Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля
Авторы: Асадуллина Наиля Рафкатовна, Мальцева Лариса Рафкатовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Асадуллина, Н. Р. Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля / Н. Р. Асадуллина, Л. Р. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10163/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля
Семья является важнейшим социальным институтом общества, обеспечивающим полноценное воспитание и развитие личности человека. Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к жизнедеятельности. Семья и детские образовательные учреждения, а в частности и наша школа-интернат спортивного профиля, должны во всех действиях выступать партнерами по совместной деятельности, что предполагает помощь, поддержку, содействие. Воспитателю школы, как организатору такого взаимодействия необходимо знать и уметь очень много: иметь гибкий ум и основанную на твердых знаниях расчетливость, убежденность в правильности своих действий и поступков, умение свободно ориентироваться в окружающем мире и отстаивать свои взгляды, рачительность и инициативность, смелость и находчивость в принятии решений в неожиданно складывающихся ситуациях, коллективизм и готовность помочь тем, кто в этом нуждается, — вот основные качества, соответствующие условиям, месту и времени. Эти качества можно и нужно воспитывать так же и в ученической среде, в семье, дворовой детской компании, спортивной группе, любительских кружках и клубах развлечений — словом, везде, где ребенок общается.Основными направлениями сотрудничества семьи и школы-интерната спортивного профиля являются:
Творческий союз с родителями и единство требований к учащимся;
Согласованность действий;
Постоянная информированность родителей о достижениях его ребенка;
Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации);
Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция);
Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка;
Повышение педагогической культуры родителей;
Различные формы сотрудничества с родителями (в том числе организация внеурочной деятельности: направления, количество часов, время проведения занятий).
Организация взаимодействия между семьей и школой по этим направлениям присутствует во всех видах деятельности школьников гимнастов: учебной, игровой, спортивной, трудовой и т. д. Ведь эффективность воспитательного процесса зависит во многом от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Семья со школой создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
В нашей школе организуются праздничные представления и внеклассные мероприятия, а также совместно с родителями семейный досуг, спортивные мероприятия, посещение выставочного зала, оздоровительного комплекса «Водный мир», физкультурно-спортивного комплекса «Ледовый дворец», библиотеки имени Н. К. Крупской, экскурсии по достопримечательностям нашего города. Большую пользу приносит совместное обсуждение с родителями увиденного. В анализе важно обращать внимание на переживания нравственных чувств (со радость, гордость, достоинство, любовь и др.) оценка должна быть конкретной, то есть основанная на анализе условий в рамках, которых совершен оцениваемый поступок (во время посещения ледового катка, мальчики помогали девочкам встать после падения; уступали место в автобусе и т. д.). Родители принимают активное участие в подготовке к мероприятиям, помогают изготовить нужные костюмы и атрибуты. Стало доброй традицией такие мероприятия как: семейные посиделки с чаепитием при проведении дня именинника; праздников разных национальностей: «Рождество христово», «Сочельник», «Новый год», «Широкая масленица» или «Проводы зимы», «Пасха», «Наурыз», фестиваль «Кузбасс Многонациональный», «Курбан байрам» и т. д. Целью данных мероприятий является приобщение всех участников к культуре разных народов, общению со сверстниками, родителями, укрепление внутрисемейных отношений. Присутствие родителей или родственников на мероприятиях, способствует появлению у обучающихся определенных стимулов, которые помогают им предстать в лучшем свете, получить одобрение близких и испытать яркие положительные эмоции.
Внеурочная деятельность кружка «Моя Родина» предполагает уже с первых занятий создание своих проектов, по темам — «Герб моей семьи», «Семейные традиции», «Генеалогическое древо семьи» и др., где обучающиеся находят множество пословиц, сочиняют стихи о родителях, о маме, папе, бабушке, поют песни, частушки о семейных ценностях, представляют спектакли на семейные темы, подготовив все необходимые реквизиты и атрибуты для этого в семье. При этом в процессе совместной деятельности младших и старших происходит как бы регулируемый обмен нравственными ценностями, у обучающихся формируются навыки поведения: заботиться о близких; проявлять к ним знаки внимания; не создавать конфликтных ситуаций в семье и школе; девочки стремятся быть хорошими хозяйками; мальчики — сильными мужчинами.
При организации взаимодействия между семьей и образовательным учреждением нужна система занятий. Вот почему большое значение придается группировке воспитательных занятий в направлении работы с детьми, находящимися в особо трудных условиях и психологической коррекции (консультации с психологом, работа с социальным педагогом, уполномоченным по правам ребенка): «Большая забота о маленьких детях», «Мой дом — моя крепость», «Право на жизнь», «Страна справедливости» и т. д. Так же воспитателями совместно с педагогом- психологом ежегодно проводится анкета «Поощрение и наказание в семье», по результатам которой выявляются основные виды поощрения и наказания в семье, особое внимание акцентируется на том применяются ли физические наказания и на основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с отельными категориями семей.
Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Выбор форм организации общения мальчиков и девочек, развитие в этом взаимодействии культуры пола определяется уровнем жизненного опыта детей, их собственных впечатлений, представлений о вежливости и др. важно при этом ориентировать детей не столько на мнение взрослых членов семьи или воспитателей, сколько создавать ситуации в основе которых лежат такие понятия как «хорошо», «плохо», учить анализировать их самостоятельно. Необходимо стремиться обучать ребят на хороших примерах (обсуждение поступков литературных героев, сказочных персонажей и др.), но не следует забывать о том, что поведение воспитателей, родителей, окружающих сверстников, также должно быть положительным. Положительные действия очень важно заранее проектировать. Например, Ш. А. Амонашвили перед тем, как дети должны войти в класс говорил: «Мальчики, что вы не забыли?» (пропустить вперед себя девочек) Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.
Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Младшие школьники, например, часто видят себя глазами взрослых-родителей и воспитателей. И тем самым мы формируем его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.
Итак подводя итог, мы можем сделать вывод, что активное вовлечение семьи в воспитательный процесс школы-интерната спортивного профиля помогает активизировать интеллектуальный и практический опыт родителей и воспитателей.
Такая взаимосвязь с родителями способствует осуществлению полноценного воспитательно-образовательного процесса, достижению значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагогов, их творческий потенциал, стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
Литература:
- Загвязинский, В. И. Личностно-социальный подход в воспитании [Текст]: /В. И. Загвязинский. — журнал «Педагогика»; вып. 3, 2006г.
- Земская, М. Семья и личность [Текст] / М. Земская. — М., 2009. — 133 с.
- Крысько, В. А. Педагогика и психология [Текст] / В. А. Крысько. — М., 2004г., изд. «Дрофа».
- Лисина, М. И. Семья и формирование личности [Текст] / М. И. Лисина. — М., 2006. — 180 с.
- Миндель, А. Я. Воспитание и развитие личности подростка [Текст] / А. Я. Миндель. — М., 2007. — 225 с.
- Пугачев, А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 310–313.
- Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М. 2001г., изд. «Академия»
- Современные технологии воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст]: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 22 февраля 2014г. / Центр психолого-педагогических технологий «См-Творение»; [глав. Ред. В. Н. Михайлова]. — Курган: Изд-во портал «Вдохновлённые детством», 2014.
- http://www.studfiles.ru/preview/1811939/page:14/
- http://www.moluch.ru/archive/42/5051/
- http://studopedia.ru/14_27281_semya-kak-institut-sotsializatsii-lichnosti.html