Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Мазенцева, Е. А. Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов / Е. А. Мазенцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10181/ (дата обращения: 19.12.2024).



В 21 веке, когда международное сотрудничество в различных областях нашей жизни стало реальностью, ключевая роль межкультурного профессионально — ориентированного общения с использованием иностранного языка очевидна. Специалисты (в частности, юристы и правоведы) сталкиваются с необходимостью участия в различных видах международного общения (деловая переписка, участие в международных конференциях и семинарах, работа с источниками по языку специальности).

Таким образом, владение будущими правоведами и юристами иностранным языком, как инструментом межкультурного общения в профессиональной и других сферах жизни является актуальным вопросом для специалистов юриспруденции.

Известно, что юридический язык или язык специальности юриста и правоведа и их отраслевые разновидности (уголовные, гражданские и административные и другие) оставаясь частью общелитературного языка, содержит целый ряд логико-семантических, стилистических, терминологических и некоторых других особенностей, выделяющих его в специальную категорию. Юридический язык обладает собственным, только ему присущим, понятийным аппаратом, реализующим в правовых терминах и понятиях и приписываемых им правовых дефинициях, приобретающих высшую юридическую силу, имеющих нормативное значение.

Сфера деятельности и профессиональная подготовка юриста-правоведа широка и многогранна в сфере языковой подготовки. Умение участвовать в дипломатических беседах и переговорах на различных уровнях, ведение международной документации, подготовка и оформление текстов международных договоров и соглашений. Все эти виды профессиональной деятельности требуют знаний основ речевых и грамматических основ языка специальности. Оптимальной задачей обучению различным видам речевой деятельности студентов — правоведов — является выход студентов в реальную профессиональную коммуникацию.

В реальной жизни любой профессионал должен уметь рассуждать, сравнивать, оценивать правильно полученную информацию, а также правильно находить нужную информацию в справочной литературе, собственную точку зрения знанием профессионального уровня иностранного языка.

При подготовке специалистов можно считать введение единых подходов к определению минимальных требований к уровню обучения и подготовки специалистов по иностранному языку. Выделяются 3 основных компонента:

 знание иностранного языка:

 умение применять полученные знания в учебной и реальной деятельности:

 владение способами познавательной деятельности.

Юристы-правоведы являются пропагандистами правовых знаний в обществе. Формирование правовых профессиональных знаний и умений происходит у студентов — правоведов уже в период обучения в колледже.

Устная речь может реализовываться в монологической и диалогической форме, обладающей специфическими языковыми и речевыми особенностями поэтому следует четко очертить круг сфер и ситуаций, высказываний того или иного уровня в юридической практике. В частности, монологическая форма речи или юридический монолог может быть использован в судебном разбирательстве, в процессе публичного выступления стороны защиты или обвинения.

Юридический монолог всегда специфичен по своей природе, учитывая прежде всего требования норм процессуального характера, этика и мораль соответствует определенной структуре и рассматривает вполне определенный круг проблем и высказываний. Устная речь может иметь разнообразные формы, она всегда представляет собой единство следующих компонентов:1-содержание;

2-план подачи материала;

3- его словесное оформление;

4-способы, приемы произношения.

Первое требование, которое должен предъявлять к себе выступающий — это четко определить тему своего выступления, и в связи с этим вывод, к которому он подводит слушателей. Содержание и план выступления оказываются, таким образом, взаимосвязанными: приступая к планированию, студенты под рукой имеют определенный материал; намечая план его подачи, они уточняют отдельные детали своего выступления, обращаются к новым фактам.

Различаются три вида монологической речи:

1) повествование (рассказывание, пересказ, сообщение)

2) описание

3) рассуждение

Рассказывание-это один из видов живого устного слова, в котором воспроизводятся какие — либо действительные или вымышленные события. Ему присущи импровизация, определенная интонация, жесты и мимика. Рассказывание это в значительной степени творческая работа.

Сообщение — это вид монологической речи, близкий к рассказыванию. Это чаще всего информация о выполненном или планируемом мероприятии. Сообщение- речь сугубо деловая, в отличие от рассказывания, оно может быть устным или письменным. Выступающий студент должен знать, что его цель- поставить в известность слушателей, о каком-то событии и информация должна быть краткая и конкретная.

Описание, как вид монологической речи, представляет собой рассуждение. Любое участие в дискуссиях обязывает излагать свою позицию в яркой и убедительной форме. Предоставить такие доводы и аргументы на иностранном языке, которые бы ярко выражали нравственную позицию выступающего. Необходимо продумать факты, осмыслить и сопоставить их, уметь отстоять и защитить свою точку зрения на изучаемом языке.

Но, юристы-правоведы должны правильно и убедительно вести любой монолог, чаще всего тщательно подготовленный особенно на начальной стадии обучения. Монолог важнейшая форма речи с ней мы сталкиваемся ежедневно. Речь должна быть аргументирована и логически корректна. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по своей природе — могучее средство воздействия одного человека на другого. Сложность выступления определяется не только содержанием, она зависит и от того каким оно будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками питается эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.

Устная и письменная речь — это две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, тем не менее между ними есть и существенные различия.

Традиции современной ораторской речи будущего юриста — правоведа, адвоката — защитника берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Одним из классических примеров представителей судебного красноречия того времени может служить греческий оратор Лисий. (Афины, конец 5 начало 4 вв. до н. э.) Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения. Сочиняя речи своих подзащитных, будучи логографом –составителем судебных речей -он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить. Но главная особенность Лисия была заключена в том, что он был остроумным рассказчиком и так мастерски рассказывал о событиях, служивших темой судебного разбирательства, что присутствующие полностью погружались в описываемую ситуацию и обстоятельства дела.

Обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую ее черту — неповторяемость. Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность. Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию, поэтому его собственные речи напоминали импровизацию, которые всегда были строго продуманы и тщательно обработаны.

Устная речь юриста должна быть, прежде всего правильной, с точки зрения использования различных временных конструкций, устойчивых выражений и фразеологических единиц, характерных для подъязыка юридической специальности, а также экспрессивной и ярко выраженной, чтобы она запомнилась аудиторией, которая ее слушала.

Владеть искусством устной юридической речи — это означает, говорить по существу, строго анализируя и апеллируя той лексикой, которая была бы доступна для понимания аудиторией, где он выступает. Это также означает -умение говорить доходчиво, логично и убедительно, не нарушая общепринятых норм профессиональной этики.

Поэтому безупречное владение нормами владения нормами языка и речи является обязательным требованием для современного юриста. Он должен соединять в себе колоссальный талант адвоката, с мужеством человека презирающим опасность. Исполнять свой долг не только защитника, но и долг гражданина, ибо нет сомнения, что им как, и общественным деятелям необходимо представлять интересы защищаемых ими людей, а также интересы государства.

Юрист — правовед является пропагандистом правовых знаний, в частности знаний по правам человека, отраженных в документах международно-правового характера. Студенты юристы — правоведы должны ориентироваться в учебной и научной литературе международно-правового характера, уметь извлекать из нее основную информацию и интерпретировать ее в соответствии с задачами правовой ситуации. Так учитывая современные требования к устной юридической речи, Ч. Б. Далецкий отмечает, что необходимо выработать стратегию речевого поведения, в которой отражались бы навыки и умения речевых компетенций за период обучения: дебаты на английском языке по заданным ситуациям, круглые столы с монологическими высказываниями, ролевые игры по предложенным ситуациям, где были бы отражены не языковые опыты, а универсальные компетенции, когда общающиеся должны будут осуществить самостоятельный перенос риторических навыков на рассмотренные ранее объекты социальной деятельности.

Основные навыки устного публичного выступления, в частности, можно отнести следующие: навык отбора материала на иностранном языке, навык изучения и понимания отобранного материала, навык составления плана своего выступления, навык ориентации во времени выступления и в аудитории, навык владения языковым материалом, а также определенный речевой опыт. Навыки устной речи включают в себя автоматизированные действия. Основные ситуации речевого общения обрабатываются по периодам обучения. Актуализация речевого поведения классифицируется по уровням: репродуктивный уровень, адаптационный уровень, вариативно- комбинаторный уровень.

Чтобы высказывание юриста-правоведа было понятным, необходимо использовать определенный набор стандартных готовых разговорных клиник. В данной ситуации говорящий подражает чужим образцам речевых действий на неосознанном, репродуктивном уровне. В стандартной социально-значимой ситуации имеет место речевое поведение как показатель речевой адаптации к среде.

Устная речь характеризуется процессом общения: сообщения, направленные в адрес собеседника, выглядит как заранее неподготовленным, спонтанным, возникающим в акте речевой деятельности. Указанного свойства устной речи лежат в основе осуществления триединого процесса языковой коммуникации (продуцирование речи — восприятие — реакция на речь).

Выполнение устной коммуникацией социальной функции обеспечивается определенной системой социально-речевых правил, которыми владеют коммуниканты в данном социуме. Усваивая язык специальности, обучающийся должен в необходимой мере овладеть техникой общения на данном языке. Студенты — правоведы овладевают основами реального общения на иностранном языке определяя свое профессиональное будущее.

Литература:

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Астрель- Москва -2010 г.-272 стр.
  2. Современные теории и методы обучения иностранным языкам.- М.: Изд-во: Экзамен., 2006- 381 стр.
  3. H. Douglas Brown. Nonverbal communication. P p 262–265 in Principles of Language Learning and Teaching.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устная речь, монологическая речь, навык, период обучения, правовед, речевое поведение, международно-правовой характер, репродуктивный уровень, судебное разбирательство.

Похожие статьи

Чтение как один из основных видов речевой деятельности

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма»

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью студентов, изучающих русский язык

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики

Похожие статьи

Чтение как один из основных видов речевой деятельности

Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия

Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма»

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью студентов, изучающих русский язык

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики