Организация РППС на территории ДОУ через «Экологическую тропу»
Авторы: Борзенкова Марина Ивановна, Смурыгина Татьяна Митрофановна, Кошелева Лариса Носировна, Лупехина Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 633 раза
Библиографическое описание:
Борзенкова, М. И. Организация РППС на территории ДОУ через «Экологическую тропу» / М. И. Борзенкова, Т. М. Смурыгина, Л. Н. Кошелева, Е. В. Лупехина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10158/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
С целью организации образовательной деятельности дошкольников с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на территории детского сада № 11 «Звёздочка» была создана экологическая тропа. позволяющая решать поставленные задачи:
1) расширение представлений детей о природе Белгородского края;
2) углубление знаний о растениях и животных Белгородского края;
3) привитие детям любви и бережного отношения к родной природе;
4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;
5) формирование у детей природо — ориентированной картины мира.
6) здоровье сбережение;
7) улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т. д.).
Экологическая тропа является одной из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве, она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Специфика экологической тропы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста В соответствии с требованиями ФГОС ДО организованное нами пространство должно обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Педагогическим коллективом учреждения был составлен паспорт экологической тропы, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «экологической тропе».
Содержание объектов экологической тропы:
- «Рябиновая аллея»
- " Каменистая горка»
- «У водоема»
- «Деревенский уголок»
- «Птичник»
- «Познавайка»
- «Птичья столовая»
- «Первоцвет»
- Метеопощадка
- Огород
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
ОСТАНОВКА № 1 «Рябиновая аллея»
Цель: Формировать представление о строении дерева, где растет, кто питается ягодами рябины.
Задачи: Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.
На примере рябин показать явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Что говорится о рябине в русском фольклоре.
Объект для наблюдения: рябины разного возраста и разной толщины.
ОСТАНОВКА № 2 — Каменистая горка
Цель: знакомство с видовым разнообразием цветочных растений, произрастающих на декоративном сооружении, созданном из камней.
Задачи: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путем рассмотрения разнообразия форм, цвета камней и декоративных растений на каменистой горке. Обратить внимание на различные сроки цветения растений на горке и выявить причины. Показать разнообразие декоративных многолетних и однолетних растений их эстетическое значение, обратить внимание на их развитие, способы размножения, особенности ухода. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
Каменистая горка — миниатюрная модель горного ландшафта; это особый вид цветника, сложное архитектурное сооружение, имитирующее естественный каменистый ландшафт.
Для создания каменистой горки использовался камень гранит.
Цветник — это украшение территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени; нежные нарциссы, яркие тюльпаны. Пион, ирисы, лилии, гвоздика, ромашка — цветут летом. Георгины, цинния, флоксы — цветут осенью.
В каменистом саду используются декоративные возможности как однолетних, так и многолетних растений. Их компонуют по окраске, высоте, сортам, составляя в цветнике композиции.
ОСТАНОВКА № 3 — «У водоёма»
Цель: знакомство с растениями, насекомыми, птицами, обитающими вблизи водоемов.
Задачи: Формировать представление о сообществе водных обитателей: растений, животных, птиц, приспособившихся к жизни в воде.
Водные растения могут расти только в воде, им надо много воды. Птицы, животные имеют приспособления, которые помогают им легко передвигаться, хорошо плавать, они находят пищу в воде. Дать представление о том, что рядом с водоемом живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения в природе.
Красоту водоема подчеркивает находящаяся рядом клумба. Вокруг водоема цветут лилии. Уютно чувствуют здесь себя хоста, папоротник.
Дети любят приходить сюда, наблюдать за красотой этого места, смотреть на воду, растения, насекомых, прилетающих к растущим по соседству цветам.
ОСТАНОВКА № 4 — Деревенский уголок
Цель: знакомство с бытом русского народа, его традициями, трудом земледельцев.
Задачи: формировать представление о многообразии и значении овощных, полевых культур, растений-лекарей в жизни человека и животного мира. Выявить благоприятные условия произрастания растений, правила их сбора.
ОСТАНОВКА № 5 — Птичник
Цель: познакомить детей с птицами: фазан, павлин, сформировать навыки ухода за ними.
Задачи: Формировать представление о разнообразии, особенностях строения тела, оперения, мест обитания птиц.
Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо — птенец — птица). Упражнять детей в классификации птиц на диких и домашних. Знакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
ОСТАНОВКА № 6 — «Познавайка»
Цель: знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками.
Кому не любит весной любоваться белым кружевным покрывалом на вишневых деревьях и яблонях? А жарким летним днем угоститься вкусными плодами вишни и душистыми ягодами смородины! Их можно найти в нашем саду. Осенью созревают сочные яблоки.
ОСТАНОВКА № 7 — «Птичья столовая»
Цель: знакомство и наблюдение за птицами, их повадками.
Задачи: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Расширить знания детей и представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
Вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную помощь птицам (изготовить кормушки, организовать кормление птиц…)
ОСТАНОВКА № 8 — Первоцветы
Цель: познакомить дошкольников с первыми весенними цветами.
Задачи: Формировать представление о первоцветах (крокус, тюльпан, нарцисс), их многообразии, особенностях их строения в связи с ранними сроками вегетации: клубни, корневища, луковицы, яркие пахнущие цветки, раннее образование плодов и семян. Учитьдетей восхищаться красотой раннецветущих растений. Вызвать потребность бережного отношения к «подснежникам».
На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., прослеживается насыщенность, трансформированность, полифункциональность организованной среды. Материалы представленные на остановке «деревенский уголок» (пеньки) используемые педагогом при знакомстве детей с бытом русской избы, с легкостью трансформируется и применяются в качестве посадочных мест на остановке «рябиновая аллея», на занятиях по изобразительному искусству. Вариативность организованного пространства позволяет стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: Огород, представленный не только овощными культурами характерными для нашего края, но и лекарственными растениями, злаковыми культурами. В разное время можно посещать разные остановки, даже не одну остановку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором или педагогом по ИЗО. Также идет интеграция областей: познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Литература:
- Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)-М.: Знание, 1986.
- Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов — Ростов: Феникс, 1996.
- Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. Экологическое образование (учебные тропы) — Сб. «общество и природа» МГУ, 1981