Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога
Автор: Савина Елена Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 1408 раз
Библиографическое описание:
Савина, Е. А. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога / Е. А. Савина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10145/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам.
Современный педагог должен владеть кроме специальных знаний, знанием психологии и педагогики, основ управления, уметь организовывать и проводить научные исследования и обучение, используя инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным.
Но при этом уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг.
Профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности [1, с. 12]. Эффективность влияния инновационной деятельности на личностно-профессиональное саморазвитие педагога обусловлена учетом основных закономерностей: чем выше личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности, тем эффективнее процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. Современный педагог погружен в ситуацию, вынуждающую его осуществлять постановку новых целей, осознание мотивов, ценностных ориентаций. Психическим механизмом формирования самосознания педагога является рефлексия, т. е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
По мнению И. И. Семенова, рефлексия — это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику [4, с. 28].
Рефлексия — мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе — с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны — они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь [5, с. 116].
Рефлексия — это личностный феномен. Рефлексия не регулируется извне, осуществляется для себя как выражение и реализация потребности личности в самосовершенствовании. Педагогическая рефлексия — это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла. Педагогическая рефлексия учителя — это нравственное «бодрствование» его профессионального сознания и самосознания.
С помощью профессионально-личностной рефлексии учитель получает представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, определяет границы своих возможностей, обретает знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успешности и неудач, путях самосовершенствования. При проявлении профессионально-личностной рефлексии идет процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, своего индивидуального опыта, своей компетентности с требованиями профессиональной деятельности, происходит оценивание своей профессиональной готовности.
В механизме проявления профессионально-личностной рефлексии в педагогической деятельности можно выделить несколько этапов:
определение своей значимости, роли и места в профессиональной деятельности;
оценка себя и своей деятельности глазами других;
неудовлетворенность результатами собственных достижений;
осмысление собственных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
переживание тупика и осмысление сложившейся ситуации как необходимого условия для мощного рывка вперед;
мобилизация ресурсов своего «Я» для дальнейшего профессионального саморазвития;
изменение отношения к самому себе, к знаниям, умениям, к своей деятельности.
Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности на современном этапе развития претерпевает изменения. В этих изменениях исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, педагоги стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности. Это обязывает поставить задачу целенаправленного овладения будущим педагогом способностью к профессионально-личностной рефлексии как одной из центральных в современном педагогическом образовании.
Литература:
- Бедерханова В. П. Личностно-профессиональная позиция педагога. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2001. 270 с.
- Беспалько В. П. Персонифицированное обучение // Педагогика. — 1998. № 2.
- Битинас Б. П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебн. пособие для вузов. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. — С. 25.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 189с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Ваша творческая концепция // Народное образование. 1990. — № 2.
- Лещинский В. И. Всегда ли прав учитель? М.: Педагогика: 1990. — 159 с.
- Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос. 1998–494 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогикеhttp://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-stanovlenie-professionalnoy-ya-kontseptsii-buduschih-pedagogov#ixzz42KVB9UI2.