Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриева, Н. А. Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций / Н. А. Дмитриева, Т. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9862/ (дата обращения: 16.11.2024).



Письмо — один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции — восприятие, память, мышление.

Л. С. Выготский отмечал, что овладеть письменной речью можно “…только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи”.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе — тонизирующие упражнения (сжимать-разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

Важно:

 сначала даются упражнения для более крупных мышц;

 начинают со статических движений (удержание позы);

 динамические движения (кулак — ребро — ладонь);

 движения для пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

 начинать с ведущей руки;

 затем подключается другая рука;

 обе руки одновременно;

 упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речевое сопровождение убирается.

Формирование графо-моторных навыков.

Данное направление можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача — добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон — это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить ребенка рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;

б) не оставлять пробелов;

в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования.

2-й этап. Работа детей в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку.

4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т. д.

Нормализация ориентировок в пространстве, зрительно-двигательной координации.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

  1. Ориентировка в схеме собственного тела.
  2. Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена — это то, что ближе к правой руке; впереди — передо мной; позади — за моей спиной; верх — потолок над головой; низ — пол под ногами)

  1. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
  2. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

  1. Ориентировка в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

  1. От ориентировки в клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линейку.

Полезно предлагать задания в определенной последовательности их выполнения.

  1. Уточнение значения предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.

Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:

  1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  3. Диференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т. д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

Для воплощения всех этих направлений требовалась конкретная программа, которая бы учитывала все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, а также строилась на следующих принципах:

 системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.

 взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.

 соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

 адекватность требований и нагрузок;

 постепенность; следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

 повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Изучение уровня развития графо- моторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:

  1. Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным М. М. Безруких, дополнительно применялась методика М.Озьяс).
  2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова, Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич, а также мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г. И. Сердюкова).
  3. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т. А. Павловой).
  4. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Использовалась переработанная М. М. Безруких тестовая методика M.Frosig).
  5. Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям, предложенным Н. В. Нижегородцевой).

Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику и зрительно- двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  5. Увеличить объем внимания, памяти.
  6. Развивать речь.
  7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  8. Сохранение здоровья.

Обучение детей с УО проводится в два этапа:

1-й этап — подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Работу необходимо проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3–5 минут на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, во время прогулок, игр.

Ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху — вниз), горизонтальными (слева — направо), наклонными (сверху — вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т. д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”. Детям предлагаются: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

2-й этап — непосредственное обучение графическим навыкам. На этом этапе дети должны научиться:

  1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлиненная вниз петля, удлиненная вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Таким детям трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для таких детей — освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в обычной школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв.

Также данные занятия преследуют и другие цели — это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т. д.), пространственное ориентирование.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности — специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.

Литература:

  1. Аксенова А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. — М.: Владос, 2002. — 106 с.
  2. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. — 2009. — № 4. — с. 15–17.
  3. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  4. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма / М. М. Безруких. — М., 2001. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, подготовка руки, упражнение, этап, длинная палочка, крупная клетка, обучение детей, последовательность работы, уровень развития.

Похожие статьи

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Похожие статьи

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность