Групповое влияние как фактор, способствующий изменить отношение человека к пагубным привычкам | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Турова, Ю. С. Групповое влияние как фактор, способствующий изменить отношение человека к пагубным привычкам / Ю. С. Турова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10035/ (дата обращения: 16.11.2024).



С самых первых дней человек находится в социуме. Человек не только получает с помощью окружающих людей информацию о внешнем мире, а также испытывает на себе их влияние. Окружающий мир и общество постоянно усложняются, поэтому групповое воздействие на индивида неуклонно растет. Поэтому и поведение человека, включенного в некую группу, также всегда формируется под явным или скрытым влиянием окружающих его людей.

Специфика группового влияния хорошо изучена, но не смотря на это, интерес к данной области не уменьшается. Для нас более актуален вопрос группового влияния на индивидуальное поведение в рамках детского коллектива, например школьного. Детское поведение часто отличается спонтанностью, низким уровнем контроля, а также не всегда высоким уровнем ответственности за поступки. Поэтому и групповое влияние в данном возрасте будет более интересно для изучения. Причем не менее актуальным является аспект влияния — положительное или отрицательное воздействие, которое оказывает группа на поведение человека. В школьной среде в старших классах на протяжении долгого времени остро стоит вопрос об отношении старшеклассников к вредным привычкам. Поэтому цель нашего исследования — определить роль группового влияния как фактора, способствующего изменить отношение человека к пагубным привычкам.

Объектом исследования выступает групповое влияние или воздействие на индивидуальное поведение человека. Предмет исследования — факторы социального одобрения, социальной желательности, социального порицания.

В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся 10–11 классов МАОУ «Гимназия № 13» г. Магадана. Общее количество испытуемых — 64 человека, из них 39 девушек и 25 юношей. Данное гендерное распределение объясняется не равным соотношением количества девушек и юношей среди учащихся.

Гипотеза: существует взаимосвязь между групповым влиянием на индивидуальное поведение человека и желанием социального одобрения или избеганием социального порицания.

Методы и методики: для проверки поставленной гипотезы была разработана анкета, состоящая из 9 закрытых вопросов и 3 вопросов, требующих развернутых ответов. Для анализа текста — метод анализа документов.

Для проверки поставленной гипотезы о том, что существует взаимосвязь между групповым влиянием на индивидуальное поведение человека и желанием социального одобрения или избеганием социального порицания, было проведено исследование. Нас заинтересовали именно эти аспекты в контексте пагубной привычки — курения. Именно данная проблема по статистике стоит на первом месте среди вредных привычек подростков. Нас заинтересовали мотивационные аспекты данной проблемы — могут ли они быть связаны с контекстом группового влияния или нет.

Анкета была анонимная с целью того, чтобы снизить социальную желательность в ответах учащихся. Также учащиеся были предупреждены о том, что данная ими информация является конфиденциальной, и распространению не подлежит (т. е. в результатах исследования будут представлены только цифры). Мы получили следующие результаты:

Большинство опрошенных старшеклассников входят в состав групп по интересам, или компаний — 94 % (60 человек) отметили свою сопричастность к группам общения, группам по интересам и компаниям. И 4 человека (6 %) ответили, что у них не хватает на это времени, так как все время занимает учебная деятельность. Это говорит о том, что ситуация вхождения в группы общения для подросткового возраста является распространенной ситуацией.

Основное общение того процента учащихся, кто входит в состав малых групп, происходит за пределами школы (так отметили 86 %) — на спортивных тренировках, различных дополнительных занятий вне школы, а также на прогулках (на улице). И меньшинство отмечает, что они в основном общаются с друзьями в стенах школы. Мы можем предположить, что причина того, что учащиеся общаются с друзьями из компании вне школы состоит в том, что в данном возрасте подростки уже определились со своими интересами, предпочтениями, и общение в малой группе носит не ситуативный характер, а постоянный. Именно поэтому опрошенные встречаются не в рамках школы, когда время для общения и возможности ограничены, а за ее пределами.

На вопрос «Рассказывали ли вам ваши друзья о том, что когда-то они употребляли табачные изделия?» учащиеся ответили следующим образом: 86 % (55 человек) слышали или знают о том, что их друзья в компании когда-либо курили. 12 % (8 человек) — отметили, что не владеют такой информацией. И 1 человек отметил, что ему это не интересно. Эти факты подтверждают в очередной раз статистику, которая говорит о том, что в подростковом возрасте проблема курения стоит остро.

На вопрос о том, в чем заключалась причина, или кто толкнул друзей на этот шаг, учащиеся ответили: «друзья пробовали курить из-за подражания другим членам компании» — 79 % (51 опрошенный); «возможно, это результат давления компании» — 67 % (43 опрошенных); «Это исключительно личный выбор» — 34 % (22 опрошен.). На основании этого мы можем сделать вывод о том, что фактор подражания членам группы становится одним из основных, которые толкают человека на шаг попробовать табак. Это, безусловно, говорит об отрицательном влиянии группы на индивидуальное поведение. И, как говорилось выше, факты отрицательного влияния изучены в меньшей степени, и особенно мотивационные моменты данного вопроса. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что одним из мотивационных фактором является подражание, чувство «Мы». В случае, если человек копирует поведение группы, он становится «своим», и тогда он будет поощрен (моральное подкрепление со стороны группы). В случае, если же человек будет противиться отрицательному влиянию — он будет наказан (порицание со стороны группы).

На вопрос о том, могут ли друзья повлиять на поведение учащихся, изменить представления о чем-либо, учащиеся на 48 % (31 опрошен.) уверены, что окружающие могут это сделать. Но все же большинство (52 %) считают, что они делают свой выбор всегда сами. Мнения разделились практически пополам — можно предположить, что групповое влияние на человека чаще всего не осознается им самим, поэтому и дать оценку объективно данному факту также сложно.

На вопрос о том, пробовали ли сами респонденты курить, мы увидели следующую картину: «Да, пробовал» — отметили 89 % учащихся (57 человек), «Никогда не пробовал» -11 % (7 человек). Эти результаты также подчеркивают актуальную проблему курения среди молодежи.

Учащиеся считают, что в 64 % случаях на выбор попробовать курить повлияла компания и отдельные ее члены. И лишь 36 % отметили личную ответственность и собственный выбор в этом вопросе. Это также говорит, что в данном случае имеет место быть отрицательное влияние группы на индивидуальное поведение.

На вопрос «Может ли компания включать штрафные санкции против ее члена (игнорировать, оскорблять, выгонять из группы), в том случае, если в компании модно курить или выпивать спиртные напитки, а данный человек этого не делает, или отказывается делать?» ответы учащихся разделились следующим образом:

  1. Да, такое возможно, у нас в компании могут так поступить — 60 %;
  2. Скорее нет, у нас в компании так не поступают, все выбирают сами — 9 %;
  3. У нас в компании никто не курит и не выпивает, поэтому точно нет — 31 %.

Мы можем предположить, что в данном вопросе открывается значение фактора избегания группового порицания, который мы также ставили в нашей гипотезе. В связи с боязнью непринятия со стороны группы, отвержением, опрошенные прибегают к выполнению требования группы (даже и отрицательных) в 60 % случаях. Причем в данных ответах прослеживается, что 31 % опрошенных входят в «благоприятную» группу, так как они отмечают, что в их компании никто не курит и не пьет, в связи с этим и проблемы в этом не стоит. Соответственно в данном случае идет речь о положительном влиянии группы.

На вопрос № 9 «Оцените степень важности мнения компании лично для себя» учащиеся ответили:

  1. Мне очень важно мнение моих друзей, оно на первом месте — 61 %;
  2. Я не равняюсь на мнение окружающих, принимаю решения и думаю сам — 39 %. Данные результаты подчеркивают возрастные особенности подростков. В данном возрасте актуален выбор референтных групп, мнение которых является очень важным.

На открытый вопрос о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы не попасть под групповое влияние, учащиеся ответили: должен обладать силой воли, быть целостной личностью, управлять своим поведением сам и отвечать за свои поступки и действия, проявлять лидерство.

На следующий открытый вопрос о том, существует ли вероятность того, чтобы сами учащиеся могли бы попасть под групповое влияние, были получены следующие ответы:

Вариант «Да, такая вероятность существует» — 34 %. Учащиеся аргументируют свой ответ так: «я не являюсь лидером в компании, поэтому я скорее ведомый, чем ведущий; во мне мало таких качеств, которые могли бы мне в этом помочь».

Вариант «Точно не попаду под групповое давление» — выбрали 58 %, аргументируя свой ответ тем, что они вполне осознают все, что с ними происходит, и смогут справиться с групповым влиянием. Остальные опрошенные учащиеся сомневаются в ответе.

Учащиеся при ответе на открытый вопрос о том, какими способами можно помочь человеку, попавшему под влияние плохой компании, предлагают следующие варианты ответов: «необходимо найти столь же влиятельного лидера, но только положительного, — тогда он сможет перетянуть этого товарища на свою сторону; необходимо объединиться всем остальным в окружении этого человека — другим друзьям, родителям, родственникам, сверстникам, и тогда вместе они смогут его подержать, и он сам осознает, что он не один, и самостоятельно отойдет от влияния группы; необходимо позаниматься с психологом для выработки таких внутренних качеств, которые помогут этому человеку освободиться от влияния».

Также мы решили проследить взаимосвязь между курением среди опрошенных и наличием группы общения, а также характера этой группы (с отрицательным влиянием или положительным). Были проанализированы индивидуальные данные, и мы выяснили, что те опрошенные, которые пробовали курить, в 68 % случаях находятся в компаниях, оказывающих сильное отрицательное влияние на поведение входящих в ее состав людей. В данных малых группах либо включаются социальное одобрение в случае успешного влияния на человека, либо порицание, отвержение, «штрафные санкции» по отношению к тем, кто не поддерживает традиций группы. Данные результаты раскрывают цель нашей работы и подтверждают гипотезу о том, что существует взаимосвязь между групповым влиянием на индивидуальное поведение человека, а также желанием социального одобрения или избеганием социального порицания со стороны группы.

Таким образом, мы приходим к выводам о том, что одним из мотивационных факторов, который заставляет подростков пробовать курить в компаниях, является подражание, чувство «Мы», что влечет желание социального одобрениягруппы. Еще одним мотивационным фактором является боязнь неприятия со стороны группы за не исполнение групповых требований.Поэтому полученные результаты дают возможность различным специалистам (социальным педагогам, педагогам-психологам, учителям) и, конечно, родителям, обратить внимание на жизнедеятельность подростков с целью профилактики и раннего выявления отрицательного группового влияния.

Основные термины (генерируются автоматически): групповое влияние, том, компания, социальное одобрение, сторона группы, учащийся, индивидуальное поведение человека, социальное порицание, индивидуальное поведение, отрицательное влияние.

Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте как социально-психологическая категория

Демонстративное поведение как фактор формирования жизненных стилей молодежи

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Фрустрация экзистенциональных данностей как фактор предрасположенности к алкоголизму

Мотивация как компонент развития способностей

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте как социально-психологическая категория

Демонстративное поведение как фактор формирования жизненных стилей молодежи

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Фрустрация экзистенциональных данностей как фактор предрасположенности к алкоголизму

Мотивация как компонент развития способностей

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур