К вопросу об организации самостоятельной работы в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, О. И. К вопросу об организации самостоятельной работы в вузе / О. И. Николаева, С. Г. Мельниченко, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10197/ (дата обращения: 16.11.2024).



Говоря о требованиях, которые современная жизнь ставит перед системой образования, мы имеем в виду соответствие готовности молодых специалистов и ожиданий работодателей. Если мы обратимся к рынку труда, то заметим основную тенденцию: современный работодатель хочет отыскать молодого специалиста не только обладающего комплектом базовых знаний, но и способного самостоятельно гибко реагировать на любые изменения в профессиональной ситуации; способного к самостоятельному принятию решений и выстраиванию собственного плана действий для выполнения той или иной задачи. Таким образом, очевидна необходимость направления студентов на самостоятельные виды деятельности непосредственно в процессе обучения, переключение его с пассивной роли слушателя, на активную роль исследователя.

Согласно приказу Министра образования Республики Беларусь № 405 от 27.05.2013 «Самостоятельная работа студентов (курсантов, слушателей) (далее — обучающиеся) — это вид учебной деятельности обучающихся в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т. д.) с использованием различных средств обучения и источников информации (далее — СР)». [1] В связи с реализацией основных положений Болонского процесса, роль СРС интенсифицируется, в результате чего самостоятельная познавательная активность студентов становится в центре внимания всей системы высшего образования. Несомненно, что этот процесс должен быть тщательно организован, управляем и контролируем преподавателем. Однако возникает вопрос: остается ли неизменной наполняемость роли преподавателя в ходе организации СРС в свете последних стремительных изменений в образовании?

Как известно, «К основным формам организации самостоятельной работы относятся самостоятельная работа, осуществляемая самостоятельно без контакта с преподавателем и управляемая самостоятельная работа (далее УСР)». [1] Следовательно, и роль преподавателя, претерпев некоторые изменения, на сегодняшний день в среде СРС стала более сложной, чем была ранее. Современный преподаватель не только «вещает» с кафедры, он выполняет функции посредника, наставника, коучера, консультанта. Современный преподаватель:

 предоставляет обучаемым материалы для самостоятельной работы, так и указывает поле поиска для самостоятельного отбора необходимой информации.

 стимулирует и мотивирует студентов к самостоятельному обучению.

 обеспечивает студентов средствами самостоятельной проверки своих знаний и оценки умений обучаемых.

 организовывает обратную связь в процессе контроля динамики развития умений студентов.

 способствует осознанию самими студентами их же достижений в процессе самостоятельной работы.

Стоит также упомянуть, что современные технологии изменили объем и форму участия преподавателя в процессе СРС. В результате эволюции коммуникации общение студент-преподаватель вышло за пределы аудитории в поле влияния блогов, электронной переписки, социальных сетей и других платформ. Свой формат изменили интерактивные учебники, которые часто обладают веб-сайтами, анимацией, видео, оценкой действий и другими материалами для поддержки контента обучения. Часть социальной сети, образовательные глогстеры (Glogster EDU), изменили наше привычное представление о возможностях и перспективах для творчества обучаемых под руководством преподавателей. Например, как один из вариантов использования глогстеров предлагается особая опция — «эта часть специально сделана таким образом, что учитель имеет право создать свою группу, класс, зарегистрировать и пригласить детей. Обучение и работа над проектами являются приватными, а вот возможность публикации окончательного проекта — определяется решением учителя». [2]

СРС по своему определению подразумевает огромную степень автономности обучаемых. Однако, как сами студенты понимают эту степень самостоятельности? Перед началом проведения СРС необходимо уточнить рамки ожиданий как обучаемых, так и преподавателя. Следующие вопросы стоит рассмотреть заранее:

 Как часто будут проходить консультации преподавателем?

 Кто будет инициировать эти встречи?

 Кто будет ответственен за разработку перечня вопросов консультаций?

 Кто будет устанавливать рамки СРС?

Так же следует отметить ряд вопросов, которые следует уточнить, обсуждая работу со студентом во время консультации. Так для повышения эффективности СРС преподаватель должен знать умеет ли его обучаемый:

 определить его/ее потребности на языке и объяснить, почему они очевидны?

 приспособить свои потребности в свете прогресса/необходимости?

 выбрать подходящие материалы — соответствующие СМИ, уровень — в соответствии с вышеупомянутыми потребностями?

 использовать хорошие стратегии в использовании материалов? (например, для слушания/чтения)

 выполнять работу регулярно?

 использовать множество СМИ и развивать его/ее способность использовать определенные языковые аппаратные средства изучения и инструменты, например, CD-ROM, опцию орфография для проверки правописания?

