Условия воспитания культуры здоровья дошкольников
Авторы: Семерез Анастасия Сергеевна, Журахова Марина Николаевна, Гугуман Тамара Владимировна, Попова Татьяна Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1596 раз
Библиографическое описание:
Семерез, А. С. Условия воспитания культуры здоровья дошкольников / А. С. Семерез, М. Н. Журахова, Т. В. Гугуман, Т. Н. Попова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1042/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время проблемы здоровья подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего уплотняется сетка учебных занятий и растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебно-воспитательного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей, и поэтому требуется специальная работа по снижению утомляемости и развитию их работоспособности. Длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач любого образовательного учреждения является внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Цель каждого дошкольного учреждения должно стать формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. Мы должны научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Одним из таких вариантов может быть решение проблемных ситуаций, основанных на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задачи, они мыслят вариативно и широко.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъективности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.
Ситуационные задачи могут быть разных типов. Так, например, возможно построение задач на основе программного содержания по разделам, методических рекомендаций к его реализации. Возможно создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий от дошкольников. Это могут быть задачи, возникшие из реальной жизни, а могут быть задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале (развитие речи, математические представления, экология и др.).
Рассмотрим предложенную классификацию Л.С.Илюшиным классификацию ситуационных задач. Помогающих воспитывать ребенка как субъекта здоровьесберенающей деятельности в условиях совместной деятельности с детьми или самостоятельной деятельности дошкольников при косвенном помогающем участии взрослого. В предложенной классификации представлены речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи для каждого ребенка. Учитывая особенности психологии детей дошкольного возраста и их познавательной деятельности, лучше всего использовать наглядность – тематические картинки, фотографии, рисунки детей, дидактические игры, модели.
Ознакомление:
Назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.;
Сгруппируй…;
Составь классификацию (разложи, объедини)…;
Расположи в определенном порядке…;
Перескажи…;
Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…
Понимание:
Объясни причины того, что..;
Что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)..;
Покажи связи, установи связи..;
Что будет дальше, как ты думаешь..;
Расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж..;
Приведи пример того, что..;
Составь режим дня для малышей (своего братика, сестрички)..;
Из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего братика, сестрички)…
Применение:
Изобрази, как это будет..;
Смоделируй ситуацию..;
Предложи способ, позволяющий..;
Сравни и объясни разницу или общее..;
Давай проведем эксперимент, подтверждающий, что..;
Объясни, как вести себя, что делать в этой ситуации…
Анализ:
Составь правила здоровья или правильного поведения на улице. Если бы ты был мылом, зубной щеткой..;
Разложи по группам картинки..;
Сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот случае, как ты обобщишь их..;
Найди ошибку..;
Послушай: один персонаж говорит так, а второй по-другому, вот так..; чье мнение ты считаешь правильным…
Синтез:
Предложи новый вариант зарядки..;
Найди необычный способ для того, чтобы научить мыть руки..;
Придумай игру, которая..;
Расскажи, что будет с куклой если она не будет мыть руки..;
Представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому поводу…
Оценка:
Какое решение, предложенное ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья..;
Что в этом решении тебе не очень нравится..;
Проверь, вымыли ли ребята руки..;
Как узнать, сыт ли ты сам?
Как узнать правильно мы сделали или нет?
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами. В предварительной работе целесообразно использовать беседы о здоровье, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание детских энциклопедий.
Начинать разговор с ребенком о его теле можно даже тогда, когда он еще не в состоянии осмыслить свое тело, но уже способен понять, как называются части тела. Можно использовать упражнения, в которых задействованы части тела: «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Возьми яблоко со стола прямой рукой и, не сгибая рук, откуси кусочек», «нарисуй карандашом, вложив его в пальцы ног», «Завяжи шнурки со связанными руками». Задания такого рода подводят ребенка к пониманию значения рук и ног для полноценной жизни, к осознанию необходимости бережного, заботливого отношения к ним. Они повышают к тому же его умственную и познавательную активность, помогают усвоить функциональные возможности верхних и нижних конечностей, закрепить представления о строении тела человека. При изучении органов чувств, можно провести сравнение с органами чувств животного, провести беседу о врагах органов чувств. Для закрепления знаний можно совместно с детьми вести Дневничок – Здоровичок, куда будут записывать правила ухода за своим телом.
Но мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек. Живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.
Конспект занятия: «Страна Здоровичков».
Программное содержание: формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, закрепить навыки гигиенического поведения.
Ход занятия. Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровичков.
В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем.
- Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор – доктор Свежий Воздух).
- А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода).
Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.
Каждый день мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.
И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.
- Будем с ними дружить?
Они помогут нам попасть в страну Здоровичков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.
- Откуда воду для питья берут люди? Когда они дома? На улице? В детском саду? Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?
- Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая?
Заучивание слов.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто!
Так опрятны, аккуратны,
Что смотреть на нас приятно.
- Как умывается кошка? Зачем она это делает? А как другие животные ухаживают за собой?
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются. Слоны обливают себя водой из хобота.
Вспомним сказку «Мойдодыр». (Чтение отрывка стихотворения «рано утром на рассвете умываются утята…»)
- Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?
- Для чего моется человек?
- Почему плохо быть грязнулей?
- Как вы заботитесь о чистоте тела?
- Какие средства использует человек для ухода за лицом и телом?
Давайте все вместе запишем советы доктора Воды в наш Дневничок – Здоровичок.
Раз в неделю мойся основательно.
Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
Каждый день перед сном мой руки и ноги с мылом.
Обязательно мой руки с мылом после туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте.
Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой.
- Литература:
- Бабаева Т.И., Дошкольник 5 -7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». – СПб.,2010.
- Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. – Волгоград.,2009.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е., Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.,2011.
- Яковлева Т.С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.,2007.