Формирование активного читателя — дошкольника с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ-приемов
Авторы: Комардина Татьяна Владимировна, Нагорнова Ольга Валентиновна, Клементьева Елена Евгеньевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.03.2016
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Комардина, Т. В. Формирование активного читателя — дошкольника с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ-приемов / Т. В. Комардина, О. В. Нагорнова, Е. Е. Клементьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9932/ (дата обращения: 16.11.2024).
Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных — первых — встреч с этим миром.
Неотделимой частью духовного созревания личности является читательское развитие. Ему принадлежит в этой системе ключевая роль, от которой зависит формирование творческих способностей, системы ценностей и отношений. От того, насколько грамотно взрослые сумеют приоткрыть ребенку дверь в книжный мир, во многом зависит его судьба, его шанс успешно учиться, общественное признание и достижение личностно значимых целей.
Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей с нарушениями речи в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми — логопатами устной речью, развивает языковые способности, речевую деятельность.
Проблема. Речевое творчество у детей с ограниченными возможностями здоровья развито слабо, наблюдается бедный словарный запас, небольшой опыт монологической речи, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, так как их представления о предметах оказываются не точными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.
Актуальность. Сегодня ТРИЗ-педагогика позволяет решать задачи развития речи и творческого воображения детей с ограниченными возможностями здоровья проблемным методом. Ребенок не получает знания в готовом виде, а включен в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.
Цель. Воспитание будущего активного читателя, способного креативно, творчески мыслить.
Задачи.
Развивать интерес к художественной литературе.
Формировать навыки творческой личности: развитие воображения и оригинального мышления — через собственное словесное творчество детей к пониманию творчества писателей.
Учить сочинять короткие сказки по устным и графическим опорным схемам с использованием элементов ТРИЗ.
Развивать творческое воображение в рисовании и аппликации посредством создания иллюстраций к сказкам.
Работа по РТВ и ТРИЗ — одна из форм преображения деятельности дошкольника в детском саду. Тренировка детского воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания, интерес к художественному слову, но и активизирует творческий потенциал будущего читателя.
Детское воображение рассматривается с точки зрения его продуктивности, то есть не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание сочиняемого сюжета или сказки, иллюстраций к ней.
Придумыванием и иллюстрированием сказок занимались два года в старшей и подготовительной логопедических группах. Использовался метод каталога, алгоритм волшебной сказки по сказочным функциям В. Я. Проппа. Наши дети учились не только сочинять тексты сказочного содержания, опираясь на карты В. Я. Проппа, но и выводить мораль сказки, жизненное правило, заключенное в ней. Закрепляли умение подбирать прилагательные, описывающие внешний вид, характер героя место действия. Поощрялась фантазия детей. Они старались не связывать процесс сочинения сказки очерком сказочной структуры. Занятия проводились неоднократно. Когда дети освоили функции, их знакомили со сказочными картами. Восемь карт размещались последовательно, соответственно восьми сказочным функциям. Дети должны были самостоятельно, глядя на карты-схемы, составлять сказки. Затем сказка иллюстрировалась нашими воспитанниками.
Восемь сказочных функцийВ.Я.Проппа.
- Отлучка, отъезд — завязка сказочного сюжета.
- Запрет. Тот, кто отправляется в отлучку, что-либо запрещает герою.
- Нарушение запрета, которое влечет за собой беду для героя.
- Получение волшебного средства для того, чтобы выпутаться из беды.
- Способ достижения цели. Чтобы герой сумел исправить ошибки, которые повлекли за собой нарушение запрета, необходимо отправиться в путь.
- Преследование героя в пути. Кто-то мешает ему добраться до цели.
- Одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов.
- Счастливый конец, (Журнал «Семья и школа», 1993 г. № 7.) [2; 112]
Была проведена большая предварительная работа — чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, использовались игры и упражнения по подготовке детей к созданию текстов сказочного содержания.
Первая наша сказка — «Сказка о принцессе — снежинке». Иллюстрации к ней были выполнены цветными карандашами. Каждый ребенок рисовал фрагмент из сказки, рисунки собирались в небольшую книжку формата А4.
Следующая сказка «В некотором царстве…» рассказывает о лягушке Зеленушке. Создавалась и иллюстрировалась книжка в течение нескольких месяцев. Мы собрали не только большую коллекцию книг о лягушках, но и множество иллюстраций, выучили интересные стихи, считалки, разгадывали загадки, много узнали о среде обитания зеленых красавиц. С начало пробовали рисовать лягушек в движении, затем вырезали из цветной бумаги, получилась иллюстрированная сказка с помощью рисунка и аппликации. Возник долгосрочный проект «Кто сказал, что лягушки могут быть не красивыми?». Презентацию своей книги мы показали родителям и детям младших групп. Каждый ребенок, держа в руке свою страничку из книги, рассказывал фрагмент из сказки, каждый ощущал себя соавтором совместного произведения, получая огромный эмоциональный положительной заряд.
В некотором царстве…
Литературное творчество детей подготовительной логопедической группы.
Зеленая, но не крокодил
Прыгает, но не кузнечик,
Живет в болоте и громко квакает.
Кто это?
Лягушка-квакушка, зеленое брюшко.
Пучеглазые глазки, совсем как из нашей сказки!
Это присказка, а вот сказка чередом идет.
