Реализация программы «Один ребенок — один лэптоп» в разных странах мира
Автор: Карпова Екатерина Евгеньевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 27.03.2016
Статья просмотрена: 140 раз
Библиографическое описание:
Карпова, Е. Е. Реализация программы «Один ребенок — один лэптоп» в разных странах мира / Е. Е. Карпова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10139/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье анализируется опыт реализации программы «OneLaptopPerChild» в развивающихся странах. Исследуются механизмы внедрения программы, выявляются причины провала и точечного успеха программы, анализируется востребованность программы в России.
Ключевые слова: информатизация образования, использование ноутбука учеником, «OneLaptopPerChild»
Внедрение различных проектов, широко обсуждаемых в рамках конференций ООН и ЮНЕСКО, таких как «Фундаментальная информатика», «Интеграция», сегодня позволяет говорить о некоем накопленном опыте реализации данных проектов.
Процесс информатизации образования охватил весь мир, в том числе и так называемые развивающиеся страны. В 2005 году в Тунисе на конференции ООН ученые всерьез заговорили о внедрении программы, имеющей цель повысить качество образования и упростить процесс обучения детей. Основные проблемы низкого качества образования связаны, по мнению некоторых специалистов, с отсутствием в школах подготовленных кадров и современных средств обучения — интерактивных досок, смартбордов, компьютеров, и, главным образом, отсутствием у детей возможности использования персонального компьютера и свободного доступа в интернет. Так зародилась программа «OneLaptopPerChild» (OLPC). Суть программы состояла в обеспечении детей с 1 по 8 класс недорогим ноутбуком (или компьютером) с доступом в интернет и набором стандартных программ. По задумке авторов программы это дает обучающимся возможность самостоятельно развиваться — познавать мир, узнавать что-то новое, дистанционно учиться.
В данной статье мы будем рассматривать эффективность данной программы в разных странах, а также посмотрим, может ли Россия опираться на зарубежный опыт в использовании современных средств в образовательном процессе и информатизации образования в целом.
На заседании советов ЮНЕСКО и ООН уже давно принимались решения о поддержке детей из развивающихся стран. Однако уже тогда в 2005 году в Тунисе на конференции ООН представители стран Африки выступали против проекта. Они утверждали, что такой «универсальный» проект провалится в специфических условиях образовательный системы развивающихся стран. [14]
Программа «OneLaptopPerChild» уже в первые годы реализации не оправдала своих ожиданий. В 2007 году Уругвай закупил 100 000 устройств и распространил их в школах в 1-6 классах. Спустя два года экономический университет Уругвая (University of the Republic, Uruguay) опубликовал данные исследований, говорящие о том, что ноутбуки не помогают повысить грамотность обучающихся. К тому же используется лишь 4,1 % всех закупленных устройств. Примерно такая же ситуация произошла в Америке, штат Алабама.
Авторы программы рассчитывали, что в странах, где в некоторых районах вообще не существует школ, ноутбуки будут очень востребованы. Правда, в 2013 году Джулия Д'Амик, вице-президент по развитию бизнеса в «OneLaptopPerChild», признала провал программы в Камбодже и Эфиопии. Ноутбуки с мощными передатчиками WiFi в странах третьего мира оказались совершенно бесполезны, т. к. эти страны не имеют космической программы. [11] В странах Латинской Америки и некоторых странах Африки, и даже в некоторых штатах Америки программа «OneLaptopPerChild» также провалилась. Виной тому внешние и внутренние специфические факторы.
Многие страны вообще отказались участвовать в программе, несмотря на дешевизну и доступность. Так Индия сначала заявила о своем закупить лэптопы, но вскоре изменила свое решение. Сделано это было из-за нехватки не только педагогов, умеющих использовать ноутбук и умеющих научить детей использовать ноутбук, но также и потому, что многие школы были без должного оснащения — не хватало парт, текли крыши, электричество отсутствовало, не было даже питьевой воды. Правительство Индии сочло приоритетным решить сначала насущные проблемы.
