Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 1615 раз

Библиографическое описание:

Гущина, Л. А. Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды / Л. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1028/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена проблемам и особенностям проектирования электронного учебно-методического комплекса по дисциплине.

Ключевые слова: интерактивный учебно-методический комплекс по дисциплине, гиперпространство, образовательная среда.

Несмотря на всё многообразие современных педагогических технологий их случайный выбор не может существенно повлиять на эффективное формирование учебно-профессиональных компетенций. Поэтому в условиях реализации системного подхода, необходимо разработать такой учебно-методический комплекс, который бы отразил взаимообусловленность между профессиональными компетенциями студента и дисциплиной, по средствам которой компетенции будут формироваться.

Интерактивный учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) позволяет отойти от сложившихся стереотипов подачи и усвоения учебного материала в высшей школе, и по новому смотреть на возможность реализации образовательного процесса, состоящего из: методического и информационного обеспечения, образовательной среды, образовательных технологий, практической подготовки, научно-исследовательской работы студента.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать практико-ориентированный подход через создание интерактивного УМКД, рассматривающего современное образовательное пространство как единую открытую систему. [2,67] Интерактивный УМКД включает в себя компоненты в различных форматах и инструментальные средства , обеспечивающие возможность организации полного учебного процесса, осуществление всех учебных действий, необходимых для достижения результата. Ведь отправной точкой разработки интерактивного УМКД явилась дефиниция, принятая в качестве родового определения понятия «учебно-методический комплекс по дисциплине» - «совокупность всех учебно-методических документов, представляющих собой проект системного описания, учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. [1,79]

Реализуя концепцию системного подхода, студенту предлагается не только специальная информационная среда, позволяющая не просто усвоить материал, используя конспект лекций, но и более широкое (мультимедийное, информационное) гиперпространство, состоящее из блоков: Организационного, информационного, усвоение понятий, формирование умений, контроля, управления.

Каждый из компонентов наполнен характерным для него сущностным содержанием, обеспечивающим системность и целостность.

Организационный блок обеспечивает порядок и последовательность построения образовательного процесса (учебный план, программа дисциплины) [1, 88]

Информационный блок включает в себя электронные материалы, состоящие из учебной литературы и документов, выделения понятий и базовых элементов, представленных интерактивными слайдами в виде презентаций. Презентации позволяют к вербальному каналу получение информации подключить образный эмоциональный канал на основе использования иллюстраций, анимации, что способствует активизации познавательных процессов. Навигация, как система гиперссылок, встроенная в обучающую программу, позволяет управлять учебными действиями: на основе педагогического сценария. При этом студент может выбирать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от личных целей, которые он ставит перед собой, получать справки о значении слов, терминов.

Встроенные информационные окна позволяют, используя элементы прокрутки, визуально не перегружая слайд, снабдить его учебной информацией в виде полного текста, предлагаемого авторами учебников по данной теме. [3, 57]

Такие возможности побуждают студента, получив сжатую информацию на слайде, расширить её не выходе за поля гиперпространства образовательной среды УМКД.

В состав блока формирования компетенции включены тренировочные тестовые задания открытого и закрытого типов, интерактивные тренировочные кроссворды, пакет типовых задач расчетного типа с алгоритмом решения, наборы кейсов(производственных ситуаций); теоретические вопросы. Данный блок несет процедурную учебную информацию для формирования профессиональных компетенций.

Контролирующий блок представлен учебными контрольно-измерительными материалами, выполнение которых позволяет оценивать уровень подготовки студента и получать промежуточные аттестационные оценки.

Следует отметить, что в данном блоке студенту не предоставляются готовые ответы, а контроль осуществляется преподавателем. Тогда как в блоке формирования компетенций студенту предлагаются задания, при затруднении ответа на которые он может вызвать подсказку.

В структурной модели интерактивного УМКД особое место занимает блок управления, так как в отличие от текстового УМКД, электронный обладает неоспоримым преимуществом - обратной связью, что значительно повышает его эффективность в учебном процессе.

Студент может по программе модульного курса самостоятельно измерять объем учебных действий и учитывать результаты самоконтроля в рейтинговой таблице.

Набор инструментальных средств для управления учебным процессом позволяет студенту не просто осваивать материал, выполнять задания, но и вносить свои корректировки в учебную среду. Это повышает его значимость, студент становится активным участником образовательного процесса, формируется «внутренняя» мотивация.

На сегодняшний день не существует единого мнения к требованиям для составления и реализации учебно-методического комплекса. Так в качестве общих организационно-методических требований можно считать перечень: альтернативность действий преподавателей и студентов, возможность выбора средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности, осознанность профессионально-личностного развития студента в процессе обучения в вузе, наличие возможностей саморазвития, логическая взаимосвязь и системность составляющих учебно-методического комплекса оптимальность, т.е. соответствие выбора целям профессиональной подготовки. [1,91]

Как мы видим, что данный интерактивный УМКД наибольшим образом соответствует заявленным требованиям. Студент, вовлеченный в образовательный процесс, устанавливает собственную траекторию развития, планирует свое рабочее время, что помогает значительно повысить эффективность личного труда.

Использование информационного продукта, подготовленного с помощью инструментальной среды радикально меняет роли: преподаватель перестает быть источником информации и выступает в роли тьютера, сопровождая студента в информационном поле, побуждая его к активным учебным действиям.


Литература:

  1. Л.В. Львов, О.В. Перевозова «Учебно-методический комплекс как проект трансцисциплинарного образовательного процесса формирования конкурентоспособности менеджера» Инновации в образовании 2010г. №10 стр.76-94

  2. Е.Ю. Кузнецова «Активные формы обучения в уровневой подготовке» Высшее образование. 2009г

  3. Г.С. Вараксин «Концепция проектирования электронных образовательных ресурсов «Методическое пособие г Пермь 2010г

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, студент, учебно-методический комплекс, образовательная среда, дисциплина, интерактивный учебно-методический комплекс, профессиональная подготовка, системный подход, учебный процесс.

Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка