Проблемы и перспективы кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане
Авторы: Раимдодова Малика Умедовна, Неваров Антон Анатольевич
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 02.03.2016
Статья просмотрена: 747 раз
Библиографическое описание:
Раимдодова, М. У. Проблемы и перспективы кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане / М. У. Раимдодова, А. А. Неваров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9947/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы и перспективы подготовки кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане. Анализируются международные и национальные программы подготовки специалистов социальной работы в Таджикистане.
Ключевые слова: Таджикистан, социальная работа, кадровые ресурсы, образование, международные программы, международное сотрудничество.
Развитие социальной сферы общества обусловлено, прежде всего, кадровыми ресурсами. От состояния и активности основного потенциала кадровых ресурсов зависит успешность проведения реформ в социальном секторе любой страны, в том числе и в Таджикистане, где существует острая потребность в социальной деятельности, как со стороны государства, так и всех заинтересованных социальных институтов.
Социальная работа в Таджикистане из года в год становится более популярной. С помощью и поддержки международных организаций как ОБСЕ, ЮНИСЕФ, ОРА Интернэшнл, Каритас (Германия), Хилпсверк (Австрия), VSO (международная волонтерская организация) и других, профессия социального работника как особый вид деятельности и как новый общественный, культурный феномен начинается развиваться. Становление и развитие социальной работы в Таджикистане, ее престиж и эффективность во многом зависят от её кадрового обеспечения современными специалистами. Правительство Республики Таджикистан в последние годы большое внимание уделяет подготовке кадров. Так, 31 декабря 2008 года указом № 582 Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон утвердил «Концепцию государственной кадровой политики Республики Таджикистан», а 29 апреля 2009 года Правительство Республики Таджикистан принял Постановление «О программе реализации Концепции государственной кадровой политики Республики Таджикистан на 2009 -2016 годы». [См. Подр.1]
Проблемы подготовки кадров также были затронуты в Постановлении Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года «Государственная программа «Воспитание, подбор и расстановка кадров Республики Таджикистан из числа способных женщин и девушек на 2007 -2016 годы». Среди огромного количества мероприятий (более 60) по реализации Концепции государственной кадровой политики Республики Таджикистан указаны такие мероприятия, как организация перспективной системы по планированию потребностей органов государственного управления в кадрах, и в этих целях разработки соответствующих инструкций, укрепление международного сотрудничества по обучению, переподготовке кадров и приобретению опыта за рубежом, и многие другие мероприятия.
Международная организация ОРА Интернэшнл с сентября 2002 года по февраль 2004 года в городе Душанбе организовала шестимесячные курсы по обучению социальных работников. [См. 2] Первые 35 выпускников этих курсов были научные работники, преподаватели высших учебных заведений и средних школ, воспитатели школ- интернатов. По завершению курсов выпускники получили сертификат и диплом Центрального института повышения квалификации работников образования. Преподавателями этих курсов были опытные специалисты из университетов Новой Зеландии, Германии, Шотландии. Слушатели сначала в течение трех месяцев изучали теоретические азы социальной работы: введение в специальность, общую и семейную психологию, развитие личности, социологию, этику социального работника, делопроизводство в социальной работе, права человека, права ребенка, действующие законодательные акты по социальной работе в Таджикистане, социальную работу с семьей, социальную работу с общиной, социальную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности, социальную работу в школе и основы общения. Практические занятия проводились с использованием интерактивных методов обучения. Выпускники получили навыки проведения социологических опросов, интервью, заполнения формы оценки потребностей нуждающегося человека и т. д. В результате практической работы по проекту институционализации, в рамках реализации Конвенции ООН по правам ребенка, 8 слепых детей поступили в высшие учебные заведения, 30 выпускников интернатов поступили в различные колледжи для освоения рабочих профессий. В 2004 году при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан как структурное подразделение НИИ труда и социальной защиты населения был создан Ресурсный центр по социальной работе. [Cм.3] Задачи этого центра — подготовка национальной команды тренеров по социальной работе, предоставление новых технологий по социальной работе, advocacy социальной работы как важное и основное средство реформирования социальной сферы и общества в целом, создание пилотных учреждений по внедрению современных теорий и новых технологий социальной работы в целях дальнейшего развития социальной работы в республике. [4. с.70] По проекту Азиатского Банка Развития было обучено более двух тысяч работников социальной сферы по программам: «Компьютеризация социального сектора», «Персонификация социальной помощи и услуг», «Банковское обслуживание пенсионеров». Реализация этого проекта в 2000–2006 годах способствовала практической реформе социального сектора в нашей республике.
Стокгольмский Университет и ЮНИСЕФ с августа 2004 года по август 2006 года при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан организовали двухлетние курсы подготовки тренеров по социальной работе. [См.5] Из 35 слушателей этих курсов, которые имели высшее образование, 14 получили диплом (сертификат) Стокгольмского Университета. Выпускники прошли модульное обучение по 8 курсам: «Современные теории социальной работы», «Методы социальной работы», «Методы исследования и оценивания социальной работы», «Социальная работа с семьей и супружескими парами», «Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями», «Социальная работа с подростками», «Социальная работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях», «Сравнительная социальная политика».
В рамках Гранта Европейского Союза в 2007 году организацией Hilfswerk (Австрия) был создан первый дневной центр «Офтобак», предоставляющий социальные услуги для детей с недугом.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении на церемонии сдачи в эксплуатацию второго корпуса детского дома — интерната «Чорбог» 17 апреля 2008 года отметил необходимость подготовки профессиональных кадров социальной работы и поручил министерствам образования, экономического развития и торговли укрепить учебную базу для преподавания данной специальности в ТНУ и других учебных заведениях.
С сентября 2008 года в Таджикском национальном университете началась подготовка специалистов социальной работы с высшим образованием на очном и заочном отделениях. В мае 2009 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством труда и социальной зашиты населения Республики Таджикистан, Таджикским национальным университетом и Детским фондом Организации Объединенных наций в Республике Таджикистан–основной целью которого была подготовка высококвалифицированных социальных работников. [См. 2]
При поддержке Института «Открытое общество», ЮНИСЕФ, Украинской ассоциации социальных педагогов и специалистов по социальной работе в августе- сентябре 2009 года прошли 72-х часовые семинары-тренинги по социальной работе преподаватели кафедры социологии ТНУ. 113 13–14 ноября 2009 года в г. Душанбе была проведена международная научно — практическая конференция «Развитие социальной работы как профессии в Таджикистане». На данной конференции с докладом «Значение зарубежного опыта в подготовке социальных работников в Таджикистане». и презентацией. В ходе учебной поездки, в рамках проекта «Повышение профессиональной компетенции специалистов в сфере социальной работы с семьями и детьми» с 9 по 20 апреля 2010 года на Украине преподаватели ТНУ, работники Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан ознакомились с практикой обучения социальной работе в Киевском университете имени Бориса Гринченко, посетили Киевский городской центр социальной службы для семьи, детей и молодежи, познакомились с работой кафедры социальной педагогики и социальной работы Луганского педагогического университета, которая с 1998 года ведет обширную научно — педагогическую деятельность в сфере подготовки социальных работников.
По итогам этих семинаров и поездки преподаватели Таджикского Национального Университета(ТНУ) получили Свидетельство участника цикла семинаров-тренингов и Сертификат об участии в учебной поездке на Украину. Полученные знания и навыки преподаватели ТНУ использовали в ходе преподавания учебных дисциплин по социальной работе на философском факультете Таджикского национального университета, где обучаются 205 будущих специалистов по социальной работе. Преподаватели кафедры социологии ТНУ совместно с членами Ассоциации профессиональных социальных работников (образованной в 2009 году из числа выпускников зарубежных вузов) подготовили на родном языке учебные пособия: «Введение в социальную работу», «Социальная работа с семьей», «Руководство для социального работника», «Этический кодекс социального работника». [Подр. 6] В 2011 году Правительством Республики Таджикистан была принята Национальная концепция инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан в 2011 -2015 годы, в которой особо отмечалась нехватка кадров, обеспеченность учебно-методическими материалами и другие проблемы, влияющие на развитие инклюзивного образования в республике. В июле 2012 года на философском факультете ТНУ была открыта кафедра социальной работы, которая должна обеспечить качественное преподавание учебных предметов по кредитной системе, эффективное прохождение практики студентов, подготовки учебно-методических материалов на родном языке, научно — педагогических кадров по социальной работе, установление тесного контакта с государственными, международными и неправительственными организациями. В августе 2012 года Таджикский национальный университет совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан подписали Договор о сотрудничестве по подготовке социальных работников. В 2013 году был первый выпуск ТНУ по социальной работе, все 22 выпускника были трудоустроены в социальных учреждениях республики. Большой резерв кадров по социальной работе имеется среди выпускников зарубежных вузов, которые по линии ОБСЕ учатся на магистра и доктора по социальной работе (15 человек уже получили дипломы магистра и пятеро учатся на доктора по социальной работе). В Таджикский филиал Института открытого общества — фонда содействия в 2003 -2011 годы более 500 работников социальной сферы, имеющие высшее образование подали заявления для получения грантов по стипендиальной программе для прохождения учёбы по социальной работе в вузах США. Министерство труда и социальной защиты населения, НИИ труда и социальной защиты, НИИ экспертизы и восстановления трудоспособности инвалидов с клиникой, государственное учреждение «Курсы повышения квалификации и переподготовки 114 работников системы труда и социальной защиты населения» также вносят свой определенный вклад в подготовке и переподготовке социальных работников. В рамках проекта Евросоюза «Техническая помощь Программе поддержки секторальной политики в области социальной защиты — компонент по предоставлению услуг Таджикистану» в 2010 -2011 годы были подготовлены 42 человека из разных регионов республики с присвоением квалификации эрготерапевт и физический терапевт как социально — медицинская специализация. Обучение велось один год без отрыва от производства. Выпускники получили сертификат Санкт-Петербургской медицинской академии. В декабре 2012 года всего 60 человек по регионам республики прошли тренинги по организации социального обслуживания населения. Преподавателями этих курсов были международные эксперты из Австралии, России, Украины. В 2012 году при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан была открыта электронная библиотека по социальной работе, которая имеет 400 научно-методических книг по социальной работе на русском, английском и таджикском языках. Этой библиотекой пользуются практические социальные работники, студенты и научные работники. В ноябре 2012 при Государственном Агентстве социальной защиты, занятости населения и миграции Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан был создан учебно-практический комплекс социально-инновационной работы как базовое учреждение для обучения социальных работников на уровне средне-профессионального образования, внедрения инновационных услуг для уязвимых слоёв населения. В январе 2013 года по конкурсу с высшим образованием и опытом работы в сфере социальных услуг были отобраны 10 человек (из них трое кандидаты наук) для подготовки тренеров по социальной работе. С учетом региональных особенностей вузов, социально-экономической ситуации, местности, материальной и методической базой вузов, потребностями образовательных учреждений в 2012–2013 учебном году был организован приём студентов по социальной работе в Хорогском государственном университете, а в 2016 г. в Кулябском госуниверситете также начинается обучение будущих специалистов по социальной работе.
