Управление инновациями в профессиональном колледже
Автор: Каравайцева Юлия Михайловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 22.03.2016
Статья просмотрена: 1496 раз
Библиографическое описание:
Каравайцева, Ю. М. Управление инновациями в профессиональном колледже / Ю. М. Каравайцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10048/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях профессиональный колледж как образовательная система меняет свои цели, содержание, формы, методы профессионального обучения. Согласно новому Федеральному Закону «Об Образовании» (статья 2) профессиональное обучение должно быть ориентировано на формирование знаний, умений, навыков, опыта деятельности и профессиональной компетентности [7]. Именно необходимо формирование профессиональных компетенций в колледже, заставляет коренным образом изменять традиционные педагогические технологии, вводить различные инновации.
Управление предполагаемыми нами инновациями в колледже должно основываться на современных теориях менеджмента — управления образовательными системами, разработанными в отечественной и зарубежной литературе.
Анализ исследований в области инновационного менеджмента управления образовательными системами позволяет нам понимать под управлением, с одной стороны совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления (М. М. Поташник) а с другой стороны, «…в современных условиях управление образованием– это, прежде всего, управление его развитием (на всех уровнях –начиная с федерального и заканчивая конкретным образовательным учреждением), а не только управление учреждениями и людьми. Кроме того, управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат» [5]
Инновационное управление связанное с необходимостью управления такими инновациями, как структура и содержание образовательных программ, модульное расписание и обучение, новшества относящиеся к структуре и содержанию теоретического и практического обучения, а так же к организационным формам и методам профессионального обучения, опираются на теорию инновационного менеджмента, состоящего из инноваций — как объекта управления, разработка программ и проектов нововведений, инновационных проектов, финансирования инновационной деятельности, управления персоналом в инновационной организации в частности в колледже.
Для нас особое значение имеет инновация как объект управления [5 с 49–60]. С точки зрения Н. В. Родионовой, В. Я. Горфинкель инновации и инновационное развитие организации, в том числе колледжа, является неотъемлемой частью его основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности его выпускников.
В частности, по мнению В. Я. Горфинкель и Т. Г. Попадюк инновации в организации являются формой проявления научно — технического прогресса на микроуровне. [5 c.49]
Если говорить о инноватике в профессиональном колледже, понимаем в широком смысле как изменение, внесение нового, совершенствовании существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования вытекающего из его основного смысла, сущности и значения [1, с 37]
В современном мире, все чаще говорят о кризисе образования, в том числе профессионального. Для России кризис профессионального образования на наш взгляд в большой степени объясняется запозданием внедрения новшеств посредством активного педагогического творчества и новаторства. На наш взгляд, слабо развивается инновационный процесс. В профессиональном образовании он связан с исследовательской деятельностью педагогических работников колледжа.
Опыт показывает, что исследования, проводимые в области инноваций работниками зачастую носит стихийный характер, фрагментарный, временный часто связанный с аттестационными процедурами, а не запросами конкретного профессионального колледжа.
В зарубежной педагогике США, Германии, Финляндии, Югославии, Китая ценность отдельных новшеств и способов их внедрения в образование поддерживается руководством как профессиональных образовательных учреждений, так и управленцами высшего уровня.
С точки зрения ученых, занимающихся внедрением инноваций [5] особую роль играет управление развитием научно — исследовательской работы профессиональных работников. Считается что научно — исследовательская работа это с одной стороны источник создания педагогических новшеств, а с другой — способ их внедрения. Считается, что именно управление инновациями на уровне страны, региона, образовательного учреждения позволяет в значительной мере повысить качество профессионального образования в колледже и его конкурентоспособность [2].
На наш взгляд, среди исследований в области педагогической инноватики особую роль играет работа К. Ангеловске «Учителя и инновации», изд. «Просвещение» в 1991 г. Благодаря исследованиям ученого-педагога из Югославии выстроено удивительно правильное представление о квалификации педагога. Автор считает, что одним из ведущих признаков квалификации педагога является его отношение к новшествам, активное участие в инновационных процессах. Действительно, вывод ученых о том, что образование очень бедно новшествами, позволяет актуализировать инновационную деятельность профессионального колледжа, проводить необходимые изменения в соответствии с требованиями с одной стороны общества с другой стороны образовательных нормативов [7].
Для того, чтобы организовать инновационную деятельность в образовательном колледже очень важно с точки зрения ученых инновационного менеджмента, разработка и принятие решений направлено на формирование, поддержку и развитие инновационного потенциала профессионального колледжа.