Жила-была принцесса лягушка. Звали ее Зеленушкой. Она жила в болотном царстве, лягушином государстве. У нее были большие глаза, рот до ушей, длинный-длинный язык, в общем, она была красавицей. Она любила попрыгать, полакомиться мошками, комариками. Погреть животик на теплом солнышке. Закапываться в горячий песок. Громко квакать со своими подружками.
И был у нее дружок Пучеглазик. Они любили вместе прыгать в воду, громко петь и смеяться. Росла на том болоте ядовитая трава. Нельзя ее было рвать и даже дотрагиваться. Однажды, Пучеглазик, заигравшись прыгнул в заросли этой травы. Ему стало сразу плохо, заболел живот, закружилась голова, поднялась температура. Пучеглазик заболел. Зеленушка поила его горькими лекарствами, мерила температуру, но не один доктор не мог его вылечить. Тогда, решила наша Зеленушка сходить в лес к мудрому Филину, спросить совета, как помочь доброму другу?
Принцесса собралась в дорогу. Но как попасть в дремучий лес? Она ведь никогда там не была. Добрая цапля подарила ей воздушный, зеленый шарик. Зацепившись за веревочку, принцесса полетела в лес. Хорошо, что ветер ей помог взлететь.
И вот Зеленушка нашла дерево с дуплом, в котором жил старый Филин. Она стала громко квакать, звать Филина. Мудрая птица похвалила принцессу за ее смелость, и сказала, что вылечить друга помогут хвойные веточки с самой высокой елки в лесу. А как найти эту елку? А найти ее можно с помощью вот этого клубочка, где он остановится, там и высокое дерево.
Принцесса поблагодарила Филина и поскакала за клубочком. Долго ли, коротко ли катился клубочек, но все-таки остановился. А дерево оказалось и вправду высоким. Хорошо, что был воздушный шарик, который помог сорвать веточку и прилететь домой, к родному болоту.
Принцесса приготовила из хвойных иголочек сладкий сироп и напоила им Пучеглазика. О чудо, ему сразу стало лучше! И через два дня он был совершенно здоров. Какое счастье, когда никто не болеет! Нашей сказочке конец, а кто слушал — молодец! Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу — урок!
Нашими союзниками в формировании активного читателя стали родители. Была оформлена выставка совместных творческих работ родителей и детей «Лягушачий вернисаж» с книжками-сказками, придуманными и иллюстрированными семьями воспитанников: «Лягушка Квакша» — семья Миши Осипова, «Сказка про лягушонка» — семья Кудряшовой Варвары, «Лягушонок Прыг-скок и его разноцветные друзья» — семья Бредихиных.
Креативность, или способность к словесному творчеству, проявилось у детей и их родителей на совместном литературном досуге «Учимся сочинять сказки». Была объявлена тема: «Однажды в овощном государстве…». Семьи разделились на две группы. Одним нужно было придумать и зарисовать сказку о кабачке, другим об огурце. Сказки получились, не только интересными, но и веселыми. Сплоченные общим делом дети и родители испытывали неподдельную радость, чувство удовлетворения от своих усилий. Так вместе с родителями, дети познавали радость художественного творчества.
Результат.Влияние магии сказочного повествования на становление детского сознания,детской личности и воображения трудно переоценить. Наша педагогическая деятельность по данной проблеме показала, что знакомство со сказочными сюжетами развивает у детей-логопатов первые нравственные нормы, шаг за шагом формирует интерес и любовь к литературе. Мы чаще стали видеть своих воспитанников в литературном уголке группы — дети активнее интересовались детскими книгами. Родители с большим желанием стали покупать детскую литературу, дома придумывались сказки о своих любимых героях, всей семьей иллюстрировали их, с гордостью приносили в детский сад для своих друзей.
Итоговая психодиагностика выявила хорошие показатели. Динамика роста работ уровней воображения по тесту П. Торренса и О. М. Дъяченко «Дорисование фигур» показала улучшение результата коэффициента оригинального мышления, наших детей за два года с 4,7% до 8,6%. [3; 8]
Использование сочинения сказки на занятии, позволило развивать процессы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), связную речь, расширить активный и пассивный словарь воспитанников. Егор Б. — мальчик с большими проблемами речи в старшей группе совсем не разговаривал, мы вместе с мамой старались заинтересовать его, хотя бы на попытки произносить звуки, но когда мы занялись сочинением сказок, их иллюстрированием Егора было не узнать. Он очень старался и во время презентации сказки-книжки смог пропеть название сказки, никто из детей не смеялся над ним, все знали, как ему трудно. Так, сочинение сказки — «труд ума и души ребенка», помогло настроить детей на совместную работу, помогающую групповому сплочению не только на данном занятии, но и в повседневной жизни группы. Это позволило дошкольникам получить навыки позитивного коммуникативного общения, что будет содействовать их дальнейшей социализации.
Ребенок, погружаясь в сказочный мир, восходит как на уровень уже освоенного социокультурного материала, так и на уровень еще не познанного человечеством («образа потребного будущего»). В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и способностей. Проникая через сказку в толщу культурно-исторических пластов развития человечества, ребенок с нарушением речи обретает креативный вектор, повышается его индивидуальный творческий потенциал будущего активного читателя.
Воспитание будущего читателя — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
Литература:
- Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания. Под ред. Т. А. Сидорчук. — Самара, 2003.-64 с.
- Сто фантазий в голове. Автор-составитель Дмитрова Т. В.- Самара, 1996.-132
- Развитие творческих способностей детей 5–7 лет: диагностика, система занятий. Авт.-сост. С. Г. Королева. — Волгоград: Учитель, 2010.- 114 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 336 с.