Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности
Автор: Семчук Елена Владимировна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 28.03.2016
Статья просмотрена: 2395 раз
Библиографическое описание:
Семчук, Е. В. Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10086/ (дата обращения: 16.11.2024).
Научным фундаментом педагогических взглядов В. А. Сухомлинского являлось философское направление гуманизма. Согласно гуманистической философской системе воззрений признается абсолютная ценность человека как личности, утверждается его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Обратимся к некоторым философским взглядам В. А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в его педагогической концепции.
Отношение к природе человека — одна из основ любой философской концепции. Суть этого отношения проявляется в принципиальном подходе к решению многих других философских проблем. В. А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего — неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может». Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него» [2, c. 19]. Такое возвышение человека у В. А. Сухомлинского было не только целью, но и средством, и формой существования. В поле зрения директора Павлышской школы находилась вся человеческая жизнь. В. А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других — словом, обо всем, что делает человека Человеком.
Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении «Как воспитать настоящего человека» (1977) педагог отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства — уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум.
Таким образом, труд открывает путь к счастью. В понятие «труд» учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в труде человек может выразить себя, самореализоваться как личность, добиться чего-то значительного в жизни. Труд обогащает человека интеллектуально и духовно. Педагог был убежден, что творческий труд — важнейший источник счастья. Не только труд В. А. Сухомлинский включал в понятие «счастье». Такие ценности как любовь, семейные радости, материальное благополучие, достойную, обеспечивающую насущную потребностями жизнь, педагог находил крайне важными.
Философские понятия «счастье» и «смысл жизни» В. А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы личности, как способности к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Свобода определяется им тем, насколько глубоко человек осознает себя, насколько он независим от каких-либо причин и в какой степени он ориентируется на общественные потребности в своей деятельности. Свобода для педагога — не просто абстрактное философское понятие, а конкретная осознанная позиция человека, связанная со способностью принимать решения. Рассматривая понятие «свобода воли», педагог называет ее главные элементы — разум и совесть. В работе «Как воспитать настоящего человека» педагог писал. Что жизнь, данная человеку и свобода, приобретенная им — величайшие человеческие ценности, в которых выражается сама природа человека
Проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления В.А Сухомлинского педагога — это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности.
Подлинно нравственная личность не может формировать без стремления к прекрасному. Вечный источник красоты педагог видел в природе. Познание прекрасного, переживание радости, связанное с его по созданием, соединяет нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику. В. А. Сухомлинский строил систему эстетического воспитании. Идеал эстетического воспитания педагог видел в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, сделал его частью своей жизни. Познание прекрасного чрезвычайно важно для формирования мировоззрения, которое основывается не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
В. А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Основой этого требования была идея о единстве чувственного и логического познания. Безусловную истинность этого философского принципа В. А. Сухомлинский доказал при обучении детей в «Школе радости».
Педагог стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В раннем детском и школьном возрасте проявляется больше всего эстетических чувств и наклонностей, они наиболее ярки и гораздо богаче, чем в течение всей его последующей жизни. Воспринимая и впитывая красоту именно в этом возрасте, ребенок может стать чутким ценителем прекрасного, гармонично включить его во всю последующую жизнь как необходимый элемент мировоззрения. Поэтому формирование эстетических чувств детей, их эмоциональной культуры — одна из важнейших задач воспитания.
В повседневной практике В. А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди; таких людей может воспитать только гуманизм. Создание гуманистической воспитательной системы В. А. Сухомлинского явилось следствием и воплощение его философских мировоззренческих убеждений.
Литература:
- Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский. Советская педагогика.-1991.--№ 2.-С.103–106
- Сухомлинский В. А. Письма к сыну.-М.:Просвещение,1979.-122 с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека.Этика коммунистического воспитания.-М.:Педагогика,1990.-288 с.