Применение сетевого сервиса Shuifeng.net при разработке дидактических материалов по китайскому языку
Автор: Демина Мария Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 25.03.2016
Статья просмотрена: 545 раз
Библиографическое описание:
Демина, М. А. Применение сетевого сервиса Shuifeng.net при разработке дидактических материалов по китайскому языку / М. А. Демина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10093/ (дата обращения: 19.12.2024).
Обоснована необходимость применения современных сетевых ресурсов при создании электронных дидактических материалов для обучения китайскому языку, на примере образовательного портала Shuifeng.net. Предложена инструкция, рассмотрены возможности по работе с ресурсами китайского сетевого сервиса.
Ключевые слова: дидактический материал, ИКТ в образовании, сетевой сервис, китайский Интернет-ресурс, Shuifeng.net, информатизация, китайский язык, иероглифика.
В свете возрастающего интереса к китайскому языку (КЯ) как учебной дисциплине, все большую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании существующих методов и подходов к преподаванию этого предмета. В силу активно протекающей информатизации системы школьного языкового образования, внедрение образовательных сетевых ресурсов в процесс разработки дидактических материалов по КЯ особенно актуально.
На сегодняшний день существует немалое количество школ, где преподается КЯ как иностранный. Следует уточнить, что в некоторых школах изучение КЯ начинается с первого и второго классов, в некоторых – с пятого. Если для начальной школы существует разработанный и опробованный мультимедиа-курс «Царство китайского языка», одобряемый большинством преподавателей и рекомендуемый методистами, то для средней школы имеются только комплекты, состоящие из учебников с CD-дисками, рабочих тетрадей, прописей. Мы полагаем, что такой пробел в отсутствии отвечающих современным требованиям интерактивных дидактических материалов необходимо восполнить, ведь при обучении КЯ, с учетом сложности построения его письменности, особенно важно развивать у учащихся ассоциативную память, опираясь на принцип наглядности. Как показывает практика, все чаще учащимся становится неинтересен процесс знакомства с новой лексикой, осуществляющийся посредством написания учителем на доске новых слов с произношением и прослушивания записей на CD-носителях. Изучение иероглифики только по бумажным источникам, особенно на начальном этапе, кажется современным ученикам монотонным и скучным. По мнению Чжан Ин [4, с. 93], психологическая особенность детей такова, что они особенно подвижны и активны, а все издающее звук, движущееся и имеющее яркий цвет, пробуждает в них неподдельный интерес.
Безусловно, при обучении иероглифике КЯ, особенно важно работать со зрительными образами и поддерживать познавательный интерес учащихся. Доказано, средства ИКТ значительно увеличивают возможности зрительного восприятия, делая реальным изображения невидимого, предметов, изменяющих цвет и форму. [1, стр. 19]. Сетевые сервисы предоставляют широкий спектр возможностей организации процесса обучения на качественно новом уровне, отвечая основным дидактическим принципам – открытости, интегративности, мобильности и вариативности, они являются незаменимым вспомогательным инструментом как для современного преподавателя, так и для обучающихся. Для того, чтобы облегчить учителю китайского языка задачу по подготовке дидактических материалов, принимая во внимание зарубежный опыт преподавания китайской иероглифики, и прежде всего, опыт КНР, где в образовательном процессе уже на протяжении многих лет используются компьютерные онлайн сервисы, программы, приложения, далее мы рассмотрим некоторые возможности сетевого сервиса Shuifeng (“Шуайфэн”).
Shuifeng.net – «上海市水丰路小学分校网» – сайт шанхайской начальной школы является открытым образовательным онлайн ресурсом. Китайский сетевой сервис, доступ к которому предоставляется на бюджетной основе, вне зависимости от регионального местоположения, имеет множество интересных полезных для процесса обучения иностранным языкам, в частности, китайскому на начальной ступени, подразделов, таких как: 1.学生频道– http://www.shuifeng.net/Student/>>探究学习>>笔画名的读音–http://www.shuifeng.net/Student/ShowInfo.asp?InfoID=339 – здесь представлена таблица основных иероглифических черт с названием по-китайски и возможностью его прослушивания, а также примерами употребления черт в иероглифах. 2. 学生频道>>在线成语查询– http://www.shuifeng.net/Chengyu.asp – онлайн словарь наиболее употребляемых чэнъюев. 3. 学生频道>>学生汉语字典– http://www.shuifeng.net/ChineseDic.asp – словарь иероглифики, поиск по которому возможно осуществлять следующими способами: 1) по определенному ключу, в зависимости от количества черт (от 1 до 8 и более); 2) по пяти начальным чертам; 3) по фонетической транскрипции; 4) непосредственно прямым вводом самого иероглифа. В новом диалоговом окне отображается вся информация об иероглифическом знаке: разъяснение на китайском языке, перевод на английский, примеры употребления, количество черт, ключи и список чэнъюев, в которых он встречается. Помимо этого, можно совершив один щелчок мыши: а) (по кружку рядом с переводом на английский язык) просмотреть анимационный ролик с ассоциацией к иероглифу. б) (по кружку – 笔画) просмотреть анимацию порядка написания черт иероглифа и прослушать его звучание.
