Мультимедийная защита учебно-исследовательских работ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 897 раз

Библиографическое описание:

Петкевич, Е. М. Мультимедийная защита учебно-исследовательских работ / Е. М. Петкевич. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9917/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная школа предлагает различные пути научного творчества. Технология исследовательской деятельности хорошо зарекомендовала себя в нашей школьной образовательной практике, так как организация школьного научного общества учащихся (ШНО «Эврика») вызывает активизацию обучения, способствует развитию самостоятельности учащихся, сотрудничеству педагогов-новаторов и способных учащихся. Совместная созидательная деятельность развивает интеллектуальные способности учащихся, формирует информационную культуру ученика.

В процессе создания научного общества в школе сформировался круг педагогов-энтузиастов и активных учащихся, интересующихся определенной проблемой или вопросом в каком-либо предмете. Учащиеся вместе с учителем нацелены на решение конкретной проблемы.

В ходе работы идет поиск, обсуждение гипотез, осмысление прочитанной литературы, источников. Совместно с учителем формируются общие и частные выводы.

В завершающей стадии работы над исследованием оформляется работа, подготавливается видеопрезентация для защиты своего проекта на научной (обычно мартовской) конференции.

В течение учебного года мы готовим несколько общих занятий и встреч. С 2011 г. проводятся занятия по обучению учащихся НОУ правильному отбору литературы и оформлению работ. При подготовке занятия, посвященному правилам оформления презентации был использован опыт учащихся 11-х классов — победителей научно-практической конференции 2010 года (апрель). Занятие проходило в форме «Круглого стола», где учащиеся получили всю информацию по правилам оформления презентации; на конкретных примерах различных работ были показаны достоинства и типичные ошибки этих презентаций.

Были проведены два выездных занятия на базе библиотеки им. Н.Рубцова Невского района г. Санкт-Петербурга, где организовали встречу с руководителем поискового отряда по Ленинградской области, а также начали профориентационную работу со встречи с оператором Санкт-Петербургского телевидения. Обе встречи вызвали широкий интерес учащихся.

За шесть лет проведения школьных конференций накопился немалый опыт создания мультимедийных презентаций, которым и хотелось бы поделиться.

  1. О представлении результатов учебно-исследовательской деятельности школьников

В нашей школе итогом, результатом исследовательской работы учащихся является написание и защита своей учебно-исследовательской работы на школьной научной конференции, которую мы традиционно проводим в марте-апреле.

По результатам первой конференции (апрель 2010 г.) были представлены темы учебно-исследовательских работ, защита которых сопровождалась использованием презентации по данной теме. Эта работа позволяет учащимся приобрести большой опыт социальной, коммуникативной и информационной культуры. Сегодня наши школьники широко используют мультимедийные возможности.

Мультимедиа (от англ. Multimedia, от multi — много и media –средство) — это собирательное понятие, обозначающее совокупность компьютерных технологий, одновременно с использованием графики, видео, фото, звуковых эффектов и т. д. [1.]

Средства мультимедиа дают широкое поле для творчества учащихся, повышают уровень эстетики оформления работы, значительно повышают интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности, помогают сформировать навыки систематизации материала и способствуют обеспечению обучающе-запоминающего эффекта (по мнению психологов, большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного). Использование устной защиты работы в сочетании с видеопрезентацией повышает запоминаемость до 50 %, как показывает наша практика.

  1. О требованиях к созданию презентации

Каждая презентация должна быть логически построена, по принципу кадров в диафильме. Мы советуем придерживаться следующих правил:

  1. Титульный кадр (заголовок)
  2. Оптимальное количество слайдов (для школьной работы не более 12–14 слайдов) за 10 минут;
  3. Использовать наглядные образы, диаграммы, не загружать большим количеством текста (не более 3-х определений, фактов, выводов на слайде);
  4. Не использовать широко научную терминологию (см. по возрасту);
  5. Четко обозначить цель, задачи работы;
  6. Соблюдать единый стиль презентации;
  7. Продумывать цветовые сочетания и использование эффектов анимации. Видеоряд не должен отвлекать, он должен помогать сосредоточиться на главном.
  1. О требованиях к дизайну и цвету

Фон и цвет видеоряда могут существенно влиять на восприятие информации. Используя правильно цвет, можно легко выделить мысль, сделать акценты в материале, подчеркнуть значимость ключевой идеи и т. д. На одном слайде надо использовать не более 3-х цветов (для фона, для заголовка и для текста). Нельзя использовать наложение цветов одного фона друг на друга. Ниже в таблице 1 приведены основные цветовые значения. [2.]

