Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида
Автор: Косиченко Любовь Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3701 раз
Библиографическое описание:
Косиченко, Л. Е. Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида / Л. Е. Косиченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1050/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей сделать выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной обстановке.
Монтессори считала, что для обучения детей достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.
Как же должна быть устроена такая специально подготовленная среда?
На основе многолетних наблюдений М. Монтессори делает вывод о том, что существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития детей. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях. Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма, чтения, математических способностей, «космического воспитания».
Все материалы, предложенные Монтессори для подготовленной среды по своей структуре и логической последовательности, соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка. Выделение этих периодов Монтессори занималась много лет. Сенситивные фазы развития стали одним из оснований ее научного метода.
В процессе развития ребенка М. Монтессори выделяет 3 фазы: от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет.
Первая фаза (0 — 6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. Ребенок «решает» внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире.
Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, «эмоциональным камертоном», сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, являются родительский дом и забота.
Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является «строителем самого себя». На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сенситивных периодов его развития — сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, для ознакомления с природой и, наконец, дети. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, реализуют право выбора деятельности, а в процессе их общения и взаимодействия возникает множество ситуаций, которые могут стать материалом для упражнений в навыках социального поведения.
Во второй фазе (6—12) глобальная ориентация развития ребенка связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли.
В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является «исследователем», который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т.д. Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления «с нуля», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом «ребенка-ученого».
Наконец, третья фаза развития (12—18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью — другими словами, организацию людей. Он становится «участником организации». Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным «социальным участником», который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.
В период от рождения до 3 лет взрослый не имеет прямого доступа к разуму ребенка и не может оказывать на него прямого влияния. В возрасте от 3 до 6 лет ребенок более подвержен влиянию взрослого, в нем происходят колоссальные изменения, так что с 6 лет он способен посещать школу. В период с 6 до 12 лет ребенок достаточно спокойно растет и развивается без кардинальных внутренних перемен. Внешне происходят плавные изменения, например, молочные зубы ребенка меняются на коренные. Период 12—18 лет напоминает дошкольное детство по интенсивности перемен, происходящих с подростком. После 18 лет человек уже вполне сформировался.
Комната Марии Монтессори создана в детском доме-интернате № 2 в городе Иркутске для детей с интеллектуальной недостаточностью. Проблемы потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью, приспособление их в жизни приобретают большую социальную значимость.
Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений с интеллектуальной недостаточностью, исходя из их клинических особенностей, должна осуществляться через развитие умения ориентироваться в социальном окружении, развитие элементарной творческой фантазии, контрольной функции действия с предметом, формирование чувственного образа окружающего мира, а так же формирование на элементарном уровне эмоционально-волевых компонентов личности. С учетом индивидуально-типологических особенностей контингента детей интернатного учреждения наиболее эффективно развитие социальной адаптации через работу по педагогической системе М. Монтессори.
Одним из важнейших аспектов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, является формирование и развитие у них психофизических функций личности ребенка и самореализация в социуме.
У детей с выраженными формами умственного недоразвития наблюдаются грубые и множественные нарушения психофизических процессов. В связи с этим данная образовательная методика Монтессори позволяет корректировать познавательные функции, сенсорные возможности, обеспечивая ребенку разностороннее развитие, опираясь на более сохранные стороны психической деятельности.
Система М.Монтессори позволяет умственно отсталому ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, учитывая степень интеллектуальной недостаточности, используя разработанные дидактические материалы под руководством педагога.
Материалы, предлагаемые педагогикой Монтессори, привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям детей с учетом степеней интеллектуальной недостаточности. Разработаны так, что позволяют ему самостоятельно контролировать свои ошибки.
Речевая активность у детей с умственным недоразвитием выражена крайне слабо и быстро исчерпывается, поэтому необходима постоянная активизация детей системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации. Учитывая выраженную у детей данной категории склонность к подражанию, необходимо постоянно побуждать их повторять высказывания. В результате вышеизложенного необходимо работу с автодидактическим материалом сопровождать речью педагога и ребенка.
Основной целью реабилитации детей средствами комнаты Монтессори в учреждении интернатного вида является раскрытие потенциала умственно отсталого ребенка, его развитие и социализация в обществе. В зависимости от возраста ребенка-инвалида, от особенностей его психофизического развития ставятся конкретные цели воспитания, достижения которых решается рядом задач.
Для того, чтобы составить ясное представление о методике Монтессори, необходимо сначала рассмотреть общие положения — методические рекомендации.
Они относятся к методике работы со всеми материалами, независимо от того, к какому направлению они относятся.
Презентация Материала. Педагог показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале. Подобный показ называется презентацией материала. Демонстрируя ход работы с материалом, или, другими словами, основной алгоритм действия с ним.
Предотвращение использования материала не по назначению. Если ребенок применяет материал не по назначению — делает из длинных штанг ружья, строит башню из цилиндрических коробочек, издающих шумы различной громкости, бросает кубы из золотого материала, надевает на голову рамку с застежкой и т.д. — педагогу следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости.
Содействие самостоятельной деятельности ребенка. Только в том случае, если материал применяется в соответствии с его назначением — даже если способ действия ребенка с ним несколько отличается от показанного педагогом образца, что может происходить на первых порах овладения новым способом действия или же, как мы увидим позже, в процессе дальнейших упражнений-модификаций — и объективно становится средством обучения и развития ребенка, учитель позволяет последнему заниматься так долго, как тот захочет. Более того, работу ребенка не прерывают ни для исправления его «мелких ошибок», ни из боязни, что он будет утомлен, способствуя тем самым его сосредоточению на целесообразной деятельности, и не снижая мотивации к ней.
Контроль и коррекция ошибок.
Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд способов самоконтроля. Простейший из них — механический, доступный уже для самых маленьких детей. Например, понимание, что если цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, то каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, — посредством контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких, как цветные точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу, одинаковый запах — одинаковый цвет.
Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. В дальнейшем ребенок сам заметит подобную ошибку и исправит ее.
Индивидуальная работа, работа в малых группах.
Заметим сразу: неверно, что в системе Монтессори детям разрешается заниматься с материалом только в одиночку. Ребенок имеет свободу выбора партнера, и, если материал позволяет, дети могут заниматься с таким материалом вместе. Существует масса материалов — в особенности сенсорных и математических, а также предназначенных для изучения географии, биологии, истории в школе, — заниматься с которыми полезнее всего в малых группах из двух—четырех и более детей. «Упражнения в тишине», ходьба по линии, беседа о правилах поведения в общественных местах, все это проводится в малых группах.
Саморазвитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим направлениям:
- предметно-практическая жизнедеятельность;
- сенсорное воспитание;
- элементарные математические представления;
- развитие речи;
- обучение чтению и письму;
- космическое воспитание.
Мы не будем рассматривать содержание каждого направления, а посмотрим, какое социальное развитие ребенка с умственным недоразвитием, предполагает каждый раздел.
Овладение навыками практической повседневной деятельностью.
Большую роль в этом направление отводится формированию, развитию социально-бытовых навыков, происходит социальное развитие ребенка. Освоив алгоритмы работы с предметами (например, последовательность застегивания пуговиц, мытья рук) ребенок получает «Ключ к миру», с помощью которого он приобретает дополнительную возможность знакомиться с миром реальности самостоятельно и гораздо эффективнее. Упражнения данного раздела развивают не только память, внимание, волю, но не менее важны упражнения в практической жизни для социального развития ребенка и в первую очередь формирования у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучения навыкам повседневной деятельности и личной гигиены.
Ведь упражнения в практической жизни дают ребенку возможность реализовать свою внутреннюю потребность и, как уже говорилось, постепенно вырабатывают умение управлять не только своими движениями, но и поведением. Способность владеть собой, управлять эмоциями — одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.
Социальные качества, которые воспитываются у детей – это и готовность к взаимопомощи, навыки культуры поведения и соблюдение правил поведения в обществе, уважение достоинства и прав окружающих. Воспитанию у детей готовности и привычки к взаимопомощи, попросить о помощи, предложить свою помощь не так-то просто: для этого нужно выбрать подходящие слова; от нежелательной помощи нужно научиться отказываться.
Знакомству с основами культуры поведения в обществе Монтессори посвящает особый раздел упражнений в практической жизни. Проигрывая под руководством и при непосредственном участии взрослого различные ситуации, а затем, обсуждая их, дети узнают, как следует приглашать гостя в комнату, предлагать ему место; как должны поступать хозяин и гость, если последний пришел не вовремя; как просят о помощи и как принимают предложение ее.
