороших проектов.Каждый мыслит по-разному и особенно, за счет этого результат оказывается многогранным, а иногда весьма неожиданным. Организаторы часто этим пользуются и выбирают лучшее, что можно выбрать на их субъективный взгляд.

К недостаткам проведения конкурсов относятся следующие.

Проблема информирования: неэффективная передача информации, приводящая к ошибочным интерпретациям, искажению смысла, а также слабая обратная связь и рефлексия событий. Иными словами, информация о каком-либо проекте, конкурсе и др. зачастую остается доступной только непосредственно организаторам и узкому кругу лиц. Можно говорить о том, что если информация о каком-либо проекте, конкурсе и др. не дошла (но дошла, но в искаженном или неполном виде) до адресата, то продуктивность данного события в целом и значимость работы организаторов, в частности, значительно снижается, так как целевая группа может просто оказаться «не в курсе дел».

Сложность конкурсной документации: для участия в некоторых конкурсах к заявке необходимо приложить заверенные печатью и подписью руководителя организации-заявителя такие документы, которые усложняют процедуру участия в конкурсе: копия устава, заверенная организацией-заявителем, письма поддержки и / или договоры о намерениях с организациями партнерами (гарантийные письма, подтверждающие финансирование из других источников и др.), дополнительные материалы в зависимости от специфики проекта (письма поддержки от местных властей, от авторитетных деятелей и/или организаций, профессиональное резюме ведущих проекта и ключевых его исполнителей и др.).

Некоторые конкурсы затянуты по времени: участники регистрируются, после чего длительное время ждут начала конкурса и объявления победителя.

Для получения приза требуется состязаться долго, а критерии определения победителя порой бывают сложны и запутанны.

Перечисленные «достоинства» и «недостатки» проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив не претендуют на завершенность и законченность и могут быть продолжены.

Таким образом, проведение конкурсов молодежных профессиональных инициатив, грамотно организованные с учетом наиболее актуальных общественных тенденций и развивающиеся под воздействием вносимых корректив, играет огромную роль в жизни будущих специалистов, стимулирует их профессиональный рост, способствует взаимодействию органов местной власти и местного сообщества.

Литература:

  1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. — URL: http://s.mos.ru/common/upload/programma_obrazovanie.pdf(дата обращения: 16.02.2016 г.).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 16.02.2016 г.).
  3. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514(дата обращения: 16.02.2016 г.).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 16.02.2016 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): конкурс, инициатива, москва, проект, III, Российская Федерация, всероссийский конкурс, этап, конкурсная комиссия, муниципальный конкурс.

Ключевые слова

конкурс, , молодежные профессиональные инициативы

Похожие статьи

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена изучению механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы характерные особенности внедрения и использования таких механизмов. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить несколько групп так...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Специфика организации маркетинговой деятельности в сфере платных медицинских услуг

В статье подчеркивается необходимость внедрения маркетинговых коммуникаций в сферу здравоохранения. Автором рассмотрены отличительные особенности оказания платных медицинских услуг, а также способы их преодоления, проанализированы наиболее важные для...

Анализ проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности организации в регионах

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со строительной деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности...

Рекламные кампании: международный опыт

В статье идет речь о международном опыте рекламных кампаний, особое внимание уделено категориям международных рекламных кампаний, автор стремится проследить процесс эволюции категорий и предложить четвертый, новый вид категории.

Направления совершенствования института публичных слушаний в Санкт-Петербурге

Исследование посвящено решению проблемы слабой заинтересованности граждан в участии в публичных слушаниях по вопросам градостроительства. В работе описаны законодательные основы проведения публичных слушаний, их особенности, практики проведения публи...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Организация и проведение первого этапа Городского профессионального конкурса «Московские мастера» среди выпускников медицинских училищ и колледжей

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения первого этапа городского профессионального конкурса «Московские мастера» среди выпускников медицинских училищ и колледжей.

Похожие статьи

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена изучению механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы характерные особенности внедрения и использования таких механизмов. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить несколько групп так...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Специфика организации маркетинговой деятельности в сфере платных медицинских услуг

В статье подчеркивается необходимость внедрения маркетинговых коммуникаций в сферу здравоохранения. Автором рассмотрены отличительные особенности оказания платных медицинских услуг, а также способы их преодоления, проанализированы наиболее важные для...

Анализ проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности организации в регионах

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со строительной деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности...

Рекламные кампании: международный опыт

В статье идет речь о международном опыте рекламных кампаний, особое внимание уделено категориям международных рекламных кампаний, автор стремится проследить процесс эволюции категорий и предложить четвертый, новый вид категории.

Направления совершенствования института публичных слушаний в Санкт-Петербурге

Исследование посвящено решению проблемы слабой заинтересованности граждан в участии в публичных слушаниях по вопросам градостроительства. В работе описаны законодательные основы проведения публичных слушаний, их особенности, практики проведения публи...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Организация и проведение первого этапа Городского профессионального конкурса «Московские мастера» среди выпускников медицинских училищ и колледжей

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения первого этапа городского профессионального конкурса «Московские мастера» среди выпускников медицинских училищ и колледжей.