Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы)
Автор: Яковлева Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.03.2016
Статья просмотрена: 5919 раз
Библиографическое описание:
Яковлева, Е. В. Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы) / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9886/ (дата обращения: 19.12.2024).
На что влияет мелкая моторика, как, и зачем ее развивать? И что это такое «мелкая моторика» вообще? Пожалуй, эти вопросы сегодня волнуют каждую мамочку. Хотя, ответ на них довольно прост! Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, просто не может, не отразится на учебе ребенка. Ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держит ручку, карандаш. Буквы пишет вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики — это важная часть подготовки ребенка к школе.
Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.
Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе, были заняты в различных кружках, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития.
У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление, они перестают фантазировать, выдумывать. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.
А что на это говорят практики? Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна, и помогать ее развитию нужно с пеленок.
Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Я обратила внимание, что детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что сделать, а на чём и чем. Поэтому я остановилась на нетрадиционных техниках аппликации как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника.
Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия, способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. И на своей образовательной деятельности с детьми я могу это увидеть!
Во время первых знакомств с новой техникой, ребенку необходимо дать понятия о ее особенностях, а лишь потом — создавать какие-либо образы или сюжеты. В этом мне неоценимую помощь оказывает использование интерактивной доски, где с помощью презентаций я могу показать детям особенности данной техники, этапы изготовления, образцы готовых работ, выполненные все в той же технике. Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности. При хорошей организации занятий по аппликации у ребенка мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно — это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные техники при работе с аппликацией.
В работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные нетрадиционные техники, это и квиллинг, и обрывная аппликация, оригами, аппликация из салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток, из всевозможных круп и многие другие. Остановимся на тех техниках, которые, на мой взгляд, более интересны детям и максимально эффективны для развития мелкой моторики рук ребенка.
Первая, любимая мною техника, которую я очень часто использую в работе с детьми, называется «торцевание из бумаги». Ребятам моей группы она очень нравится, так как работы, которые у них получаются, выглядят как настоящие, — говорят они. Это, достаточно новый вид техники изготовления поделок, который уже достаточно много имеет поклонников. Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие. Так как сейчас я работаю с детьми подготовительной группы, то на практике пользуюсь этой техникой последние два года, и очень ею довольна, как и мои дети. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Следующая, не менее интересная техника — объемная аппликация из салфеток. На мой взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук, чем предыдущая. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией. В самом начале знакомства с данной техникой, я использовала кусочки салфеток размером 5на5 см. Затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки — более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая выполнена собственными руками, да еще и украшающею группу, то нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Еще одна техника, которой я охотно пользуюсь это оригами. Не могу сказать, что эта техника является полностью нетрадиционной, но я не часто встречаю педагогов, которые отдают ей предпочтение. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
А какие красочные и веселые поделки получаются у ребят моей группы при изготовлении поделок и аппликации с использованием гофрированной бумаги. Но прежде чем приступить к работе с данной бумагой, я рекомендую ознакомить детей с основные приемы работы с гофрированной бумагой. Для ознакомительного занятия подготовьте разноцветные квадратики, полоски гофрированной бумаги, и пусть дети немного с ней поэкспериментируют. Размеры бумаги могут быть произвольными. Они увидят, что данную бумагу можно растягивать по ширине, что бумага «мнется», «рвется», «скручивается в жгутик», «складывается», и еще она очень легко режется ножницами. И уже после этого знакомства, можно приступать к работе. Цветная гофрированная бумага является поистине неиссякаемым источником для всевозможных детских поделок. Работа с этой бумагой очень интересна и увлекательна.
Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Сначала, не буду скрывать было трудно и мне и детям, так как работа очень кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от меня… Далее со временем стало всё получаться. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить. Дети создавали необычные для них картины, дарили их близким, сверстникам, малышам
Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными техниками, таковых существует много. Практически, все работы моих детей имеют применимость в детской игре. Например, созданные поделки в техники «оригами», ребята охотно используют в играх, инсценировках, в оформлении уголков группы. Салфетки (рисование по ткани) используются для сюжетно-ролевых игр, подносы, украшенные пластилинографией — для игры в кукольном уголке, поделки, слепленные из соленого теста — в игре «Магазин», открытки в стиле квиллинг были подарены мамам на 8 Марта и т. д. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Для размещения своих работ ребята эффективно используют раздевалки, групповые комнаты: в них размещаются выставки детских рисунков, поделок, выполненные в детском саду или дома.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы. Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник аппликации является их участие в вечернее время на различных мастер-классах, организованных мною, где они могут познакомиться с техникой и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. На мой взгляд, если систематически их использовать в работе с детьми, то можно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Предлагаемые мною нетрадиционные техники могут быть использованы в работе с дошкольниками с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. Это мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления.
В заключение хочу отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Литература:
- Г. Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
- Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” — Москва. 1985 год.
- М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
- Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000.