Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Правдюкова, Т. А. Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания / Т. А. Правдюкова, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9919/ (дата обращения: 19.12.2024).



Психолого-педагогическая работа со старшими дошкольниками, направленная на развитие креативности, предполагает прежде всего организацию исследования уровня развития данного процесса у дошкольников.

Экспериментальной базой исследования стал МБДОУ детский сад № 17 «Родничок» г. Железноводска Ставропольского края. В эксперименте принимали участие: воспитатели старшей группы — 2 человека, старшие дошкольники в количестве 24 человек, а также их родители — 24 человека. Всего в исследовании приняли участие 50 человек.

Стоит упомянуть, что исследователи креативности детей дошкольного возраста обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. На сегодняшний день диагностические процедуры креативности ориентированы, в основном, на изучение внутренних и внешних факторов, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности 1. Это и индивидуально-типологические особенности личности и особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Также важным является тот факт, что все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, и способность к дивергентному мышлению является показателем развития креативности2.

Таким образом становится ясным, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень креативности. Это многомерный феномен требует комплексного подхода, который должен стать объективным. Именно исходя из данных позиций, в исследование приняли участие и дошкольники, и воспитатели, и родители.

Исследование проведено с использованием:наблюдения «Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста» по К.Тэкэксуа, также авторских методик: «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум и анкета для родителей «Обладает ли ваш ребенок креативностью?», автор Ф. Вильямс.

Проведение исследования по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум, позволило получить следующие результаты, занесенные в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента исследования детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №17 «Родничок» г. Железноводска по тесту «Оценка дивергентного мышления впроцессе изучения различных предметов (для дошкольников)», авторК.К.Блум

Код

Наука

Язык

Математика

Музыка

Худ. творчество

Соц. сфера

Уровни: НУ –низкий уровень; СУ- средний уровень; ВУ— высокий уровень

01

СУ

СУ

СУ

НУ

СУ

НУ

02

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

СУ

03

СУ

СУ

СУ

НУ

СУ

СУ

04

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

НУ

05

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

СУ

ВУ

06

ВУ

ВУ

СУ

СУ

ВУ

ВУ

07

ВУ

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

08

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

НУ

09

НУ

СУ

СУ

СУ

СУ

СУ

10

СУ

СУ

СУ

СУ

СУ

НУ

11

СУ

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

12

СУ

СУ

СУ

СУ

СУ

СУ

13

СУ

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

14

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

СУ

15

ВУ

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

16

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

17

ВУ

ВУ

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

18

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

СУ

19

НУ

СУ

СУ

СУ

СУ

НУ

20

ВУ

СУ

ВУ

СУ

ВУ

ВУ

21

ВУ

ВУ

ВУ

СУ

ВУ

СУ

22

ВУ

ВУ

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

23

СУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

24

НУ

СУ

НУ

СУ

НУ

СУ

Общий результат

НУ- 3 человека (12 %) СУ — 11 человек (46 %) ВУ -10 человек (42 %)

НУ- 3 человека (12 %) СУ — 12 человек (50 %) ВУ -9 человек (38 %)

НУ- 3 человека (12 %) СУ — 12 человек (50 %) ВУ -9 человек (38 %)

НУ- 5 человек (20 %) СУ — 10 человек (42 %) ВУ -9 человек (38 %)

НУ- 3 человека (12 %) СУ — 10 человек (42 %) ВУ -11 человек (46 %)

НУ- 5 человек (20 %) СУ — 10 человек (42 %) ВУ -9 человек (38 %)

Из таблицы 1 видно, что показатели дивергентного мышления как показателя развития креативности у дошкольников данной выборки распределен по показателям примерно одинаково: наука, язык, математика, музыка, художественное творчество и социальная сфера — высокий уровень развития от 38 % до 46 % выборки, средний уровень от 42 % до 50 % и низкий уровень 12 % до 20 %. Рис. 1 наглядно демонстрирует эти данные.

Рис. 1. Результаты исследования констатирующего этапа эксперимента детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 17 «Родничок» г. Железноводска по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум

Обращает на себя внимание тот факт, что данная выборка детей старшего дошкольного возраста характеризуется высоким и средним уровнем развития дивергентного мышления по показателям наука, язык, математика, музыка, художественное творчество и социальная сфера, однако такие показатели как музыка и социальная сфера проявлены двадцатипроцентным низким уровнем, что может свидетельствовать о недостаточной концентрации по данным аспектам в процессе воспитания креативности детей в обследуемой группе.

Анализируя результаты исследования по анкете для родителей «Обладает ли ваш ребенок креативностью?» (автор Ф. Вильямс) на этапе констатирующего эксперимента, были сделаны следующие выводы:

1. Данный исследуемый родительский коллектив, состоящий из 24-х человек включает следующие группы по количеству набранных баллов, а именно:

1 группа родителей (9 человек — 38 %) — более 16 очков — уверены, что у их ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно креативной натуре.

