Обучение технике в тхэквондо-WTF на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации
Автор: Южаков Дмитрий Петрович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 4033 раза
Библиографическое описание:
Южаков, Д. П. Обучение технике в тхэквондо-WTF на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации / Д. П. Южаков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1022/ (дата обращения: 16.11.2024).
Особенностью авторской методики является применение средств и методов межкультурной коммуникации для повышения качества обучения технике тхэквондо. Исторически каждая нация развивалась согласно своим традициям, культурным особенностям, поэтому при обучении спортивным единоборствам их необходимо учитывать, чтобы добиться максимальной адаптации методики обучения к индивидуальным способностям учеников. Без этого невозможно рассчитывать на получение максимального результата.
МЕТОДИКА.
При изучении практического раздела на 1-ом году обучения большое внимание уделялось основным видам движений – ходьба, бег, прыжки, лазание, необходимым для развития координации и амплитуды движений частей тела, применялись простые упражнения в парах и группах для развития чувства дистанции.
Занятия были направлены на выработку правильного алгоритма построения движения, для этого особое значение придаётся правильному выполнению базовых упражнений разминки в строго определённой последовательности: лёгкий бег, разминка суставов вращательными движениями, упражнения на гибкость и растяжка, упражнения на координацию движений, упражнения на скорость и скоростно-силовые качества – при выполнении которых главное – выработка правильной амплитуды и темпа простых движений (бег, прыжки и т.д.). Данные упражнения в том числе закладывают базовые координационные способности, необходимые для освоения основных стоек. Поэтому после начального курса упражнений (1-2 месяца), состоящего из перечисленных основных двигательных действий, необходимо добавить в обучение упражнения по освоению базовых стоек. При этом используется игровой метод, где ученики подражают историческим персонажам из народных сказок. Количество изучаемых стоек целесообразно медленно и постепенно увеличивать. После освоения 4-5 стоек требуется постепенно начинать обучение простым передвижениям в этих стойках. По мере освоения программы и увеличения нагрузки, относящейся к специальным упражнениям для изучения стоек, необходимо также постепенно снижать нагрузку при упражнениях на развитие основных двигательных действий.
На 2-ом году обучения изучались технические элементы единоборства как логичное продолжение основных двигательных действий: основное направление данного этапа – это переход в сознании учеников от простых двигательных действий к базовым техническим элементам единоборства с обязательным сохранением всех принципов движений, для чего все упражнения по изучению технических элементов проводятся со схожими темпом и амплитудой движений с основными двигательными действиями.
Перед началом выполнения упражнений для изучения технических элементов проводились упражнения для закрепления двигательных действий, похожие по виду физического воздействия. После освоения данных элементов в программу тренировки были включены специальные упражнения, направленные на более глубокое усвоение техники одиночных базовых ударов. Суть упражнений заключается в стимулировании учеников выполнить одиночный удар с максимальной скоростью по требованию. На начальном этапе команду на выполнение каждого удара даёт тренер, как только ученики начинают стабильно выполнять удар с максимальной для себя скоростью, упражнение должно приобретать другой характер: момент для нанесения удара ученик выбирает сам, исходя из меняющейся ситуации по ходу выполнения упражнения, варианты развития которой заранее озвучены тренером. После того, как в этих упражнениях ученики будут показывать стабильно высокие скорости, необходимо начинать изучение других ударов (руками и ногами), соблюдая точно такую же последовательность чередования специальных упражнений.
В практическом разделе на 3-ом году обучения основное внимание уделялось развитию способности учеников своими действиями создавать в меняющейся обстановке спарринга благоприятные возможности для точного попадания по цели, поэтому после хорошего усвоения некоторых комбинаций, необходимо время от времени акцентировать подготовку исключительно на переходе от серии ударов, выполняемых без особого напряжения, к одному максимально сконцентрированному удару. Также в обучении использовались длинные предметы, имитирующие холодное оружие, посредством применения игрового метода, где один из партнёров вынуждает другого держаться на значительно более длинной дистанции, чем в обычном спарринге, а тот должен попадать в цель (в партнёра), используя только удары ногами. Данный способ тренировки позволяет каждому ученику выработать оптимальные переходы от одного удара к другому, используя различные виды передвижений.
При обучении технические приёмы единоборства чередовались с упражнениями, состоящими из простых двигательных действий с подобными темпом и амплитудой – это необходимо для эмоциональной разрядки и более глубокого усвоения правильной динамики желаемой тактической схемы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для оценки изменения технической подготовленности учеников нами был использован специально разработанный тест. Критерии оценки следующие:
1) ученик выполняет удар, сохраняя равновесие – 1-2 балла в зависимости от типа удара;
2) ученик выполняет удар с необходимой концентрацией –1-2 балла в зависимости от типа удара;
3) ученик выполняет удар с необходимой точностью – 1-2 балла в зависимости от типа удара;
4) ученик выполняет удар по оптимальной траектории –– 1-3 балла в зависимости от типа удара;
Оценка выставляется при условиях:
Концентрация – 90% от максимальной мощности удара для данного ученика.
Точность – ученик попадает в круг диаметром 5 см.
Равновесие – после выполнения удара рукой ученик не переставляет ноги, после выполнения удара ногой для сохранения устойчивого положения ученику требуется только поставить бьющую ногу на пол (одно движение).
Оптимальная траектория – кратчайшее расстояние до цели при сохранении требуемых для каждого типа удара углов атаки.
Все характеристики оцениваются одновременно, ученику даётся 2 попытки, засчитывается лучшая, которая определяется по наибольшей сумме всех характеристик удара. Ученики 1 года обучения оцениваются по трём ударам, 2 года обучения – по шести ударам, 3 года – по девяти ударам. Максимальная оценка для первого года – 12 баллов, для второго года – 30 баллов, для третьего года – 57 баллов.
Тестирование проходила как экспериментальная группа в количестве 19 человек, так и контрольная группа в количестве, соответственно, 19 человек. Весь состав экспериментальной и контрольной групп представлен учениками начальной подготовки (1-3 год обучения), среди которых были только мальчики. Между собой экспериментальная и контрольная группы сравнивались исключительно одного года и месяца обучения.
Для описания технической подготовленности надо отметить, что на первом году обучения контрольная и экспериментальная группы занимались по одинаковой, традиционной методике, так как оценить на начальном этапе эксперимента техническую подготовленность возможно только после 1 года обучения.
Результаты изменения технической подготовленности получены после 2 года обучения, контрольная группа занималась 2 года по традиционной методике, экспериментальная группа занималась 1 год по традиционной методике, второй год – по модифицированной методике. Результаты представлены в таблице 1.
Окончательные результаты изменения технической подготовленности получены после 3 года обучения, представлены в таблице 2.
ВЫВОДЫ:
Применение средств и методов межкультурной коммуникации в обучении техническим действиям привело к повышению уровня исполнения технических элементов (в данном случае – ударов) учениками экспериментальной группы, что существенно расширяет практические возможности применения тактики тхэквондо в соревновательном поединке.
При сравнении технического уровня выполнения ударов в экспериментальной и контрольной группах, очевидно, что экспериментальная группа имеет особенно большое преимущество перед контрольной в исполнении некоторых сложных ударов, время обучения которым, в силу их специфического применения, ограничено как в традиционной, так и в модифицированной методиках. То есть, при использовании средств и методов межкультурной коммуникации, ученик намного быстрее адаптируется к нестандартным двигательным действиям, что существенно расширяет арсенал применяемых приёмов единоборства.
- Литература:
Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4, C. 21 – 26.
Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков// М.: Физкультура и спорта – 1972.-231 с.
Иванов-Катанский С. Комбинационная техника в каратэ / С.Иванов-Катанский// ГРАНД-ФАИР- 2000.-576 с.
- Лубышева Л. И. Концепция физкультурного образования: теория и методика / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1994. - № 3. - С. 14-19. – ISSN 0040-3601.
Маслов А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае / А.А. Маслов// М.: Молодая гвардия –1990.-97 с.
Степанов С.В., Головихин Е.В. Теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в кёкусин каратэ / С.В.Степанов, Е.В.Головихин// Научное издание, Екатеринбург: издательство УГГУ, 2007.-654 с.
Haines B. Karate`s History and Traditions. Rutland; Tokyo, 1968.
Приложение
Таблица 1
Технический тест для учеников второго года обучения
(промежуточный этап эксперимента, в баллах)
Тип технического действия |
Результаты в баллах |
Достоверность различий |
|||
Экспериментальная группа, n=19 |
Среднее значение |
Контрольная группа, n=19 |
Среднее значение |
||
прямой удар рукой в средний уровень+ прямой удар ногой в средний уровень+ боковой удар ногой в средний уровень (а+б+в) |
190 |
10 |
136 |
7.16 |
T=7.68 P<0.05 |
боковой удар ногой в верхний уровень (г) |
79 |
4.16 |
60 |
3.16 |
T=2.70 P<0.05 |
удар ногой с разворота в средний уровень (д) |
76 |
4.00 |
28 |
1.47 |
T=6.84 P<0.05 |
удар ногой сверху вниз в верхний уровень (е) |
92 |
4.84 |
58 |
3.05 |
T=4.84 P<0.05 |
сумма баллов по всем 6 ударам |
437 |
23.00 |
282 |
14.84 |
T=22.05 P<0.05 |
Таблица 2
Технический тест для учеников третьего года обучения
(завершающий этап эксперимента, в баллах)
Тип технического действия |
Результаты в баллах |
Достоверность различий |
|||
Экспериментальная группа, n=19 |
Среднее значение |
Контрольная группа, n=19 |
Среднее значение |
||
А+Б+В+Г+Д+Е |
528 |
27.80 |
309 |
16.26 |
T=31.19 P<0.05 |
боковой удар ногой в средний уровень с разворотом на 360 градусов, выполняемый с предварительным шагом вперёд |
137 |
7.21 |
113 |
5.94 |
T=3.43 P<0.05 |
выполняемый без шага, вращение начинается с места |
127 |
6.66 |
71 |
3.73 |
T=7.92 P<0.05 |
Боковой удар ногой в верхний уровень с разворотом на 180 градусов |
160 |
8.44 |
116 |
6.12 |
T=6.27 P<0.05 |
Сумма баллов по всем 9 ударам |
947 |
49.84 |
609 |
32.05 |
T=48.08 P<0.05 |
Похожие статьи
Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения
В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.
Похожие статьи
Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения
В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.