Кто они — дети, проявившие выдающиеся способности?
Авторы: Евстафьева Светлана Алексеевна, Юдина Елена Вячеславовна, Станкевич Алевтина Владимировна, Кушнерёва Галина Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 11.03.2016
Статья просмотрена: 863 раза
Библиографическое описание:
Евстафьева, С. А. Кто они — дети, проявившие выдающиеся способности? / С. А. Евстафьева, Е. В. Юдина, А. В. Станкевич, Г. Ю. Кушнерёва. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9920/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из приоритетных задач современного педагогического общества мы видим задачу по выявлению, еще на этапе школьного образования, одаренных детей, а так же необходимость сформировать на школьном уровне условия для развития и воплощения в жизнь их потенциальных возможностей.
Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одарённости:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Признаки одарённости
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует способы его деятельности. Мотивационный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Целью творческого учителя является обобщение результатов исследований и постоянное применение в своей работе с детьми опыта профессиональной деятельности других педагогов, что позволяет не только постоянно разрабатывать и внедрять в педагогическую практику новые методы выявления детской одаренности, но и осуществлять индивидуальный подбор приемов и технологий развития в обучении одаренных детей.
Одной из главных проблем одаренных детей, мы, педагоги дополнительного образования, видим сложность именно в реализации способностей этих детей в личностно- и социальнозначимых областях деятельности. То есть, очень немногие одаренные дети повзрослев в дальнейшей жизни реализуют себя в соответствии с их, заложенными природой, способностями — «зарывают свой талант», даже не пытаясь его реализовать. Таким образом, задача педагогов дополнительного образования заключается в том, чтобы в самом полном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, помочь им воспользоваться своими способностями, реализовать данные природой в жизни уже взрослого человека через социализацию и самоактуализацию.
Для того, чтобы ответить на актуальный вопрос о том, как организована работа с одаренными детьми в системе Российского образования, мы обращаемся к Рабочей концепции одаренности, где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов;
система дополнительного образования.
Как было уже отмечено, одной из главных проблем одаренных детей — возникновение затруднений в применении ими способностей во взрослой жизни. Педагоги-психологи отмечают несколько основных причин. Перечислим их:
стремление одаренных детей уходить от проблем, сталкиваясь с ними в современной реальной жизни, то есть решать и искать пути решения этих проблем одаренные дети просто не умеют. Это объясняется крайним дефицитом умений в преодолении трудностей в познавательной области;
настрой, который закладывает школа в одаренного ребенка на «проглатывание готовых клише» знаний, а это сильно затрудняет поиск самими детьми своеобразных и неординарных решений;
проблемы общения не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. По нашим наблюдениям, это обнаруживается у большей части одаренных детей, а так же мы видим отсутствие социальной рефлексии и опыта поведения в реалистичных условиях школьного и внешкольного социума. Оценка вышеперечисленных причин прямо указывает на их предпочтительно общественный характер. Одаренные дети, именно в силу своих личностных особенностей, тяжело реализуют свои способности и приспосабливаются в социальной среде из-за недостаточной степени развития социальной компетенции.
То есть, социальный заказ общества на обучение одаренных детей можно выразить следующим образом: в процессе обучения одаренных детей необходимо организовать такие условия для их социализации, чтобы выработать необходимые качества и сформировать такой уровень социальных умений, который позволил бы этим детям не только развивать, но и в дальнейшем реализовать свои способности в жизни.
Принципы раскрытия одаренных детей:
опираемся на методы наблюдения и психодиагностики;
комплексность, системность, регулярность отслеживания признаков психолого-педагогического статуса каждого одаренного ребенка;
большое значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, то есть: заблаговременное полное психодиагностическое изучение в рамках психологического сопровождения становления школьника, исполняемое психологической службой школы.
Эти меры позволяют воплотить переход от методологий «диагностики отбора» к приемам «диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса дает возможность не только отслеживать важное психолого-педагогическое положение каждого ребенка школы в наиболее проблемные и опасные возрастные периоды, но и обозначать зону наиближайшего развития у детей «скрытых», не использованных пока возможностей и способностей. Применяя оригинальность каждой из применяемых технологий, можно предопределить, какие именно способности они вырабатывают у учащихся:
самоопределенческая — компетенции к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в планах деятельности, приемах и методиках, способах решения и т. д.;
коммуникативная — способность к общению, взаимодействию, конструктивным замечаниям и поиску решения;
имитационного моделирования (игровая) — способность решать жизненно важные задачи;
проблемно-поисковая — способность решать проблемы и возможнее варианты выходов из проблемных ситуаций;
деятельностная — способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, планировать, как и с помощью каких действий можно достичь цели;
рефлексивная — способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности, оценить не только возможные пути выхода из сложившейся ситуации, но и решить, какое из решений наиболее выгодно самому ребенку.
Формы работы с одаренными учащимися, применяемые нами на занятиях:
групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные марафоны.
В основе работы с одаренными детьми положены такие методические принципы:
интеграция основных естественнонаучных умений и навыков;
методичная выработка основных интегрированных умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
применение полученных знаний в ситуациях, приближенных к настоящей жизни;
соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню естественнонаучной подготовки учащихся.
Текущий контроль мы проводим постоянно, параллельно с изучением материала, в форме собеседования, выполнения практических заданий по изученной теме. Особенное внимание акцентируем на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь, не забывая о том, что одаренный ребенок самостоятельно должен выбрать оптимально короткий и быстрый вариант самого выгодного для себя решения.
Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.
Выявляется характерная упрощенность подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует профессионального подхода и со стороны родителей, и со стороны педагогов, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.
Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.