2 группа родителей (11 человек — 46 %) — 8–16 очков считают, что их ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.

3 группа (4 человека -16 %) — менее 4 очков — диагностируют что, такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.

  1. Родители склонны завышать способности ребенка в определении уровня креативности. Так, например, ребенок код 04 по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум в целом демонстрирует низкий уровень развития креативности, хотя родители оценивают его креативные способности высоко;
  2. Большинство родителей занижают креативные способности своего ребенка, например код родителей 06, 07, 17, 18, 21, 23 явно демонстрирует несоответствие мнения об истинном развития процесса креативности у собственного ребенка (данные результаты методики не соответствуют результатам по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум;
  3. Родители данной дошкольной группы практически не выставили балл по таким вопросам как: По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”? Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикассо, Мане? Ему нравится ходить на экскурсии в музей? Вашего ребенка привлекают художественные салоны?

Можно предположить, что семейные ценности в художественно-изобразительном и музыкальном направлении практически не развиваются в семьях с кодами 01, 08, 09, 11, 14, 24.

  1. Высокий балл родителями был приравнен к вопросам: Он любит продолжительные прогулки? Он находит, что морские камешки красивы? Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию? Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты? Пробовал ли он сочинять детские песенки?

Потребность детей в проявлении креативности высока в семьях с кодами 02, 05, 10, 15, 16, и родители поддерживают и стимулируют данный процесс

Индивидуальные результаты по анкете для родителей «Обладает ли ваш ребенок креативностью?», автор Ф. Вильямс занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результатыисследования констатирующего этапа эксперимента родителей детей старшей группы МБДОУ детский сад №17 «Родничок» г. Железноводска по анкете «Обладает ли ваш ребенок креативностью?» (автор Ф. Вильямс)

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

более 16 очков

+

+

+

+

+

+

+

8–16 очков

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

менее 4 очков

+

+

+

+

Общий результат:

1 группа родителей (9 человек — 38 %) — более 16 очков 2 группа родителей (11 человек — 46 %) — 8–16 очков 3группа (4 человека -16 %) — менее 4 очков

Получив бланки наблюдений от воспитателей старшей группы МБДОУ детский сад № 17 «Родничок» г. Железноводска (2 человека) по методу «Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста» (автор К.Тэкэксуа) и обработав результаты, мы получили следующие данные.

Воспитатели единогласно определяют детей, которые характеризуются низким уровнем развития любознательности, способности следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями, способности прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы — код 01, 04, 08, 11, 13, 14, 24. У этой группы детей педагоги не наблюдают высокий порог отключения, высокую избирательную концентрацию внимания, упорство в достижении цели в сфере, которая интересна, высокий уровень притязаний в этой сфере. Старшие дошкольники демонстрируют низкий уровень развития памяти и бедный словарный запас.

В диаграмме 2 видно какие показатели креативного развития детей в данной старшей группе сформированы в большем или меньшем процентном соотношении.

На диаграмме 2 показано, что в данной выборке исследуемых старших дошкольников по методу наблюдения «Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста» (автор К.Тэкэксуа) все показатели диагностируются более чем 50 %, наиболее высокий процент демонстрируется по таким показателям как: упорство в достижении цели в сфере, которая интересна; высокий порог отключения; способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы; любознательность.

На 50 % развиты следующие показатели: высокий уровень притязаний, высокая избирательная концентрация внимания, отличная память, вероятно это связано с тем, что почти у половины детей данной выборки психические познавательные процессы развиты в пределах средних уровней.

Рис. 2. Результаты исследования констатирующего этапа эксперимента воспитателей старшей группы МБДОУ детский сад № 17 «Родничок» г. Железноводска по методу наблюдения «Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста»

Анализируя сводные результаты по всем трем процедурам исследования на этапе констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы:

 старшие дошкольники с кодами 01, 04, 08, 11, 13, 14, 24 нуждаются в педагогическом воздействии, которое способно повысить уровень их креативного развития;

 педагогическое воздействие применимо в виде развивающей комплексной программы, внедряемой в воспитательно-образовательный процесс в пространствах детского сада и семьи.

Эти выводы были учтены в процессе психолого-педагогической работы по воспитанию креативности старших дошкольников и стали основанием для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания.

Литература:

  1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность дошкольников // Журнал практического психолога. — 2011. — № 4. — С.83.
  2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): дивергентное мышление, ваш ребенок, детский сад, железноводск, дошкольный возраст, процесс изучения, старшая группа, автор, Высокая креативность, группа родителей.

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Результаты апробации модели организации педагогической практики будущих воспитателей дошкольного образования относительно динамики профессионально-личностного роста как критерия экспертизы качества

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Результаты апробации модели организации педагогической практики будущих воспитателей дошкольного образования относительно динамики профессионально-личностного роста как критерия экспертизы качества

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды