Создание и развитие информационного развивающего центра в муниципальном общеобразовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, Л. И. Создание и развитие информационного развивающего центра в муниципальном общеобразовательном учреждении / Л. И. Емельянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1005/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящий момент российское образование переходит на новый этап своего развития, началась разработка и внедрение новых стандартов. Современная школа должна стать гарантом реализации этих стандартов, для этого она должна иметь необходимые условия, обеспечивающие инновационные образовательные процессы. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. В нашей школе кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность объединены в единое информационно-образовательное пространство. Создание данного пространства невозможно без эффективно функционирующих информационных потоков, что невозможно без широкого внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придают им целенаправленный характер.

В настоящее время в школе создан и успешно развивается информационно – развивающий центр ИРЦ, в котором информатизация образовательного процесса проводится в следующих основных направлениях:

  1. информационное;

  2. проектно-исследовательское;

  3. творческое.

Уникальность работы ИРЦ состоит в том, что с 2011 году центр работает в приоритетных направлениях школьного проекта «Школа. Творчество. Интеллект», который в 2011 году получил медаль Януша Корчака на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации».

Информационное направление

В состав школьного информационно-развивающего центра (ИРЦ) входят: БИЦ, школьный сайт, школьное радио, газета «Радость».

Проанализировав опыт работы школьных библиотек в городе, принимая во внимание накопленные ранее методические наработки, учитывая специфику работы нашей школы, мы пришли к убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы в нашей школе является реорганизация деятельности нашей библиотеки - медиатеки в библиотечный информационный центр. Библиотечный информационный – центр служит воспитанию информационно грамотного, творческого человека. Это новый и современный этап развития школьной библиотеки – медиатеки. Главная цель работы БИЦ расширение информационного пространства для развития творческих способностей учащихся, педагогов школы. Чтобы развивать творческую личность, центр должен быть доступным всем учащимся, педагогам, иметь достаточно ресурсов, предоставлять современные, актуальные, точные и привлекательные материалы, предоставлять равные возможности для всех пользователей центра, заботиться о каждом пользователе, также являться окном в мир информации.

Сайт школы №135 - визитная карточка школы. Адрес сайта http://www.sc135.vega-int.ru/sc135. Наш школьный сайт - коммуникативный инструмент для администрации, педагогов, учеников и «внешних» субъектов - родителей, работников образования и культуры. Сайт полезен для профессиональной рефлексии школы. Новостная лента - летопись жизни коллектива с оценкой событий и срезом мнений. Посредством сайта дети могут выражать свое мнение в отзывах, гостевой книге и на форуме. Дети могут гордиться своими успехами, так как о них знают теперь не только в школе, но и по всему миру. Разделы сайта разнообразны Дети участвуют в наполнении сайта и разрабатывают дополнительные странички. Все выпускники, в рамках проектной работы на уроках информатики подготавливают личные странички.

В декабре 2009 года на сайте физических олимпиад (http://physolymp.fml31.ru) физико-математического лицея №31 г. Челябинска проводился творческий конкурс "Расскажи об учёном"среди школьников- создателей мини-сайтов, рассказывающих о великих учёных- физиках. Ученики 10"А" класса стали победителями победителем в номинации "Самый технологичный сайт". Сайт помогает развитию творческих, интеллектуальных способностей. В2010 году страница сайта « Клуб «Деметра» получил диплом на Всероссийском экологическом форуме в Москве.

Школьная газета «Радость» выходит уже более 10 лет. Меняется время, меняется ее состав. Но главное, что, перелистав страницы, можно узнать, чем живет и дышит школа, о чем мечтают ее ученики. Газета выходит каждый месяц. Есть в ней постоянные рубрики: «Хроника наших дней» - о школьных событиях, «Отдушина» - об увлечениях ребят.

В составе редколлегии – ребята из разных классов – и пятиклашки, и десятиклассники. Попробовать себя и проявить свои творческие способности может каждый: не умеешь захватывающе писать – набирай текст, верстай (кстати, в программе «Publisher»), ищи иллюстративный материал. Многие ребята публикуются и на страницах городских газет. За последние два года семь выпускников нашей школы поступили в вузы так или иначе связанные с журналистикой. В нашей школе второй год работает кружок «Школьное радио». Учащиеся 8 -10 классов пробуют свои силы в работе журналистов, дикторов. Задача журналистов: собрать материал на заданную тему, правильно оформить, а дикторов – донести до слушателей. Современная жизнь требует умений правильно и красиво говорить. У ведущих радиоузла появился шанс развивать дар красноречия, проявлять свои творческие способности.

Проектно-исследовательское направление

Четыре года назад педагогический коллектив школы принял решение разработать учебные и учебно-методические средства для использования проектно-исследовательской методики учения обучения в рамках образовательного пространства школы.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся, позволила обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Мы отталкивались от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. В школе работает НОУ (Научное общество учащихся) . Один из успешных проектов НОУ-«Учитель научи ученика». Более опытные юные исследователи оказывают помощь начинающим, проводят занятия в библиотечном отделе, дают консультации, курируют работу над проектами и исследованиями. В ИРЦ исследователи не только найти информацию о достижениях современной науки, но и получить квалифицированную помощь при подготовке к проведению научного исследования . В ИРЦ (в методическом отделе) можно не только найти необходимую информацию, но и получить квалифицированную помощь кураторов при подготовке к работе над проектом или научным исследованием. Совместно с руководителями работ они могут подготовить и просмотреть презентацию, узнать нормы оформления библиографического списка работы, заказать библиографический список по нужной теме. Совет НОУ ежегодно собирает информацию о предстоящих конкурсах, условия участия и доводит ее до сведения, как учителей, так и учащихся.