Страной, наиболее разумно реализующей программу «OneLaptopPerChild», на наш взгляд, явилась Коста-Рика. Кстати образование в Коста-Рике считается лучшим среди стран Латинской Америки. Показатель образованности населения почти 95 %. Такого ошеломляющего результата Коста-Рике удалось добиться за счет следующих факторов. В середине XX века в стране сделали значительный упор на образование, сократив средства на военные нужды, а именно полностью упразднив армию. Это позволило направить средства из бюджета на финансирование образование — подготовку кадров, строительство школ даже в самых захолустных деревнях страны, а также возможность гражданам получать образование бесплатно.
Даниель Кастро, вице президент фонда инноваций и информационных технологий Коста-Рики, признался, что прежде чем участвовать в программе «OneLaptopPerChild» были проведены серьезные приготовления. [12] В течение года учителя проходили специальные курсы, все школы страны подключили к беспроводной связи. Кроме того, без сознательного согласия родителей ребенок не стал бы использовать ноутбук. Всего Коста-Рика закупила 1500 ноутбуков. Уже спустя несколько месяцев был выявлены первые положительные и отрицательные моменты. Сегодня Коста-Рика продолжает реализовывать программу «OneLaptopPerChild», также осторожно и разумно, как начала. Правительство обратило внимание на недостатки реализации программы в других странах Латинской Америки — Перу, Уругвае, Венесуэле, Аргентине. По словам Даниэля Кастро программа «OneLaptopPerChild» не помогает в развитии когнитивных навыков и тех умений, которые необходимы при сдаче принятых в стране традиционных экзаменов. Однако правительство отдает себе отчет в том, что XXI век — век информационный, и программа «OneLaptopPerChild» помогает формировать новый тип информационного мышления.
В России в 2008 году в Нижегородской области проводилось мероприятие, спонсируемое корпорацией Intel. [16] С помощью персональных ноутбуков ученики 5-7 классов выполняли задания, проводили исследования и осваивали новые технологии. Никаких результатов и статистических данных в рамках мероприятия зафиксировано не было. Поэтому о каких-либо положительных или отрицательных результатах реализации программы говорить не имеет смысла.
Каковы факторы, влияющие на общий провал проекта по информатизации образования «OneLaptopPerChild»? Дело даже не в том, что вместо современного устройства участники программы получили дешевый портативный компьютер с множеством недоработок. И дело не в том, что без доступа в интернет (в странах Африки) у обучающихся не было «возможностей изучения, эксперимента и выражения себя». Главной ошибкой создателей программы, вероятно, была уверенность, что дети будут использовать ноутбук для обучения, тогда как дети с помощью ноутбука играли в игры и вообще забывали про домашнее задание. Кроме того, фактором, послужившим провалу программы явился тот факт, что многие дети видели ноутбук в первый раз в жизни, и они просто не знали, как его использовать, а, значит, не понимали его преимуществ при обучении. Еще одним немаловажным обстоятельством является неподготовленность кадров. Если учитель не знает, как правильно применять ноутбук для успешного обучения, в 99 % случаев его ученики также не будут знать, как его использовать.
Что касается успеваемости, то лучшее объяснение, почему она не повысилась, на наш взгляд, дает нейробиолог М.Шпитцер. По его многочисленным исследованиям, чем глубже мозг обработал информацию, тем лучше она усвоилась. Если мы даем обработку информации компьютеру (вместо устного счета — калькулятор, вместо письма — печатание и т.д.), мы информации не усвоили. Если мозг не тренировать, он, как неиспользуемые мышцы, атрофируется. [7] Наконец, с малых лет ученики-участники программы «OneLaptopPerChild» усваивают простую логику — зачем что-то запоминать, если информацию можно хранить в «облаке».
Самые жесткие критики программы «OneLaptopPerChild» утверждают, что все это не более чем ловкий маркетинговый ход. Под маской благотворительности правительствам развивающихся стран было продано огромное количество ноутбуков. Противники программы в разных странах говорят, что если бы приоритеты были расставлены верно, то на эти деньги можно было потратить куда более эффективно. Например, построить нормальные школы, закупить учебники или наладить подачу чистой питьевой воды.