Выше мы уже говорили о том, что в Монтессори-комнате существуют правила поведения, обязательные для соблюдения всеми — и педагогом, и детьми. Этих правил немного; они сформулированы ясно, коротко и четко. Выполняя их, ребенок не только учится уважать права и интересы других детей, но и ждет того же от окружающих. Постепенно у него возникает ощущение принадлежности к группе детей, к коллективу, а значит, чувство защищенности.
Навыки личной гигиены также имеют социальный аспект: с аккуратно одетым, умытым и причесанным ребенком приятно общаться, в то время как неряшливость внешнего вида человека может быть воспринята как проявление неуважения к окружающим.
Сенсорное воспитание.
Под сенсорным воспитанием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предмета окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, положений в пространстве, а также вкусе, запахе, звучании, температуре.
После того, как ребенок освоил деятельность с сенсорным материалом, он выполняет ряд упражнений на применение в реальной жизни полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия.
(Например: научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде, исследует окраску растений, животных, предметов одежды и т д)
Сенсорное воспитание помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире. Например, чтобы купить рыбу, необходимо, чтобы зрение и обоняние были достаточно тренированы, у детей с интеллектуальной недостаточностью они развиваются более медленно.
Ориентация в мире предметов необходима для социализации ребенка в социуме. Так же у детей развивается эстетические чувства, ребенок учится воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
Математические представления
Развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.
Дети, которые овладевают элементарными математическими представлениями, легче и успешнее адаптируются в социальном мире.
Методика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку с умственным недоразвитием знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей, что позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни.
На занятиях по овладению данными представлениями, на основании методики Монтессори, используется еще и материал, который оказывает влияние на развитие речи. С помощью данной педагогической системой идет развитие не только математических представлений, но и личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.
Развитие речи
- Основным средством
общения, а также базисом обучения письму и чтению является
устная речь. Чтобы адекватно выразить свои мысли, чувства, желания,
ребенку нужен достаточный словарный запас и умение
грамматически правильно строить предложения.
- Ребенок впитывает речь из окружающей среды, поэтому ему нужно слышать вокруг себя правильную речь, поэтому образцом для детей служит педагог, поэтому педагог должен контролировать свою речь. Ему следует говорить четко, ясно, грамматически правильно.
Развитие речи в системе Монтессори происходит на всех направлениях системы Монтессори, но одной из основных форм является – беседы в кругу, где дети обсуждают различные темы. Это и жизнь экзотических животных, это и правила поведения в общественных местах, это и праздники нашей Родины, это и проблемы, которые на данный момент беспокоят ребят. В нашем учреждение в определенные дни дети могут рассказать ситуацию, которая сложилась с ним и остальные дети помогут найти выход из нее. Такие беседы не только развивают речь детей, но и носят воспитательный характер. Также в кругу разыгрываются разные ситуации, которые помогают детям находить решения определенных проблем. Развитие речи происходмит и через систематизацию полученной информации умственно отсталым ребенком.
Обучение чтению и письму.
Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом читать. Но и процедура овладения данными умениями является особенными. Оба процесса происходят не одновременно.
Еще одно отличие письма от чтения состоит в том, что при письме задействована также моторика. Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Письмо в известном смысле проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению.
Другой особенностью методики Монтессори является то, что дети сначала учатся писать прописные буквы, а не печатные. Она считала круговые движения более естественными для детской руки, а именно прописные буквы обладают различными закруглениями.
Третья особенность методики Монтессори – это написание сразу букв, а не их элементы.
Социальная значимость развития письма и чтения у данной категории детей является развитие делового письма, следовательно, Монтессори-материалы по обучению письму, служат для того, чтобы ребенок с интеллектуальной недостаточностью смог написать не только письмо своим близким, но и заявление о принятие на работу.
Космическое воспитание.
Целью «космического воспитания» является формирование у ребенка представлений об окружающем мире
У ребенка необходимо воспитывать чувство ответственности перед окружающей природой и бережного отношения друг к другу.
Главный метод «космического воспитания» — «от общего к частному», «от целого к деталям». Он предполагает направить движение мысли ребенка по пути, аналогичному пути развития систем: от простой градации к последующей дифференциации понятий и построению в сознании более сложной системы понятий и представлений о мире.
Детей знакомят с обобщенными представлениями об окружающем мире.
Социальное развитие детей происходит через соблюдение правил поведения в природе, развитие нравственных норм, знакомство с историей и культурой сибирских народов, с их верованиями и традициями.
Данная педагогическая система помогает детям с умственными нарушениями, и не только им, социально адаптироваться в современном обществе, формировать основы социально- приемлемого поведения.