К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы
Авторы: Игнатьева Светлана Валентиновна, Бимаганбетова Сауле Шопбаевна, Жумабекова Салтанат Ахмедиевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 23.02.2016
Статья просмотрена: 247 раз
Библиографическое описание:
Игнатьева, С. В. К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы / С. В. Игнатьева, С. Ш. Бимаганбетова, С. А. Жумабекова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9872/ (дата обращения: 19.12.2024).
Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Обучение детей со специальными нуждами и потребностями включено в единую государственную систему образования Республики Казахстан. Модернизация образования в республике привела к усилению внимания к проблемам специального образования, к совершенствованию его качества и эффективности, в результате которого образование становится исходной и полноправной ступенью целостной образовательной системы в социальном, организационном и содержательном отношении. Отечественные ученые- дефектологи Р. А. Сулейменова, А. К. Ерсарина, А. Б. Алпысова К. А. Кенжебаева и др., проводящие исследования в области специального образования, констатируют увеличение количества детей с ОВР [1,2]Образование для таких детей является основным средством реабилитации и дальнейшей адаптации в жизни. Только благодаря специально созданным условиям они могут осваивать особые образовательные программы, формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности, к числу которых относятся навыки социально-бытовой ориентировки, коммуникации, регуляции собственного поведения, профессионального самоопределения. Работа по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы [3] настоятельно требует обновления учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях.В последние годы в специальном образовании РК обозначился ряд позитивных тенденций: вырабатывается вариативность педагогических подходов к обучению детей с нарушением интеллекта, реализуются идеи и принципы инклюзивного образования, интегрированного обучения, где родители могут выбрать сами ту или иную педагогическую систему, дефектологам предоставлена возможность активного творческого поиска. Миссия дефектологов заключается в выявлении и опоре на внутренние резервы учащихся с ОВР. Длядетей с нарушением интеллектуальной деятельности особенно вредны обучение на завышенном материале, многократное повторение плохо осмысленного материала, обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание, вопрос-ответный метод без опоры на наглядность, оперирование заученными штампами. Все обучение должно проводиться методом предметно — практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Весьма эффективно в специальной школе показали себя формы и методы активного обучения. Под активными методами обучения понимаются такие способы и методы педагогического воздействия, которые направлены на стимуляцию учащихся к активной интеллектуальной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно- организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие в учебной работе учащихся разных уровней обученности, установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. При использовании активных методов обучения учитель перестает быть контролирующим органом, а становится наставником, партнером, модератором. Использование методов активного обучения направлено не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4]. Важна такая организация занятия, когда учащиеся узнают новое, приобретают знания и навыки путем преодоления собственных трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Tехнология активных методов обучения базируется на совместной работе, что имеет большое значение для учащихся с нарушением интеллекта и имеет следующую направленность: обоюдное обогащение учащихся в партнерской группе, организация коллективной деятельности, активизирующей учебно-познавательные процессы, проектирование первоначальных действий (составление плана работы), коммуникацию (распределение, обмен информацией и взаимопонимание), обсуждение вариантов действий решения проблемы, рефлексию — анализ отношения учащегося к своему действию и обеспечение адекватной коррекции этого действия.
Использование активных методов обучения предполагает определение проблемы, которая требует решения, что активизирует мыслительную деятельность детей, а это важное условие эффективности обучения.
В свой практической деятельности любой человек постоянно решает проблемы, принимает решения иногда верные, иногда нет. Трудности, проблемы и задачи в практической деятельности ребенка с ОВР значительно больше, серьезнее. Детям нужно приобрести опыт в решении, возникающих проблем.
Целесообразно внести и «негативный опыт», который предполагает наличие неправильного пути со стороны учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков. На занятии ставится проблемная задача, решая ее самостоятельно или коллективно, учащиеся неизбежно допускают ошибки, связанные с отсутствием необходимого опыта. Коллективный анализ последовательности действий наталкивает на обнаружение ошибки и предполагает разработку тактики решения проблемы. Одновременно учащийся убеждается в необходимости приобретения знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению предмета. Методы aктивного обучения могут использоваться на различных этапах урока: от организационного момента до домашнего задания.
Такие методы, как «Поздоровайся локтями», «Групповое гудение», «Поздоровайся глазами», «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и благоприятную психологическую атмосферу в классе. C целью мотивации учащихся с нарушенным интеллектом для дальнейшей работы эффективным оказывается метод «Дерево ожиданий», который позволяет детям понять, чего они ожидаю от конкретного занятия (листья крепятся на одной половине дерева), с чем они боятся не справиться, что у них не получается (листья крепятся на другой половине дерева). Для педагога данный метод может служить своеобразной диагностикой скрытых проблем ребенка по освоению знаний по предметам. Для прохождения нового материала хорошо себя зарекомендовали «Инфо-угадай», «Мозговой штурм», которые позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей работы с новым материалом. Тема занятия озвучивается, доска (желательно белая) делится по секторам. Например, при изучении темы «Мое здоровье — в моих руках» предложены следующие сектора: больной организм, здоровый организм, профилактика. Постепенно отвечая, учащиеся заполняют сектора так, чтобы не было «белых пятен». Этот метод позволяет детям с нарушенным интеллектом отчетливо разделить полученную информацию, что способствует лучшему восприятию и запоминанию материала. К активным методам обучения относится и работа над загадками, которые можно использовать для определения темы урока. Работа с загадками обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность.
Закрепление усвоенного материала можно проводить, используя метод «Кластер» причем, учащиеся не должны писать слова, а использовать рисунки, схемы, значки и т. д.
На этом же этапе высокоэффективными оказываются мини-тренинги, благодаря которым учащиеся «погружаются» в специально заданные ситуации, где они отрабатывают полученные знания и навыки. Pазыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, позволяющий отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли; инсценировки — позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке; социодрамы (психодрамы) помогают учащимся отработать умение «чувствовать» ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью [4].
Особый этап — рефлексия. Использование методики «Мишень» позволит создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся. Учитель предлагает заполнить лист самооценки на уроке- «выстрелить в мишень», оценить по пятибалльной шкале собственную деятельность на уроке, собственные достижения, свое эмоциональное самочувствие. Занятия c использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, нo и для педагогов. Поэтому очень важно использовать не только имеющие методы, но и активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские методы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Таким образом, использование методов активного обучения в специальной школе позволяет максимально вовлечь всех учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, помогает эффективно усваивать больший объем информации, развивает творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу, раскрывает личностно-индивидуальные возможности каждого учащегося и определяет условия для их проявления и развития.
Литература:
- Ормантаев К. С. Состояние здоровья детей в экологически неблагополучных регионах Казахстана//Материалы региональной научно-практической конференции «Экология и дети». — Кызыл-Орда.,2008. — С.7–8.
- Хусаинова Ш. Н. и др. Состояние организации помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане // Социальная работа в здравоохранении и реабилитации детей с ограниченными возможностями.- Екатеринбург, 2010.- С.61–63.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. — www.edu.gov.kz.
- Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. — Тула.- 2002.-С.12–2