Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы
Авторы: Зимукова Татьяна Ивановна, Бледнова Елена Юрьевна, Буянова Алла Юрьевна, Корчагина Светлана Александровна, Пименова Зинаида Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.03.2016
Статья просмотрена: 2118 раз
Библиографическое описание:
Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы / Т. И. Зимукова, Е. Ю. Бледнова, А. Ю. Буянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9866/ (дата обращения: 15.11.2024).
Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Характерной особенностью сформированности коммуникативной компетенции детей 5–6 лет является: установление контакта, обмен информацией, поддержание обратной связи, ориентировка на партнера и учет его личностных особенностей. [2]
Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи. [2]
Однако, в результате наблюдений и диагностирования детей 6–7 лет, психологи отмечают проблемы недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.
У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационной выразительности речи:
слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию;
отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи;
отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи;
трудности в подборе необходимой интонации.
Для развитие интонационной выразительности речи недостаточно отведено время, а пути преодоления этих расстройств у детей дошкольного возраста заслуживают пристального внимания специалистов и воспитателей. [1]
Однако распространенность нарушений компонентов интонационной выразительности, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи по средством игры-драматизации. [3]
Цель: Создать условия способствующие формированию интонационной выразительности речи детей 5–6лет в системе логопедической работы. (Осуществление коррекционного — развивающего процесса, который включает в себя работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом)
Задачи:
- Формирование навыка восприятия и применения средств интонационной выразительности.
- Развитие умения применять средства интонационной выразительности.
- Развитие коммуникативных навыков посредством партнёрских взаимоотношений. [3]
Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели — сформированности коммуникативной компетентности дошкольника и развития речевых навыков в соответствии с их возрастными возможностями. [2]
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
ритм (чередование ударных слогов);
тон (изменение эмоциональной окраски голоса);
логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
тембр (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы). [3]
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Главной задачей педагогов является — научить детей интонационной выразительности речи, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Повышение эффективности данной работы достигается путем использования приемов: с включением зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений, соотнесение основного тона высказывания с наглядным изображением ситуации. [5]
Отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность:
- усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы;
- произнесение предложений с изменением силы голоса;
- отработка интонации на материале междометий:
выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!);
выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!);
страх (Ой-ой! Ух! Ужас!).
- сопряженное проговаривание с логопедом предложений, повторение фраз за логопедом;
- произнесение предложение с нужной интонацией по сигналу педагога, самостоятельно;
- работа с короткими рассказами, историями, стихами, сказками.
При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
- элементы игры-драматизации по произведениям. [6]
Организация игры — драматизациистроится с учетом основных принципов.
- Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный(подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
- Принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
- Принцип импровизационности, предполагающий свободную атмосферу взаимодействия взрослого и ребенка, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
- Принцип интегративности, предполагающий целенаправленную, систематическую работу в целостности педагогического процесса. [4]
Основными специфическими методами работы по организации игр — драматизацийсцелью развития речи детей являются:
метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. [4]
Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.
Игра — драматизация имеет поэтапное развитие.
Подготовительный этап: знакомство с произведением, распределение по ролям.
Основной этап: освоение произведения по эпизодам, проигрывание всего произведения целиком.
Заключительный этап: показ зрителям, сочинение писем в сказку (рефлексия). [6]
Самоценностью игры-драматизации является продукт детской деятельности, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать. [4]
Для расширения игрового опыта детей по освоению игры — драматизации педагогу необходимо использовать различные игровые задания — упражнения с постепенным усложнением.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). [4]
Таким образом, правильная технология организации игры — драматизации является средствомразвития интонационной выразительности речи детей, их самовыражения и самореализации в разных видах детского творчества. Применение данной технологии игры — драматизации в коррекционно — развивающем процессе является наиболее эффективным средством развития детей. [5]
Для развития интонационной выразительности речи детей необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и создание условий, в которых каждый ребенок мог бы использовать и передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. [8]
В работе по развитию у детей интонационно- эмоциональной выразительности речи у нас сложилась определенная система взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников.
Целью взаимодействия с педагогами является повышение уровня их профессиональной компетентности. Для этого используются различные формы:
- Консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
- Совместное проведение занятий, досугов.
- Мастер-классы.
Целью взаимодействия с родителями является их педагогическое просвещение. Для этого используются такие формы:
- Тренинги, консультации, беседы, семинары.
- Участие родителей в совместных организованных мероприятиях.
- Дни открытых дверей, педагогическая гостиная.
- Презентации.
- Информационные бюллетени.
В ходе продуктивного взаимодействия с родителями удалось повысить их мотивацию к участию в коррекционно — развивающей и профилактической работе.
Для этого при тесном взаимодействии участников образовательного процесса созданы условия:
- В группах — уголки для игры-драматизации, как самостоятельной деятельности детей, «театральные уголки», где находятся «сундучки» (со сказочными костюмами и атрибутами, масками, украшениями, ширмы);
- В книжном уголке — ярко иллюстрированные книги с любимыми сказками;
- В музыкальном уголке — детские музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, и. т. д.).
- Мониторинг динамики речевого развития.
В процессе целенаправленной, систематической и комплексной работы педагогов и специалистов удалось достичь достаточно хороших результатов развития речи детей и сформированности коммуникативной компетенции.
Вмотивационной сфере появилось желание выполнить упражнения правильно, без ошибок; повысилась потребность в речевом общении; наблюдалось повышение активности, инициативности, настойчивости;
Вволевой сфере повысилась работоспособность, улучшились функции восприятия, внимания, памяти, сенсорных реакций, мыслительных операций (анализа и синтеза;
В сфере саморегуляции появилось умение регулировать свое поведение и речевое общение в зависимости от места и функции деятельности; развился самоконтроль и самооценка. [7]
На основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с каждым ребенком и подгруппами детей.
Данная работа указывает на:
- Внедрение опыта по развитию коммуникативной компетенции в практику работы педагогов.
- Перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей имеющих различные речевые нарушения.
- Эмоционально-пластическое умения выражать собственные переживания.
- Умение строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром.
- Актерско-игровые навыки выразительных движений, пластики, мимики, пантомимик, перевоплощение в игровой образ.
- Общения со сверстниками и взрослыми, сотрудничества в коллективе, избегание конфликтов.
- Активного высказывания собственного мнения, эмоционально-пластическому самовыражению, уверенность в себе. [5]
Литература:
- Бабина Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учеб. пособие/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. -М.: Книголюб, 2005. -96 с.
- Бахарева М. Г. Формирование интонационной выразительности речи дошкольного возраста.- [Электронный ресурс]- htpp:// festival.1september.ru/
- Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи/ Е. А. Брызгунова. М., Русский язык, 1978.-278с.
- Великанова Л. М. Игра-драматизация в жизни 3–4 летних детей. — [Электронный ресурс] — htpp://nsportai.ru/
- Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно — воспитательном процессе/Л. С. Волкова// Педагогические сочинения / под ред. А. Земитана. Рига, 1969.
- Куликова Э. Р. Методика организации театральных игр в дошкольном учреждении.doc
- Ушакова О. С. Развитие речи детей на занятиях/О. С. Ушакова// Дошкольное воспитание. — 1980. № 10.
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т. Б. Филиева. М.: РИЦ Альфа, 2001.-314с.