Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения
Автор: Гущина Людмила Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2771 раз
Библиографическое описание:
Гущина, Л. А. Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения / Л. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1029/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогической технологии, а так же актуальность выбора и применения современной технологии - кейс-стади, повышающей уровень подготовки специалистов нового поколения.
Современная линия развития российского общества повышает требования к работникам. Сегодня, для того чтобы конкурировать на рынке труда, мало обладать определенными знаниями, необходимо уметь применять их в профессиональной деятельности и часто в нестандартных производственных ситуациях. В высшей школе соотношение теории и практики 70 к 30, а зачастую и 80/20 не позволяет подготовить конкурентного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями. И часто выпускник, обнаруживающий высокие теоретические знания, совершенно не способен применять их в своей деятельности.
Главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений - подобрать такие современные технологи, которые будут способствовать трансформации теоретических знаний в практические умения, владения уже на стадии освоения материала студентом.
Анализ предлагаемых многими авторами дефиниций понятия педагогическая технология, позволяет выделить:
I.Основные структурные составляющие педагогической технологии: [1, 125]
- Концептуальная основа.
- Содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
- Процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности студентов;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Составляющие педагогической технологии являются значимыми понятиями дидактики, определившей три основные концепции обучения: [2, 177]
Традиционная (цель – передача готовых знаний, выработка умений и навыков: Я. А. Коменский, И. Песталоцци)
Педоцентристская (цель-развитие личности ребенка…через спонтанную свободную деятельность обучаемого);
Взаимодействие преподавания и учения (цель - формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого: Занков, Эльконин, Давыдов, Амонашвили)
На сегодняшний день, наиболее отвечающей требованиям новой парадигмы образования является концепция взаимодействия преподавания и учения, так как деятельность преподавания и деятельность учения полностью удовлетворяет структуре современного педагогического процесса.
Рис.1.Деятельность преподавания и деятельность учения в структуре
педагогического процесса. [3, 121]
Исходя из связи преподавания и учения, их взаимодействия, педагогической методологией определены характерные признаки педагогической технологии
- II. Признаки педагогической технологии
Широкую известность получили работы В. П. Беспалько, где к признакам педагогической технологии он отнес: [4, 318]
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации подлежащей усвоению;
- комплексное применение дидактических, технических в т.ч. и компьютерных средств обучения и контроля;
- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения;
А так же работы Г.М. Коджаспировой, которая выделяет такие признаки как: содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость. [5, 363]
Рассматривая данные признаки можно определить основное отличие педагогической технологии от методики обучения (описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах) [6, 216]. Оно заключается в том, что педагогическую технологию удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. [7, 320]
В число наиболее перспективных дидактических средств обучения, обеспечивающих формирование широкого круга компетенций, можно включить кейсы. Кейс является основным элементом педагогической технологии кейс-стади (от английского «case-study» – изучение ситуации), предполагающей анализ и решение реальных проблемных ситуаций.
Следует отметить, что в научной литературе существуют различные обозначения данной технологии обучения. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод case-stadu. [8]
В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (КС), ситуационном анализе, кейс-методе.
На сегодняшний день кейс-стади переросла уровень метода обучения как системы целенаправленных действий по решению определенной педагогической задачи, и вышла на уровень педагогической технологии и может рассматриваться как содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) [9, 76]; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов) [10, 186]; как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Рассматривая основные структурные составляющие педагогической технологии реализуемые в комплексе можно оценить эффективность технологии кейс-стади:
Первая составляющая: Концептуальность и новизна: применение кейс-стади заменяет пассивный тип обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п.
Вторая составляющая: Содержательная часть обучения: технология кейс –стади создает условия для превращения знаний из обезличенной информации, полученной путем механического заучивания, в личностный опыт студентов, а также для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями.
Третья составляющая: Процессуальная часть - технологический процесс: совершенствование способностей к обучению и повышение результативности через постановку цели и определения желаемого результата, выделения приоритетов и умения анализировать ситуацию, изменяя ее в нужном направлении в любой момент; умение организовывать деятельность и выбирать формы достижения результатов, максимально используя желания и способности людей.
При реализации работы с кейсами акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Происходит развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Отсюда принципиальное отличие кейс-стади - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. При этом результатом применения технологии кейс-стади являются не только знания, но и овладение учебно–познавательными компетенциями. [11, 54]
Литература:
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушина.-М.,2004
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.
Виненко В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008г-300с.
Крившенко Л. П. Педагогика: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.
Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
Крившенко Л. П. Педагогика:Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.
Википедия: http://ru.wikipedia.org
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.
Кейс-стади в профессиональном образовании. Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования / Автор-составитель Никонова Т.В. – Пермь: Изд-во ПКИПКРО, 2008. – 48 с.
Похожие статьи
Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе
Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...
Похожие статьи
Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе
Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...