Таблица 1

Основные цветовые значения.

Цвет

Значение

Голубой

Сила, важность, интеллект.

Тёмно-синий

Спокойное восприятие, глубокое удовлетворенность.

Салатовый

Здоровье, природа, гармония.

Красный

Страсть, тепло, мощь.

Фиолетовый

Величественность, духовность.

Чёрный

Привлечение внимания к деталям.

Коричневый

Основательность, простота восприятия, дружелюбие.

При демонстрации презентации надо помнить, что устная защита и презентация не должны полностью совпадать или повторять друг друга. Презентация не должна дублировать, она должна дополнять, иллюстрировать устное выступление учащихся.

Речь должна быть лаконичной, не перегруженной длинными предложениями, определениями. Автор должен озвучить лишь частично свою работу, чтобы не было перегрузки слушателей информацией.

Смысловую нагрузку в презентации должен нести печатный текст.

  1. О проведении презентации

Я перед конференцией обязательно провожу обучающее занятие. Рассказываю учащимся, что презентацию нужно не только продумать, но и подготовить, и даже отрепетировать.

Учащиеся должны понимать, что необходимо соблюдать следующие правила:

 регламент выступления 10 минут;

 речь должна быть эмоциональной, грамотной, отражающей личную заинтересованность;

 нужно выделить в своей работе и аргументировано и лаконично изложить проблему и суть проведенной работы;

 показать общий кругозор и эрудицию;

 уметь отвечать на вопросы по предлагаемой теме;

 владеть компьютерной техникой.

В процессе подготовки учащихся к выступлениям была разработана памятка, содержащая практические советы и некоторые научные клише. Цель памятки — помочь ребятам выработать научный язык, совладать с трудными моментами выступления, придать уверенность, а также сосредоточиться на предмете исследования, не выходя за рамки исследовательской работы.

ПАМЯТКА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 «Уважаемые члены комиссии!»

 «Уважаемые эксперты, гости, участники защиты!»

 «Вашему вниманию предлагается учебно-исследовательская работа на тему__________________» (дается полное название темы, указывается дисциплина, по которой написана работа).

 «Работа на избранную тему является актуальной в связи с …». или «Актуальность выбранной темы обусловлена…»

 «Поднятая в работе проблема заинтересовала меня…» (может быть представлена причина личного интереса к теме).

 «Целью данной работы является…»

 «Задачи исследования…»

 Краткая характеристика структуры и содержания работы (дается краткое изложение проблем и их решения в главах работы).

 «В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников по теме, из которых…» (анализ (обзор) основных источников, возможно — по главам, разделам, предметным областям).

 «На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы: …».

 «Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы…» (сообщается как значение работы для автора, так и возможность дальнейшего применения материалов и выводов на практике).

 Учащийся также может высказать несколько слов в адрес руководителей и рецензентов, может сообщить, где были представлены доклады и сообщения по исследованию.

 «Благодарю за внимание!»

 Защищающийся может несколько изменить порядок выступления, использовать иные формулировки.

 Время выступления — до 10 минут.

 В последние годы защита работы сопровождается мультимедийной презентацией.

С большим удивлением и радостью видела заинтересованные лица ребят, слушающих выступления учащихся ШНО «Эврика». Практика показала, что работа в научном ученическом обществе, самостоятельное проведение мультимедийной презентации способствуют раскрытию творческой личности учащихся, повышению самооценки, самоутверждению учащихся, формирует навыки публичных выступлений, способствует росту интеллектуального фона в школе и успешности обучения.

Литература:

  1. Мультимедиа//Академик. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/37755/мультимедиа
  2. Мультимедийная защита результатов проектно-исследовательских работ//Pandia. URL:http://pandia.ru/text/78/551/43195.php
Основные термины (генерируются автоматически): работа, учащийся, учебно-исследовательская работа, вывод, мультимедийная презентация, презентация, ходя работы.