Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Автор: Жданова Юлия Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 03.04.2016
Статья просмотрена: 8807 раз
Библиографическое описание:
Жданова, Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода / Ю. А. Жданова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10074/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная социальная действительность выдвигает все новые и новые требования к образованию. Это продиктовано самой жизнью. Наша жизнь стремительно меняется, внедряются новые технологии, появляется огромный поток информации, в которой каждому из нас порой трудно разобраться. В этих условиях школа должна готовить учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому наша задача сегодня не в том, чтобы дать ученику необходимые знания, сколько обеспечить ему условия для общекультурного, познавательного, личностного развития, проще говоря, научить его учиться.
По сути, в этом и состоит главная задача нового стандарта образования, который предполагает изменение системы образования: переход от объяснения к деятельности. В основу нового образовательного стандарта был положен системно-деятельностный подход.
На самом деле, системно-деятельностный подход — это не такое уж и новое явление. Еще Л. Н. Толстой говорил: ««Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Само понятие было введено в обращение еще в 1985 году как синтез классического системного подхода в обучении и деятельностного подходов.
В чем же современная суть этого подхода? Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Таким образом, меняется роль учителя в образовательном процессе. Теперь учитель не источник знаний, а скорее проводник, инструктор, который поможет организовать процесс поиска информации, и применения полученных знаний на практике. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Каждый раз, готовясь к очередному уроку, мы задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;
Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
В данном случае, успех урока зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Самое сложное для учителя перестроиться самому, стать этим самым проводником, инструктором, организатором получения знаний. Но это сложно лишь на первый взгляд. У каждого из нас есть огромный багаж опыта, знаний, умений, каждый из нас владеет огромным багажом педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать эти новые требования.
Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы:
1) мотивационно-ориентированный этап.
2) постановка проблемы
3) открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
4) формирование и закрепление полученного опыта. решение проблемы, применение знаний и умений
5) рефлексия
6) домашнее задание.
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.
Остановлюсь на некоторых из них.
1. Побуждающей силой является мотив. Многие учителя говорят «Приведите нам учеников, которые хотят учиться, и мы научим их всему». Но по данным статистики приходя в 1 класс всего 50 % обучающихся хотят учиться, а к концу 1 полугодия таких остается только 20 %. И именно поэтому мотивационный этап наиболее важен в процессе обучения. Скорее это залог успешного урока. На этом этапе следует не только создать ситуацию психологического настроя на урок, но и поставить проблему.
– пожелания друг другу
– положительный настрой
– подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке
– девиз, эпиграф
– знакомство с планом урока
– притча
– рассказ о реальных событиях
Ребята без труда формулирую тему урока, которую впоследствии записываем на доску.
2. На этапе осмысление учебных задач или актуализации знаний очень важно, чтобы ребята смогли поставить цели, определиться с практической значимостью изучаемого материала. Для этого можно использовать:
– мини-задания каждому (как часть А и В в ЕГЭ)
– Приемы — «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». Составление таблицы «я уже знаю- я хочу узнать» поможет сформулировать задачи урока и в конце занятия вернувшись к ней подвести итоги урока и определить домашнее задание.
– Технология — «Ассоциативный ряд». Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Технология — «Атака мыслей». Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.
«Верю — не верю»Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.
— Проблемная ситуация (проблема записывается на доске). Например,
Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству». 9 класс.
Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:
– 6-дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
– ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
– испытательный срок при приеме на работу — З месяца.
Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»
3. На этапе открытия нового знания обучающиеся сами добывают знания, решают проблемные ситуации.
– проблемное обучение (это всегда противоречие)
– работа с текстом (В Дании, где ФГОС на практике, отдельный урок — «Анализ учебного текста», поэтому легче историкам, литераторам и т. д.
– групповая форма (по ФГОС 5 групп по 5 человек). Например, урок в 7 классе «17 век — Бунташный век». Карточки для групп: медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина (1 этап), восстание Степана Разина (2 этап), выступления старообрядцев.
Пошаговые карточки, у каждого в группе своё задание, но выливается в общее (дата восстания, место, участники, причины восстания, повод к восстанию, основные события, результат);
– практические задания (рабочие тетради, тесты);
– игра (морской бой, аукцион знаний, крестики нолики).
4. На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
– умения видеть проблемы,
– ставить вопросы,
– анализировать и сопоставлять факты,
– выделять элементы целого и творческое мышление.
Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные, интерактивные методы:
– Дискуссии
– Дебаты
– Ролевые игры
– Различные виды групповых работ
– Деловые игры
– Турниры знатоков
– Организация работы с текстом.
Формы:
- Составление вопросов к тексту и ответы на них.
- Комментированное чтение текста.
- Аналитическое чтение текста.
- Разбить текст на смысловые части.
- Составление тезисного плана.
- Составление таблиц.
- Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
- Составление логической схемы.
Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус»Цель этого приема — показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в реформе.
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями).
В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.
«Ситуации». Цель — закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая — политические, третья — социальные, четвёртая — экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.
«Парные карточки». Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары.
Конкурсные игры на уроках повторения.
Написание эссе.
– ПОПС — формула
– МОПС — формула (мнение — объяснение — пример — следствие)
Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»
Подготовка творческих работ: рисунок, плакат, синквейн
Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.
5. Задача последнего этапа — самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.
– воспроизводящая: задания на закрепление (письменно или устно), синквейн (словесная)
– самооценка работы на уроке (оценивание понимания темы урока, своей индивидуальной работы и работы в группе, работы группы в целом)
6. Также немаловажно организовать и домашнюю работу обучающихся. Домашнее задание — это продолжение работы на уроке.
– записано на доске
– разноуровневое: даётся максимум, дети выбирают минимум
– дом. зад. по желанию,
– творческое задание (составить презентацию, подготовить домашний проект, написать эссе)
На каждом этапе следует стремиться развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе — это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Результаты реализации деятельностного подхода:
– активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
– учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
– вырабатываются навыки критического анализа текста;
– создается ситуации успеха для каждого школьника;
– актуализируется мыслительной деятельности школьников.
Трудности внедрения деятельностного подхода.
Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.
Закончить мне бы хотелось словами Николая Рериха: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель: но учитель… может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы, они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
Литература:
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
- Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006 г
- Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13–27.
- Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения/А. В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№ 6.-С.44–66.