Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, М. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики / М. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9875/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Правильно подобранный цвет фитболов обеспечивает дополнительный терапевтический эффект и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя на занятиях. Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в реабилитационных центрах, коррекционных и общеобразовательных учебных учреждениях.

Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат, коррекция, фитбол, упражнения.

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы [5].

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40 % умственно отсталых школьников [5].

Учитывая данный факт, особую актуальность в процессе адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью приобретает использование средств и методик, направленных на коррекцию вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате.

При работе с данной категорией детей следует помнить о присущих им психофизических особенностях:

 восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени [5];

 внимание характеризуется малой устойчивостью;

 несформированность волевых качеств, дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте.

Таким образом, при проведении коррекционных занятий, в целях создания благоприятного эмоционального фона рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, красочный инвентарь. Основной метод — игровой.

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с умственной отсталостью является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. В зависимости от роста и веса занимающегося выбирается мяч определенного диаметра и упругости. Рекомендуемый размер мяча для детей 6–10 лет — 55 см. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Грамотно подобранные упражнения на фитболах, позволяющие ослабленные мышцы укрепить, а спазмированные расслабить помогут убрать мышечный дисбаланс, сформировать правильную осанку и создать хороший мышечный корсет [3,4].

Кроме того, правильно подобранный цвет мячей оказывает терапевтическое воздействие [1], что очень важно для детей с умственной отсталостью. Зеленый цвет благоприятно влияет на соматически ослабленных детей, способствует развитию зрительного восприятия, повышает умственную работоспособность, концентрацию внимания, снижает возбудимость. Желтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует двигательную активность, негативные воздействия. Голубой цвет оказывает релаксирующее и успокаивающее воздействие, восстанавливает общее равновесие, гармонизирует эмоциональное состояние.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения на фитболах, входящие в методику игрового тренинга А. А. Потапчук. Благодаря своей игровой направленности, легкости исполнения, тщательно подобранному музыкальному и речевому сопровождению они являются понятны, интересны и просты в исполнении для детей с умственной отсталостью.

Для коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата в виде плоскостопия можно применять следующие упражнения:

  1. «Зайчики». Исходное положение: Стоя, мяч перед собой в руках. Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. Для детей среднего и старшего школьного возраста упражнение можно усложнить, меняя направление прыжков (вперед, назад, с поворотами на 90 и 180 градусов). Для детей младшего возраста рекомендуется музыкальное и речевое сопровождение: По лужайке скачет зайчик, Скачет ловко, словно мячик. Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.
  2. Исходное положение: Стоя, руки на поясе, одна нога согнута в коленном суставе и поставлена на фитбол. Ребенок начинает катать мяч, удерживая его стопой, в разных направлениях под речевое сопровождение педагога (по часовой стрелке, против часовой стрелки, вперед, назад). Затем ногу поменять и то-же самое другой ногой.
  3. «Гусеница». Исходное положение лежа на гимнастическом коврике. Одна нога голенью лежит на фитболе, другая выполняет стопой движение вперед-назад, имитируя, как ползет гусеница.

Следующие упражнения эффективно использовать для укрепления отдельных мышечных групп, увеличения амплитуды и подвижности суставов, коррекции нарушения осанки:

  1. «Носорог». Исходное положение — сед, руки на мяче. Прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. «Шагать» руками по полу в ритм слов речевого сопровождения вперед-назад (очень страшен носорог, у него достойный рог). Затем, отжимание от пола, лежа на мяче (только он достойный, добрый и спокойный). При выполнении упражнения необходимо следить, чтоб голова ребенка не запрокидывалась назад (затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию), сохранять вытяжение в шейном отделе позвоночника (движение головой вперед). Упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.
  2. «Кошечка». Исходное положение — стоя на коленях, руки на мяче. Кошечка «ласковая» — прогнуть спину, кошечка «сердитая» выгнуть спину дугой, откатывая мяч вперед. Упражнение формирует естественные физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.
  3. «Птица». Исходное положение — сидя на мяче, руки опущены вниз. Выполнять маховые движения обоими руками одновременно, имитируя взмах крыльев. Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки. [2]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что применение фитболов для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью помогает снять нагрузку с позвоночника, формирует правильную осанку и укрепляет мышцы туловища. Расслабление мышц брюшного пресса значительно улучшает функцию внешнего дыхания. Яркий цвет мячей оказывает терапевтический эффект и способствует созданию позитивного настроя на занятие. Наиболее оптимальными цветами фитболов для использования в коррекционных занятиях являются зеленый, желтый и голубой.

Практическая значимость: представленный материал может быть использован специалистами по физической культуре и ЛФК в реабилитационных центрах, коррекционных и общеобразовательных учреждениях.

Литература:

  1. Абрамович О. Д., Артапухина О. Ю., Астафьева О. П. Домашний логопед. Полный справочник. — М.: Эксмо, 2007. — 496 с.
  2. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников «Речь», 2009. — 179 с.
  3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002.
  4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие / Авторы — составители О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, правильная осанка, ребенок, речевое сопровождение, рука, упражнение.

Похожие статьи

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

В статье представлено описание комплексной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией с использованием методики биоэнергопластики. Рассматривается действенность использо...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка

Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здор...

Похожие статьи

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

В статье представлено описание комплексной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией с использованием методики биоэнергопластики. Рассматривается действенность использо...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития

В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка

Трудно переоценить значение ЛФК для детей различного возраста. В период формирования мышц и скелета, связок и суставов особое значение имеют занятия по лечебной физкультуре, которые обеспечат их правильное развитие, а также заложат фундамент для здор...