Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками
Автор: Махмудов Мехтихан Магамедханович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 18.03.2016
Статья просмотрена: 1213 раз
Библиографическое описание:
Махмудов, М. М. Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками / М. М. Махмудов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10057/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность исследований в области психологии спорта определяется возрастающей сложностью и стрессогенностью» спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к мышлению, психической работоспособности, эмоциональной устойчивости и другим психическим качествам, и свойствам спортсмена. Недаром ныне четко проявляется тенденция к «психологизации» не только педагогических, но и медико-биологических, биохимических и других исследований.
Это вполне естественно, учитывая, что психика является центральным звеном управления поведением и деятельностью человека, оказывая существенное воздействие на протекание всех физиологических процессов и работоспособность спортсменов. Как справедливо отметил в конце 60-х годов прошлого века известный психолог Б. Г. Ананьев, " выдвижение проблемы человека в качестве общей проблемы всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями изучения человека, средством объединения различных наук в новом синтетическом человекознании».
В спортивной науке, изучающей человека в условиях специфической деятельности и являющейся одной из прикладных отраслей этого «синтетического человекознания», психологии надлежит занять одно из ведущих мест.
Современный спорт предъявляет к физическим и психическим качествам занимающихся особые требования, достигающие масштаба предельных нагрузок. Этим во многом определяется действенность спорта, но это же и обязывает к особо квалифицированному использованию его в качестве средства и метода физического воспитания.
Особенно остро стоит вопрос об определении требований к функциональной подготовке спортсменов. Отсутствие однозначной зависимости между показателями двигательной активности и психофункциональными изменениями в организме не позволяет при определении требований к планированию подготовки исходить только из спортивных результатов.
В целом ряде исследований показано, что для эффективного управления тренировочным процессом обязательным является наличие сведений о состоянии основных систем организма спортсмена, а разработка системы контроля за состоянием организма является одной из центральных задач управления процессом тренировки. При этом, коррекция тренировочного процесса на отдельных этапах подготовки, правильный выбор средств психолого-педагогических воздействий на спортсменов возможен лишь при наличии данных о состоянии спортсмена. Важно подчеркнуть, что контроль за состоянием спортсменов может служить способом исследования закономерностей повышения уровня спортивного мастерства, приобретения спортивной формы, совершенствования средств и методов тренировки, управления системой подготовки.
Многообразие этих приемов можно сгруппировать следующим образом:
1. Комплекс упражнений разных типов, цель которых расслабить мышечную напряженность, в качестве средства борьбы против излишнего нервного напряжения.
2. Применение разминки как средство в борьбе против неблагоприятных форм предстартовых состояний (стартовая лихорадка, апатия) причем в зависимости от состояния спортсмена соответственно выбираются характер, темп, продолжительность упражнений.
Одной из форм регуляции психического состояния в условиях соревнования, является самовнушение методом аутогенной тренировки. Следует иметь в виду, что одни и те же приемы само регуляции не у всех спортсменов дают одинаковые результаты. Причины этого часто заключаются в особенностях типа нервной системы спортсмена.
В частности, мы исследовали перечисленные выше комплексы упражнений в следующей последовательности:
1. Оценка и самооценка состояния тренированности спортсмена перед соревнованиями.
2. Постановка цели и задачи участия в соревнованиях.
3. Программирование и визуализация предстоящей деятельности.
4. Формирование уверенности спортсмена и эмоционального оптимального состояния перед соревнованиями.
5. Использование приемов саморегуляции в момент соревнований:
а) аутогенная тренировка;
б) дыхательные упражнения;
в) виды массажа и самомассажа;
г) направленное переключение внимания на раздражители положительного эмоционального значения.
Эффективность используемой методики определяется по следующим критериям:
результат в соревнованиях
эмоциональное состояние
физическое состояние
Предварительные исследования проведенные в период подготовки команды РГАФК к турниру свидетельствуют о том, что результаты участников экспериментальной группы были выше чем в контрольной группе на 20 %.Причем одним из факторов обеспечивших успешное выступление участников эксперимента в соревнованиях по их мнению было:
достижение оптимального эмоционального состояния
обретение уверенности в победе
снижение отрицательных эмоций.
Формирование оптимальных психических состояний является одной из ведущих задач подготовки спортсменов к соревнованиям, а их психологические критерии полученные на основе динамических обследований, имеют существенное значение в системе управления подготовкой и подведением спортсменов к конкретному спортивному результату.
Литература:
- Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. — М.: Гардарики,2001. (имеется в библиотеке ЯФ АТ и СО).
- Массовая физическая культура в ВУЗе. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. М., Высшая школа. 1991.
- Студенческий спорт и жизнь. В. И. Ильинич. М. 1995.
- Физиологические основы двигательной активности Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М., ФиС. 1991.
- Физическое воспитание. Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. М., Высшая школа. 1983.
- Гигиена физического воспитания. Я. С. Вайнбаум. М., Просвещение. 1986.
- Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М. Я. Виленский. М. 1982.