4. 学生频道>>在线汉字读音笔顺查询– http://www.shuifeng.net/Dic/Html/index.htm— именно этот раздел, отведенный изучению порядка начертания иероглифов на основе использования анимационной графики, мы считаем наиболее потенциальным к задействованию в подготовке дидактических материалов. Для просмотра начертательной анимации, необходимо осуществить один из следующих шагов: а) выбор нужный иероглифический знак из уже имеющейся установленной базы; б) ввести сам иероглиф в специально отведенное поле; в) выбор по пиньинь из меню с алфавитным порядком. Помимо демонстрации анимационного начертания, также возможно прослушать звучание иероглифа, просмотреть количество черт и узнать ключи, из которых он состоит. Формат поля с самим иероглифом достаточно крупный, при необходимости, доступна функция выведения анимации в полноэкранный режим. Данная база иероглифических flash-роликов является наиболее полной и широко распространенной для использования среди китайских педагогов. Внимание она привлекает тем, что все имеющиеся материалы с демонстрацией как непосредственно самого порядка начертания, так и озвученным прочтением, информацией о составе иероглифа и примерами его употребления, являются уже готовыми файлами и могут быть сохранены, перенесены и с легкостью интегрированы в учебный процесс. Следовательно, у педагога нет необходимости применять редакторы для разработки и затрачивать время для написания с чистого листа собственных иероглифических анимаций. Для полноценного использования таких иероглифических flash-ресурсов требуется подключение к сети Интернет и установленный Adobe Flash Player в браузере. Однако, возможно сохранить мини-проект во Flash (.SWF) формате, основные преимущества которого – быстрая загрузка файла, масштабирование изображения без искажений, и установив одну из дополнительных бесплатных программ воспроизведения swf-файлов, таких как Gnash, AeroSWF.max flash-плеер, осуществлять просмотр и дальнейшее использование анимаций в оффлайн режиме.
Возможности применения такого материала, безусловно, обширны. В КНР, преподаватели часто создают flash-анимации самостоятельно, опираясь на программы для верстки мини-роликов c последующим встраиванием их в презентации MicrosoftPowerPoint, либо воспроизведением во flash-плеере (посредством плагина браузера). По мнению Сюй Ланьюэ [3, с. 73], использование анимационного материала позволяет придать процессу обучения иероглифике образность и наглядность, что, бесспорно, повышает эффективность запоминания.На сегодняшний день, в большинстве российских школ, где изучается КЯ имеется мультимедийный кабинет, одним из элементов оборудования которого является проектор, либо интерактивная доска. В ходе объяснения нового иероглифического материала учитель может комбинировать традиционные и интерактивные методы обучения, что особенно важно в силу особенности построения системы китайской письменности. По мнению И.В. Роберт, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецовой, А.Ю. Кравцовой, возможности современного презентационного оборудования, а особенно интерактивных досок, намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования. Использование же средств ИКТ при изложении учебного материала позволяет поддерживать внимание учеников в течение длительного времени, способствует большей глубине осмысления изучаемого материала за счет демонстрации на экране наглядной информации [2, c. 162]. Так, задействовав интерактивную доску, возможно построить процесс знакомства с новой лексикой в форме наглядной демонстрации flash-анимационного ролика с порядком начертания иероглифа и его озвучиванием. Благодаря тому, что иероглифический ролик, предоставляемый сетевым сервисом Shuifeng.net является мини flash-программой с простым и дружественным интерфейсом, учитель имеет возможность щелчком мыши, либо касанием стилуса интерактивной доски, управлять ходом появления черт на экране. Для осуществления контроля воспроизведения черт в процессе начертания можно: 1) выбрать режим автоматического начертания иероглифа целиком (кнопка – 连续); 2) воспользоваться функцией пошагового рисования, где доступна повторная демонстрация написания черты в иероглифе (кнопка – 分步).
Очевидно, качество подготовки учащихся в области китайского языка и его письменности, в рамках основного школьного образования, определяется не только содержанием, но и технологиями проведения учебного занятия. Разработка и использование интерактивных дидактических материалов на основе современных сетевых ресурсов, таких в частности, как китайский образовательный портал Shuifeng.net, позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, и что не менее важно – избежать рутины на уроках китайского языка.
Литература:
1. Кинелев В.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум / В.Г. Кинелев, П. Коммерс, Б.Б. Коцик // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М.: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. – 24 с.
2. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; Под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
3. 徐兰月. 利用信息技术轻松识字, 愉快阅读 // 中国信息技术教育. 2010. 第21期. – 72– 73页.
4. 张英. 利用信息技术改革小学语文识字写字教学 // 沈阳教育学院学报. 2011. 第13 卷第5 期. – 92– 94页.
Ключевые слова
информатизация, китайский язык, дидактический материал, ИКТ в образовании, ИКТ в образовании, сетевой сервис, китайский Интернет-ресурс, Shuifeng.net, иероглифика., иероглификаПохожие статьи
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Полевая модель концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах
Статья посвящена моделированию концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах. Предложена полевая модель концепта, имеющая сложную иерархическую структуру; выявлены ядерная зона, ближняя и дальняя периферии номинативного п...
Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера
В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике
В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...
Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах
Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...
Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...
Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...
Похожие статьи
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Полевая модель концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах
Статья посвящена моделированию концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах. Предложена полевая модель концепта, имеющая сложную иерархическую структуру; выявлены ядерная зона, ближняя и дальняя периферии номинативного п...
Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера
В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике
В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...
Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах
Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...
Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...
Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...
Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка
В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...