Любые управленческие теории, особенно в образовании [6], позволяет посредством разработки различных средств и способов управления профессиональной школой (управление развитием, управление по результату и т. п.). В частности известная в России теория управления развитием разработанная М. М. Поташником позволяет разрабатывать программу развития профессионального колледжа посредством управления.
Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий в ходе которых инновации вызревают от идеи до конкретного результата. Инновационная деятельность руководителя образовательного профессионального учреждения во многом определяется основами инновационного менеджмента, позволяющего во многом повышать эффективность и качество образовательного процесса. К ним следует отнести американские, немецкие и японские системы управления.
Исследователи выделяют три логически обоснованных логических процесса: простой внутриорганизационный, простой междуорганизационный и расширенный [3]. Эффективная инновационная деятельность руководителя требует знания основных концептуальных подходов возникновения и развития инновационных процессов в рыночных условиях. По мнению большинства исследователей, наибольшее распространение получили четыре концепции:
Первая концепция, согласно которой развитие движется технологиями, рынок выступает в качестве пассивного потребителя инновационной активности, реагируя на внедрение нововведения по велениям спроса на его результаты, доминировала до середины 1960 гг. Это простой линейно-исследовательский процесс. Данная модель не отражала всей сложности взаимоотношений внутри инновационных процессов.
Второй подход был разработан во второй половине 60-х — начале 70-х гг. суть подхода заключалась в том, что инновационный процесс инициируется рынком и зависит от изменения потребностей.
В 1980-х гг. получил распространение третий подход в котором была предпринята попытка синтезировать первые два подхода, балансируя статус их приоритетов. Другое название данной модели — «цепная» инновация в ней рассматривается как динамический процесс, который может быть смоделирован в виде комбинации двух различных типов взаимодействий с обратной связью.
С конца 1980 — х гг. активно развивается четвертый подход, который получил название «японская модель передового опыта», акцентирующее внимание на параллельной деятельности интегрированных групп и внешних горизонтальных и вертикальных связей.
Исходя их опыта других стран можно представить следующие структурные компоненты инновационного процесса [4, с. 223–224]:
академические и отраслевые институты, университеты и научно-исследовательские подразделения фирм, ответственные за фундаментальные исследования и поисковые разработки, находящиеся на государственном финансировании или получающие другие формы поддержки;
технические и промышленно-технические организации, которые владеют инновационными ноу-хау, работают над пилотными проектами, занимаются созданием опытных образцов и их испытанием, подготавливают технические испытания, патенты, стандарты и регламент. Данная структура имеет соответствующие производственные мощности, профессиональные технологические центр;
образовательные и обучающие структуры для научных и инженерно-технических работников, а также квалифицированных рабочих;
организации, контролирующие выполнение исследований и разработок и координирующие взаимодействие с промышленным сектором;
консалтинговые организации, занимающиеся изучением спросом и распространением продукции и услуг;
службы научно-технической информации, занимающиеся сбором, подготовкой и распространением данных о перспективных разработках;
рыночные структуры, объединяющие потребителей и профессионалов, занимающихся вопросами реализации продукции.
Таким образом, управление инновациями в колледже направленное на планирование, организацию, контроль инновационного процесса, который представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию [2, 47]. Нами установлено, что на характер управления инноваций в колледже влияют такие факторы как масштаб инноваций, степень ее радикальности, скорость внедрения. Чем больше масштабы и сильнее выражен радикальный характер инноваций, тем больше сложностей в реализации инновационного процесса в управлении.
Можно предположить, что чем качественнее будет управление инновациями в колледже, тем быстрее будет происходить рост его конкурентоспособности и повышения качества образовательного процесса. Инновация как конечный результат внедрения новшества, их количества во многом определяет сложность управления профессиональным колледжем, требует использования особенно зарубежной теорией управления. Учеными в области инновационного менеджмента установлено, что, во-первых, инновации проявляются в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах эволюционной и революционной, во-вторых эффективное инновационное развитие профессионального колледжа во многом определяется инновационными технологиями.
Процесс управления инновациями в профессиональном колледже включает в себя соответствие целей управления инновациями, цели функционирования организации в целом; выявление своих конкурентных преимуществ и недостатков; определение методов управления инновациями [3, с.65].
Управление инновациями в профессиональной образовательной организации это особый вид деятельности базирующийся на теории инновационного менеджмента, позволяющий достигать оригинальных целей в её развитии.
Литература:
1. Ангеловски К.Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон.-М., 1991.
2. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк.- М: Проспект, 2015.- 424с.
3. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов / под ред. С. Д. Илькеновой. 3-е изд., перераб. и доп. М: Юнити-Дана, 2007.
4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия -2050. Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005. — С. 223,224
5. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами. — М.: Эгвес, 2009. — 156 с
6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.- 320 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образованиив Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)