Итак, на сегодняшний день процесс информатизации образования затронул почти все страны мира. К 2016 году компьютерами полностью оборудованы классы в Южной Корее — стране, где впервые в мире было зафиксировано заболевание цифровое слабоумие «DigitalDementia». Правительство Англии еще в 2010 году приняло решение на 50 % оборудовать классы смартбордами. В Бразилии, Аргентине и Венесуэле также активно используются компьютеры и ноутбуки для обучения в школе.
Выводы: вследствие проведенного анализа можно с уверенностью заявить, что:
- Использование учеником ноутбука на уроках не влияет на успеваемость.
- Использование учеником ноутбука отрицательно влияет на выполнение домашнего задания, т. к. ребенок вместо учебы играет в игры или посещает сайты социальных сетей, видеообменников и сайты с запрещенным контентом.
- Использование ноутбука отрицательно сказывается на развитии когнитивных способностей.
- Все исследования, говорящие об успехе программы «OneLaptopPerChild» проводились компаниями производителями программного обеспечения для этого проекта, что позволяет говорить о предвзятости при оценке данных.
Возможно, нашей стране не стоит так уверенно идти по пути Южной Кореи, Англии, Бразилии. Автор статьи считает, что наблюдение и объективная оценка эффективности проектов в информатизации образования в течение 5-10 лет принесет больше пользы, нежели бездумное срочное внедрение средств информационных технологий вслед за Уругваем, Перу и другими странами.
Недостаточное оснащение средствами информационной связи большинства российских школ не повод для сильного беспокойства. Возможно, там, где личность учителя еще не затмили ноутбуки, смартборды и планшеты, есть надежда на то, что и сам учитель развивает не пресловутую ИКТ компетенцию, а совершенствует свое мастерство и технологию преподавания. Там, где в свободное время дети общаются между собой в реальном мире, и благодаря своему воображению и фантазии придумывают что-то новое, еще есть надежда на развитие творческого потенциала и приобретение детьми глубоких знаний. С другой стороны, как уже было отмечено, XXI век — век информации. Сегодняшние школьники с рождения пользователи. Для них средства информационной связи — облегчающие жизнь гаджеты. Для молодых преподавателей интерактивная доска — прекрасное средство демонстрации материала, которое особенно актуально в начальной школе, т. к. у обучающихся преобладает наглядно-образное мышление.
На взгляд автора статьи, современные средства информации помогут в развитии и обучении детей в старшей школе, однако в начальной школе проекты, подобные «OneLaptopPerChild» следует внедрять с осторожностью.
Литература:
- Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе// Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили, 1984. — № 5 — с. 36 — 41.
- Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета // Тезисы докладов 60-й — 61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. — Новосибирск. 2000. С. 253.
- Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость — патология XXI века? // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии». 2000. Т. VI. № 1 С. 11-13.
- Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема Московский государственный университет, факультет психологии. — М. — С. 27 — 29.
- Лозован, Л.Я., Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Кемер. гос. университет, Кемерово, 2005.
- Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, № 8, 2003. с. 107-117
- Шпитцер. М., Антимозг: цифровые технологии и мозг., 2014
- T.Oppenheimer., The computer delusion., 1997
- Ноутбук XO-1 // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81058#.D0.9A.D1.80.D0.B8.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0
- A CRITICAL VIEW OF THE "ONE LAPTOP PER CHILD" PROJECT // . URL: http://www.ime.usp.br/~vwsetzer/OLPC.html
- HAS ONE LAPTOP PER CHILD TOTALLY LOST ITS WAY? // Popular Science. URL: http://www.popsci.com/gadgets/article/2013-07/one-laptop-childs-de-evolution
- Daniel Castro. Vice President Information Technology and Innovation Foundation // Information Technology and Innovation Foundation . URL: https://itif.org/person/daniel-castro
- An Interview With Daniel Castro About OLPC in Costa Rica — See more at: http://www.olpcnews.com/countries/costa_rica/an_interview_with_daniel_castro_about_olpc_in_costa_rica.html#sthash.i3vFFBB3.dpuf // OLPC//News. URL: http://www.olpcnews.com/countries/costa_rica/an_interview_with_daniel_castro_about_olpc_in_costa_rica.html
- Director-General of UNESCO: Plan Ceibal has transformed the privilege of few into a right for all // One Laptop per Child . URL: http://blog.laptop.org/tag/unesco/#.VvPhmeIS-M9
- Irina Bokova: Plan Ceibal has transformed the privilege of few into a right for all // MEDIA SERVICES. URL: http://www.unesco.org/new/en/media-services/single-view/news/irina_bokova_plan_ceibal_has_transformed_the_privilege_of_few_into_a_right_for_all/#.VvPh1uIS-M-
- International Conference «Informatization of Education 2010» // UNESCO Institute for Information Technologies in Education. URL: http://iite.unesco.org/news/387930/ (дата обращения: 24.03.2016).
Ключевые слова
информатизация образования, использование ноутбука учеником, «OneLaptopPerChild»Похожие статьи
Использование методов интеллектуального анализа данных ПАО Сбербанк России
В статье рассказывается об опыте применения методов интеллектуального анализа данных в российской компании Сбербанк. Большое внимание уделяется таким вопросам, как повышение эффективности бизнес-процессов, улучшение качества обслуживания клиентов и с...
LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения
Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...
Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер»
Статья посвящена анализу влияния облачного сервиса Amazon WorkSpaces на перспективы ускорения перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».
Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...
Перспективы использования банковских карт
В статье рассмотрена общая тенденция развития использования банковских карт, проведено сравнение разных видов карт, по годам. Выявлены наиболее популярные виды. Предложено использовать онлайн программу, позволяющую расширить круг клиентов и увеличить...
Инновационные модели организации дошкольного образования
В статье рассматривается актуальность введения инновационных моделей в дошкольное образование. Проводится сравнение двух инновационных моделей, для сравнения были выбраны модель проектов и модульная модель. Рассматриваются основные аспекты данных мод...
Актуальные направления блокчейн-проектов в сфере здравоохранения
Растущая популярность технологии блокчейн обусловлена новизной подходов и широким спектром применения их — будь то финансовая сфера, защита информации, политика, образование. Ключевыми особенностями информационных систем на базе технологии блокчейн я...
Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...
Информационные технологии в дистанционном обучении
В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...
Использование информационных сервисов в образовании
Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.
Похожие статьи
Использование методов интеллектуального анализа данных ПАО Сбербанк России
В статье рассказывается об опыте применения методов интеллектуального анализа данных в российской компании Сбербанк. Большое внимание уделяется таким вопросам, как повышение эффективности бизнес-процессов, улучшение качества обслуживания клиентов и с...
LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения
Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...
Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер»
Статья посвящена анализу влияния облачного сервиса Amazon WorkSpaces на перспективы ускорения перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».
Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы
Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...
Перспективы использования банковских карт
В статье рассмотрена общая тенденция развития использования банковских карт, проведено сравнение разных видов карт, по годам. Выявлены наиболее популярные виды. Предложено использовать онлайн программу, позволяющую расширить круг клиентов и увеличить...
Инновационные модели организации дошкольного образования
В статье рассматривается актуальность введения инновационных моделей в дошкольное образование. Проводится сравнение двух инновационных моделей, для сравнения были выбраны модель проектов и модульная модель. Рассматриваются основные аспекты данных мод...
Актуальные направления блокчейн-проектов в сфере здравоохранения
Растущая популярность технологии блокчейн обусловлена новизной подходов и широким спектром применения их — будь то финансовая сфера, защита информации, политика, образование. Ключевыми особенностями информационных систем на базе технологии блокчейн я...
Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...
Информационные технологии в дистанционном обучении
В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...
Использование информационных сервисов в образовании
Статья знакомит читателя с технологиями, доступными в 2020 году, на примере информационных сервисов в образовании. Рассмотрены информационные сервисы, которые облегчают образовательный процесс и делают его более эффективным и интересным.