К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
Авторы: Сбитнева Екатерина Сергеевна, Голышева Ирина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 547 раз
Библиографическое описание:
Сбитнева, Е. С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Сбитнева, И. А. Голышева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9936/ (дата обращения: 15.11.2024).
The article presents the problem of diagnostics of formation of tolerance in younger schoolchildren in extracurricular activities. The proposed form of education.
Key words: Junior schoolchild, tolerance, extracurricular activities, tolerance
В последнее время в Россию прибывают все больше мигрантов (вынужденных переселенцев) из бывших союзных республик, представителей разных культур, которые нуждаются в понимании и поддержке, поэтому в последние годы проблема толерантности в стране очень актуальна. В связи с этим, актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.
На данный момент в педагогической науке еще нет конкретного определения понятия «толерантности». В нашем исследовании мы опирались на понятие, данное в «социально-педагогическом словаре», которое представляет собой толерантность как моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей [1, с. 76].
Критериями толерантности, по мнению Л. Г. Федоренко, являются:
- Знание о наличии существования других религий, этносов, наций, народов и их своеобразии.
- Умение проявлять снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию и состраданию, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, любезность, чувство товарищества.
- Умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать.
Для диагностики уровня толерантности у младших школьников мы использовали следующие методики: «Закончи историю» (Г.У Солдатова), «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (Я. А. Батрак), «Шкала оценки значимости эмоций» (Б. И. Додонова).
В исследовании приняли участие 22 ученика 4 класса, среди них 15 девочек и 7 мальчиков, в возрасте от 9 до 10 лет.
Данные диагностики «Закончи историю» по методике Г.У Солдатовой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса на начало исследования
Уровень |
Количество |
% |
Очень низкий |
0 |
0 |
Низкий |
6 |
27 |
Средний |
10 |
46 |
Высокий |
6 |
27 |
Всего |
22 |
100 |
Из таблицы 1 видно, что: Высокий уровень сформированности нравственных понятий показали 6 (27 %) учащихся, эти ребята называли нравственную норму, правильно оценили поведение героев. У 10 (46 %) учащихся средний уровень сформированности нравственных понятий, ребята правильно называли нравственную норму, правильно оценили поведение героев историй, но не смогли мотивировать свою оценку. 6 (27 %) учеников показали низкий уровень сформированности нравственных понятий, они оценивали поведение героев историй как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), оценку не мотивировали и нравственную норму не сформулировали.
Рис. 1. Соотношение показателей сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса на начало исследования
Результаты показателей толерантного поведения младших школьников 4 класса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели навыков толерантного поведения учащихся 4 класса на начало исследования
Уровень толерантного поведения |
Количество |
% |
Низкий |
0 |
0 |
Недостаточный |
3 |
14 |
Средний |
8 |
36 |
Достаточный |
7 |
32 |
Высокий |
4 |
18 |
Всего |
22 |
100 |
Из таблицы 2 следует что 3 (14 %) детей обладают недостаточным уровнем развития толерантности. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; для 8 (36 %) учащихся характерен средний уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты, несамостоятельны; 7 (32 %) учеников относятся к группе с достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, активны, проявляют инициативу в общении, характеризуются желанием отстаивать свои интересы; и 4 (18 %) детей испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения.
Рис. 2. Соотношение показателей навыков толерантного поведения учащихся класса на начало исследования
Результаты исследования уровня сформированности эмоционального компонента этнической толерантности у младших школьников отражены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели сформированности эмоционального компонента этнической толерантности умладших школьников 4 класса на начало исследования
Уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности |
Количество |
% |
Высокий |
9 |
41 |
Средний |
9 |
41 |
Низкий |
4 |
18 |
Всего |
22 |
100 |
Из таблицы 3 видно, что высокий уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности выялен у 9 (41 %) учеников, они проявляют положительные эмоции к представителям иных культур, уважительное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам разных национальностей. С низким уровнем выявлено 4 (18 %) ученика, у них сформировано эмоционально-отрицательное восприятие «иных», они выделяют значимость своей этнической группы, в общении в классе допускают грубые, недоброжелательные реплики в сторону одноклассников другой национальности.9 (41 %) детей имеют средний уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности, у них преобладает позитивное отношение к иным культурам, но нередко вызывающее чувство безразличия к ним, при общении в классе доброжелательны, но при этом чувствуют себя не совсем комфортно в многонациональном коллективе.
Рис. 3. Соотношение показателей сформированности эмоционального компонента этнической толерантности у младших школьников 4 класса на начало исследования
Проведенный анализ полученных результатов показал необходимость проведения систематической целенаправленной работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. В связи с этим мы предлагаем: программу «Я в Мире людей», разработанную М. П. Коноваловым; посещение пожилых людей, оказание им социальной помощи, готовить своими руками поделки и дарить их на праздник «День пожилого человека», «День победы»; цикл воспитательных мероприятий: «Толерантность наш главный друг», «Если мы вместе — мы победим», «Учимся сочувствовать», «О пользе прощения», «Мир глазами друга», выпуск газеты «Толерантность».
Литература:
- Бурминистров М. Н., Васильева Л. Л., Кащеева А. В. Социально-педагогический словарь. [Текст] / М. Н. Бурмистрова, Л. Л. Васильева, А. В. Кащеева. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — 76 с.
Похожие статьи
К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников
В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.
Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт
В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.
Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка
В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста
В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...
Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада
Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...
Похожие статьи
К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников
В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.
Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт
В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.
Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка
В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста
В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...
Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада
Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...