Очень важно, чтобы при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан был создан обновляющийся Банк данных обо всех кадрах социальной работы с учетом резерва научных, педагогических, практических социальных работников, экспертов по социальной работе. Также назрело время иметь «Концепцию развития социальной работы в Республике Таджикистан». Мы считаем, что необходимо провести слет (съезд или научно-практическую конференцию) по обмену опытом работы социальных работников регионов республики.
Литература:
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.tj
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tjk.bizdirlib.com/node/648
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mehnat.tj/
- Раимдодов У. Подготовка социальных работников в Таджикистане // Трудовые отношения и социальная защита населения: Матер. республиканской науч. — практ. конф. Душанбе, 2006.
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amcu.gki.tj/index.php?option=com_profile&task=view_dp&tdpm_dpcode=73&Itemid=99999999&lang=R
- Зеваров Х. Кадровый потенциал социальной работы в Таджикистане // Пути повышения эффективности занятости трудовых ресурсов Таджикистана в условиях рыночной экономики: Материалы республиканской науч. — практ. конф. Душанбе, 2013.
Ключевые слова
образование, международное сотрудничество, социальная работа, кадровые ресурсы, Таджикистан, международные программыПохожие статьи
Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане
В статье рассматриваются проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане. Представлены проблемы социальной адаптации инвалидов в России. Анализируются состояние программ по социальной адаптации инвалидов в Таджикистане.
Влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие Таджикистана
В статье рассматривается экономический потенциал населения как инструмент устойчивого социально-экономического развития государства. Обосновывается необходимость применения инновационных технологий для повышения как конкурентоспособности предприятий ...
К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане
В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...
Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь
В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...
Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования
В статье рассматривается история и понятие международной программы образования PISAи необходимость участия в ней Республики Узбекистан.
Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана
Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...
Российско-монгольские отношения на современном этапе развития
В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.
Влияние зарубежного опыта социальной работы на развитие социальной работы в Кыргызстане
В данной статье рассматривается зарубежный опыт развития социальной работы современном в Кыргызстане, используя поддержку международных организаций, реализующих ряд международных проектов.
Влияние внешней трудовой миграции Кыргызстана на социально-экономическое положение Ошской области
В статье раскрываются основные направления миграционной политики в Кыргызстане, выявляются основные проблемы и влияние внешней миграции на социально-экономическое положение Ошской области.
Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана
В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.
Похожие статьи
Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане
В статье рассматриваются проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане. Представлены проблемы социальной адаптации инвалидов в России. Анализируются состояние программ по социальной адаптации инвалидов в Таджикистане.
Влияние демографических факторов на социально-экономическое развитие Таджикистана
В статье рассматривается экономический потенциал населения как инструмент устойчивого социально-экономического развития государства. Обосновывается необходимость применения инновационных технологий для повышения как конкурентоспособности предприятий ...
К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане
В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...
Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь
В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...
Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования
В статье рассматривается история и понятие международной программы образования PISAи необходимость участия в ней Республики Узбекистан.
Правовые средства защиты и укрепления семьи по законодательству Туркменистана
Статья посвящена исследованию правовых норм, направленных на защиту и укрепление института семьи в Туркменистане. В статье авторы анализируют нормы законодательства Туркменистана, регулирующие правовые меры, направленные на укрепление семьи, опираясь...
Российско-монгольские отношения на современном этапе развития
В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.
Влияние зарубежного опыта социальной работы на развитие социальной работы в Кыргызстане
В данной статье рассматривается зарубежный опыт развития социальной работы современном в Кыргызстане, используя поддержку международных организаций, реализующих ряд международных проектов.
Влияние внешней трудовой миграции Кыргызстана на социально-экономическое положение Ошской области
В статье раскрываются основные направления миграционной политики в Кыргызстане, выявляются основные проблемы и влияние внешней миграции на социально-экономическое положение Ошской области.
Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана
В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.