 развивать его / ее навыки поиска информации (использовать каталог библиотеки, Интернет, словарь и справочные грамматические материалы)

 включать элементы СРС в другие языковые упражнения, например, обсуждение домашней работы в аудитории?

 проходить рефлексию своих действий и проверять успехи?

 продемонстрировать другие методы работы, например, консультация с носителем языка, со словарем?

 показать хороший тайм-менеджмент?

 рационально организовать работу для облегчения поиска информации?

 показать, как обязательство выполнения самостоятельной работы принесло ему пользу, дав конкретные примеры?

 размышлять и оценивать сделанные действия?

 встречаться регулярно с наставником, советником, чтобы обсудить свой прогресс, задать вопросы о ходе СРС

 выдвигать на первый план некоторые вопросы, поднятые материалом с которым он или она имели дело?

Как прием, устраняющий несоответствия ожиданий преподавателя и студента от консультаций, можно составить и подписать «контракт» по организации, проведению и оцениванию результатов СРС. Данный контракт может содержать статью «В случае нарушения обязанностей условий контракта одной из сторон ситуация регулируется следующим положением…». Подписание данного соглашения поможет избежать конфликтных ситуаций перед экзаменом/зачетом.

Используемые в настоящее время формы и методы оценки самостоятельного изучения дисциплины, варьируются не только от ВУЗа к ВУЗу, но и от преподавателя к преподавателю. Наиболее полным и интересным методом нам представляется работа с языковым портфолио обучаемого. Компиляция языкового портфолио может проводиться во множестве форм, включая дневники обучаемого, языковые упражнения, свободные действия. Следующим этапом работы может быть предложено групповое или индивидуальное обсуждение содержания портфолио — тех пунктов портфолио, которые были отобраны наставником и/или обучаемым как до, так и во время консультации. Коллективная работа / Оценка сверстников / Самооценка — вот виды контроля выполнения заданий. Заполнив портфолио и накопив ценный полезный опыт, наставник может попросить, чтобы студенты оценили их. (Например: в свете Вашего опыта выполнения заданий портфолио, как Вы полагаете, что особенно успели, и что Вы теперь сделаете по-другому?' Альтернативно члены группы обсуждают отдельный полезный опыт и пишут отчет о другом члене группы).

Использование портфолио представляется весьма эффективным и во время экзаменов. Задания портфолио составляются наставником, но обычно выполняются в собственное внеаудиторное время студентов, а значит заполненные портфолио можно использовать во время экзамена в конце семестра (каждый вопрос экзамена соответствует конкретному пункту портфолио). Дополнительным способом контроля, позволяющим проконтролировать уровень самостоятельного овладения материалом и навыки разговорной речи, является устная презентация, основанная на результатах работы, как в аудитории, так и вне ее, возможно зарегистрированная как видео/аудио материал для будущего анализа. Использование самостоятельно заполняемого языкового портфолио как инструмента для оценки СРС становится все более и более распространенным.

Портфолио обучаемого может включать следующие пункты:

 Вся языковая работа, выполненная во время курса.

 самостоятельный анализ действий: образцы или вся работа, выполненная самостоятельно студентом во время курса, т. е. работа, не установленная наставником.

 Управляемые действия: действия, установленные наставником, которые должны быть выполнены самостоятельно.

 Журнал обучения: это тот документ, в который обучаемые вносят кратко описание всех действий, направленных на выполнение заданий (см. Приложение). Этот журнал дает наставникам общее представление диапазона действий, выполненных обучаемым и время, посвященное каждому заданию.

 Рабочая тетрадь, составленная наставниками и /или доступная в режиме онлайн. Рабочая тетрадь может быть заполнена для отдельной языковой деятельности или связанного ряда действий. Типичная рабочая тетрадь может поставить перед студентами задачи: прокомментировать причины выбора деятельности и ее цели, оценить все используемые материалы, проанализировать выполненную работу с точки зрения ее трудоемкости и эффективности. Рабочая тетрадь может также содержать секцию для языковых примечаний, где студенты могли бы отметить новые изученные слова, примеры структур, вопросы, возникающие во время деятельности.

Журнал обучения и рабочая тетрадь предоставляют не только отчет о предпринятых действиях, но также и доказательства того, как студент взаимодействовал с языковыми ресурсами и используемыми материалами. Содержание этих документов может стать основанием для обсуждения приобретенного опыта между наставником и обучаемым

Следует подчеркнуть, что специфика объема участия преподавателя во время организации и реализации СРС в вузе определена следующими факторами:

 Сформированы ли у вчерашнего школьника метакогнитивные навыки? (Умеет ли обучаемый оценивать свои навыки критически?)

 Обладает ли студент необходимыми навыками информационной грамотности? (Способен ли он эффективно работать с источниками в библиотеке и интернете?)

 Имеет ли студент навыки планирования времени работы?

 Может ли студент эффективно использовать обратную связь с преподавателем и вносить коррекции в процесс обучения?

Личный опыт показал, что есть много ключевых аргументов в пользу СРС

  1. В то время как работа группы время от времени может быть скучной, несоответствующей уровню знаний/ожиданий студентов, СРС по определению никогда не должна быть таковой. Студенты могут работать в то время, которое удобно им, используя среду, в которой они чувствуют себя комфортно, работая над темой, которую они считают интересной, и на том уровне трудности, который является подходящим для них.
  2. Языковой портфолио позволяет любому достигать хорошей отметки, независимо от их начального уровня. Это особенно важно, при работе со студентами разного уровня подготовки.
  3. Студенты, которые усердно работают вне аудитории, не только достигнут лучшей отметки для своего портфолио, они также ответят лучше на экзаменах. Не существует никаких волшебных 'коротких путей' к достижению прогресса языковых навыков.
  4. Языковая способность к изучению — передаваемое умение. В то время как работодатели стремятся найти людей с компетентностью в одном иностранном языке, им, возможно, также понадобится штат с лингвистической многосторонностью.

В виду вышеизложенного необходимость переориентации образовательного процесса на самостоятельную работу становится очевидной. Однако, комплексный подход, предполагающий существенное усиление роли СРС в процессе обучения и изменение роли и места преподавателя в процессе СРС, по разрешению задач и ситуаций автономной деятельности студентов требует доработки. Так для роста эффективности данного процесса, требуется разработка и создание учебно-методической и материально-технической базы, организация консультационного сопровождения преподавателей, определение методов и критериев контроля прохождения дисциплины. Каждый ВУЗ оставляет за собой право индивидуального подхода к решению вышеперечисленных задач, но отчетливо заметна общая тенденция все большей интенсификации доли самостоятельной работы студентов в рамках обучения.

Приложение 1

Журнал самостоятельной работы

Вид деятельности:________________________________________________________

Затраченное время:_______________________________________________________

Ресурсы, использованные в обучении:_______________________________________

1 часть

Поставленная цель:_______________________________________________________

Достигнута на _____ %

  1. Я смог ___________________________________________________________
  2. У меня получилось _________________________________________________
  3. Я справился_______________________________________________________
  4. Я узнал ___________________________________________________________
  5. Я не смог_________________________________________________________
  6. Мне не удалось ____________________________________________________
  7. Мне это нужно? Да/нет
  8. Что для этого надо? Где может пригодиться? ___________________________
  9. Я хочу это знать? Да/нет
  10. Что именно хочу знать и уметь? ______________________________________

2 часть (языковое содержание)

  1. Лексический материал______________________________________________
  2. Грамматический материал___________________________________________
  3. Вопросы, которые я хочу обсудить в одногруппниками, преподавателем _____________________________________________________________________________

Я должен выучить

1.

2.

3…

3 часть (анализ проделанной работы)

  1. Какие задания мне понравились больше/меньше всего?__________________
  2. Доволен ли я результатами работы или хочу улучшить их? _______________
  3. С чего я готов начать прямо сейчас? Что я хочу делать в первую очередь?
  4. Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать моему продвижению к более высокому качеству владения языком?__________________________
  5. Какие действия, совершаемые регулярно могли бы повысить мою удовлетворенность в собственных знаниях и умениях?_______________________________
  6. Куда обратиться за помощью? _______________________________________
  7. Где найти информацию? (список источников) _____________________________________________________________________________
  8. Чем я горжусь? ____________________________________________________
  9. Что мне больше всего помогло? Методы, средства, … ___________________
  10. Что было лишним?_________________________________________________

Литература:

  1. Приказ Министра образования Республики Беларусь 27.05.2013 № 405 ПОЛОЖЕНИЕ о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей)
  2. Город образования подростков: Сайт школы № 1277 с углубленным изучением немецкого языка г. Москвы, РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gorod1277.org/?q=content/obrazovatelnye-saity-glogster-glogster-edu. — Дата доступа: 21.03.2016
  3. Карпиевич Е. Ф. Самостоятельная работа студентов в современном университете: формы, содержание, управление. Материалы пятой международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (БГУ, Минск, 29–30 марта 2005 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/5763.pdf — Дата доступа: 25.03.2016
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, рабочая тетрадь, действие, материал, наставник, преподаватель, процесс обучения, работа, высшее образование.