Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста
Авторы: Ланец М. К., Куланина Елена Сергеевна, Прохорова Марина Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 29.03.2016
Статья просмотрена: 1976 раз
Библиографическое описание:
Ланец, М. К. Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста / М. К. Ланец, Е. С. Куланина, М. М. Прохорова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10045/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
В процессе своей работы заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
На основе этих исследований выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель:формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
С начала года с детьми учились играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками. Включила пальчиковую гимнастику в режим дня:
- Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
- Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагаю «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?". (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т. д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:
- На физкультминутках (три-четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагаю сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов — прокатывание карандаша, грецкого ореха.
- Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели»... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
- На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
«Гусь»
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
«Зайчик — кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.
- С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!" и самомассаж пальцев «Помоем руки».
Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание — ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него — основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей раннего возраста.
Литература:
- Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики.- М.: ООО ТД Изд-во Мир книги, 2008.-С. 125
- Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. -М.: ТЦ Сфера,2005.-С.54–59.
- Ермакова С. О.«Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»- Издательство: «Рипол Классик» 2007. — С. 255.
- Закревская О. В. Развивайся, малыш!-М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007.-С60,65.
- Козырева Л. М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет. -Ярославль Академия развития, 2007.-С.41.
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.-М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.-С. 185.
- Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1–3)”- Мозаика-Синтез, 2010.-С. 212.