Число учащихся, участвующих в различных всероссийских, региональных и городских конкурсах значительно выросло за последние 4 года. Наши исследователи становились победителями и лауреатами многих конкурсов. В 2011 году мы участвовали в всероссийской конференции «Национальное достояние России» - получили два диплома I степени и один диплом II степени. На всероссийском конкурсе «Первые шаги» - получили медаль Эвариста Галуа — главную награду конкурса. Мы получили предложение совместно с отделом по экологии администрации города Снежинска и спортивно-оздоровительным центром «Активный отдых» создать экскурсионную программу «Экологическая тропа города Снежинска». Юные экологи клуба «Деметра» выступили с инициативой создать виртуальную экскурсию по маршруту тропы.

Важно, что учителя и учащиеся имеют возможность не только получать в центре необходимую информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых сотрудничают и учащиеся и учителя. Это создает благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня учителей, для их непрерывного самообразования. . . Таким образом, создается среда, провоцирующая школьника на появление вопросов и желание найти ответ на них.

Наша школа с2009 года является СНЕЖИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА».

Мы проводим региональные экологические конкурсы, а затем отправляем лучшие работы на конкурс в город Москву. В ноябре 2010 года мы представляли регион в международном экологическом форуме в городе Москве. На форум была представлена презентация о работе в регионе нашего экологического клуба «Деметра». Клуб «Деметра» на Всероссийском форуме был отмечен дипломом.

Творческое направление

В школе второй год работает интеллектуальная гостиная.

Цель проведения заседаний интеллектуальных гостиных:

  • расширение кругозора учащихся,

  • самореализация через актёрское мастерство,

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Через работу интеллектуальных гостиных поддерживается взаимодействие со студентами и преподавателями вузов в Снежинске (филиалом ЮУРГУ и СФТИ НИЯУ МИФИ), с которыми заключены договора о сотрудничестве. Вызвали интерес заседания литературного салона в рамках интеллектуальной гостиной. Программа заседаний - это и интеллектуальное развитие участников салона, в том числе формирование предметных компетентностей, становление ОУУН у учащихся, рефлексивных способностей; это и эмоционально-нравственное воспитание, выраженное в формировании отношений к себе, миру, жизни, природе, это и развитие социально-ценностных ориентаций. Мы надеемся, что знания, приобретенные нашими интеллектуалами, помогут им раскрыть свой творческий потенциал и это поможет им в дальнейшей жизни и большую роль в этом окажет созданный в школе библиотечный информационный центр при ИРЦ.

ИРЦ проводит конкурсы, объявляя о его тематике через сайт школы. Собрано большое количество творческих работ школьников, предполагается издание сборника лучших работ.

Предполагается, что у информационно-развивающий центра будет своя страничка на сайте школы, где будет, выкладывается информация о новых поступлениях в библиотеку, материалы выставок и игровые материалы, такие как кроссворды, ребусы, загадки по литературным произведениям. Работа с сайтом школы увеличивает возможности обратной связи и расширяет пространство деятельности, вовлекая в работу родителей учащихся, особенно младшего и среднего звена. У родителей не всегда есть возможность зайти в библиотеку, а через сайт они могут участвовать в конкурсах, викторинах, олимпиадах, Интернет-конференциях дома, вместе с детьми. Предполагается помещать на сайт библиографические списки литературы, подобранные к определенной дате, звуковые файлы стихов, прочитанных авторами или известными актерами. Мы предполагаем .что пользователи библиотечного центра удовлетворят свои потребности вне зависимости от материального носителя. создана среда, способствующая интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию всех участников образовательного процесса, предоставляющая всем категориям читателей свои ресурсы. Но это не значит, что решены абсолютно все задачи и нет никаких проблем.

ИРЦ планирует создавать условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности, способствовать развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах, в системе дистанционного обучения). Так же содействовать интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией, поддерживать деятельность пользователей (педагогов, обучающихся, родителей) в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.).

Сотрудники центра являются активными участниками разработки и пополнения школьного сайта, оказывают помощь педагогам в технической и методической поддержке проведения уроков, внеклассных и открытых мероприятий, организации творческой проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Мы с уверенностью можем сделать выводы, что в нашей школе созданы условия для формирования развивающей среды, создающей условия для успешной работы ИРЦ. Своей главной целью мы считаем воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению. В школе ученикам предоставлена возможность попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической, проектной и исследовательской). Проведенный мониторинг наших выпускников показывает, что знания и умения, которые они получили в школе, помогают им в дальнейшей жизни.

Так важно, чтобы дети, учась в школе, раскрыли свои способности, стали по-настоящему счастливыми людьми. Чтобы ребята чувствовали себя счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Цель работы школьного информационного центра и в целом школы, помочь ученику в этом выборе.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, сайт школы, Москва, образовательный процесс, работа, школьный сайт, библиотечный информационный центр, всероссийский конкурс, дальнейшая жизнь, Школьное радио.

Похожие статьи

Повышение энергетической эффективности в образовательном учреждении на примере спортивного зала

Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении в контексте современных требований

Адаптация и сохранение контингента обучающихся в профессиональном образовательном заведении

Реализация развивающего обучения в образовательном процессе

Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ

Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Похожие статьи

Повышение энергетической эффективности в образовательном учреждении на примере спортивного зала

Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Система педагогической работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении

Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении в контексте современных требований

Адаптация и сохранение контингента обучающихся в профессиональном образовательном заведении

Реализация развивающего обучения в образовательном процессе

Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ

Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников