Идеи К.Д. Ушинского о мыслительном процессе и их связь с современностью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 2653 раза

Библиографическое описание:

Ионкина, Н. А. Идеи К.Д. Ушинского о мыслительном процессе и их связь с современностью / Н. А. Ионкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10141/ (дата обращения: 16.10.2024).



К.Д. Ушинский — педагог, писатель, публицист — одна из значимых фигур в истории педагогики. Его вклад в систему образования в России и в мире трудно оценить. Его идеи актуальны и сегодня, в условиях нового этапа развития общества, науки и образования.

«Если ученье имеет претензию на развития ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения», — так писал К.Д. Ушинский в пояснениях к учебнику «Родное слово», вышедшему в 1864 году [1, с. 267]. Материал учебника был направлен в первую очередь в помощь при обучении письму и чтению. Но не менее важной задачей данной книги было развитие мышления ребенка.

Мышление, по К.Д. Ушинскому, представляет с одной стороны, основу обучения, с другой же стороны оно является предметом воспитания. Поэтому решающее значение для рационального обучения великий педагог придавал развитию мыслительных процессов: определению свойств предметов, нахождению сходств и различия между предметами, приучению к анализу, синтезу, обобщению, классификации.

В пояснениях к своим учебникам «Родное слово» и «Детский мир» он дает рекомендации, как следует учитывать закономерности развития мыслительных процессов ребенка. С этой целью он поместил большое количество образцов заданий, способствующих, по его мнению, развитию логического мышления. Ко множеству стихотворений и рассказов он подбирает вопросы, загадки, пословицы, требующие размышлений и суждений учащихся.

Все эти задания базируются на материале учебника «Родное слово» и призваны, в основном, закрепить знания учащихся, полученные из текстов этого учебника. Т. е. сам материал, с которым работают дети, способствует развитию их интеллектуальных качеств.

Обращаясь к учителям, К.Д. Ушинский писал: «Все бесчисленные представления, понятия и даже идеи лежат в голове … такими мертвыми вереницами, что две идеи, самые близкие, самые родственные между собой, могут прожить в такой, поистине, темной голове десятки лет и не увидеть друг друга» [1, с. 296]. Имея ввиду, что человек, даже имеющий большие познания, но не умеющий связать воедино отдельные свои представления, не научится мыслить.

Поэтому К.Д. Ушинский считал, что обучение нужно направлять на то, чтобы в голове ученика, «было бы совершенно светло так, чтобы все живущие в ней представления, понятий и идеи видели и знали друг друга» [1, с. 296]. С этой целью многие задания представляют собой неоконченные фразы, которые должен окончить ученик; или вопросы, на которые он должен ответить, предварительно проведя рассуждения. В этих упражнениях понятия, уже усвоенные детьми прежде, часто приводятся в новых комбинациях. Такие задания, по мнению К.Д. Ушинского, должны были способствовать умению «комбинировать, перестанавливать, связывать с другими прежде усвоенные понятия» [1, с. 297].

В учебнике К.Д. Ушинского задания можно разделить на следующие виды:

 Нахождение свойств объекта: цвет, форма, плотность, из чего сделано.

  • Сравните гуся с курицей и уткой.
  • Линейка прямая, а серп? Воск мягок, а железо? Сталь упруга, а стекло?

 Нахождение общего и нахождение различий в предметах.

  • Топором рубят, а пилой? Что делают иглой? пером? ...
  • Такова ли ваша грифельная доска? Сравните грифельную доску с классной.

 Определение целого предмета и его частей.

  • Что едят у капусты? у картофеля? в репы? у мака? ...
  • Назовите части сапога? Как и из чего его сшили?

 Рассуждение.

  • Январь зимний месяц, а май? Кот четвероногое животное, а сверчок? Колесо часть экипажа, а ступица?
  • Горшок посуда, а глина? Корень часть растения, а фундамент?

 Классификация объектов по их признакам.

Учебные вещи: книга, доска, тетерадь, перо, грифель, карандаш, чернильница, линейка.

  • Игрушки: мячик, волчок, кукла, кегли.
  • Мячик. Перо. Линейка. Кукла. Книга. Волчок. Доска. Кегли. Грифель. Карандаш. Чернильница.

 Определение истинных и ложных высказываний.

  • Не ягода ли клюква и малина? Не сбруя ли шлея и колесо? Не реки ли Волга и Дунай?

 Определение понятий и их содержания.

  • Овца — животное домашнее, четвероногое, травоядное. Что такое орел?

 Составление алгоритмов.

  • Как строят дома (текст описание).
  • Расскажите по порядку, как строят дом?
  • Хлеб (текст описание).
  • Из чего, кем и как делается хлеб?

В учебнике много пословиц — “маленьких умственных задач, совершенно по детским силам” — и загадок, чтобы “дать повод к интересной и полезной беседе, которая закрепится в уме ребенка ... заляжет прочно в его памяти” [1, с. 299].

Весьма большое значение для развития мыслительных способностей у детей К.Д. Ушинский придавал изучению логики. Он считал, что необходимо с первого года обучения уделять особое внимание постепенному развитию в детях способности логического мышления, приучению их на основе наблюдения над конкретными предметами и явлениями находить в них сходство и различие, мыслить от общего к частному, от частного к общему. “Основание разумной, чисто человеческой речи заключается в верном логическом мышлении, а верное логическое мышление, как мы это показали, возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений” [2, с. 246-247]. В учебнике «Родное слово» он помещает специальные “статейки”, которые называет «деловыми, логическими» [1, с. 311]. В пояснении к учебнику К.Д. Ушинский объяснял их назначение так: «Они приучают детей к простому и ясному выражению тех простых впечатлений, которые даются им правильным наблюдением окружающей их действительности» [1, с. 312]. Ведь чтение о предметах или явлениях, которые они видели или имеют перед глазами, дает им возможность «самых живых и точных сравнений, а сравнение есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок» [1, с. 312].

Современные стандарты образования ставят перед учителем задачи не только обучения и воспитания учащихся, но и обязательное развитие их мыслительных способностей — формирование универсальных учебных действий. Именно об этом писал в пояснениях к учебнику К.Д. Ушинский, если говорить языком современной педагогики. К.Д. Ушинский был действительно великим педагогом. Его педагогические теории и идеи лежат в основе образовании в России и в мире. И даже в основе тех наук, которые появились и пришли в школу значительно позже его времени.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово. Книга для детей; Год первый и второй. Москва — Ленинград, 1949.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 7. Родное слово. Книга для детей; Год третий. Москва — Ленинград, 1949.
Основные термины (генерируются автоматически): учебник, великий педагог, верное логическое мышление, задание, идея, логическое мышление, материал учебника, ребенок, Россия.