Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования
Автор: Халимова Надежда Михайловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 4726 раз
Библиографическое описание:
Халимова, Н. М. Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования / Н. М. Халимова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1052/ (дата обращения: 16.11.2024).
Педагогическая система управления качеством образования представляет собой совокупность инвариантных элементов качества: целей, ресурса, процесса, конечного результата, необходимых для создания целенаправленного, преднамеренного, управляемого педагогического влияния, необходимого для формирования личности конкурентоспособного выпускника.
Мерой качества педагогической системы управления качеством образования в условиях модернизации является ее эффективность. Эффективность – комплексная характеристика функционирования любой сложной системы, емко выражает дух современности и активно используется в повседневной практике; она прочно вошла в специальную терминологию многих теоретических дисциплин и наряду с терминами «система», «управление», «качество» приобрела статус общенаучного понятия. Как отмечает Л.Ф. Колесников, довольно часто эффективность употребляется как синоним слов «успешный», «результативный» [1, с. 28-30]. Эффективными называют действия, которые ведут к результату, задуманному как цель.
В научной литературе этому понятию придается различное смысловое содержание. Как подчеркивает Э.В. Литвиненко, в ряде случаев тот или иной смысл этого понятия абсолютизируется, что приводит к неполной или неточной оценке эффективности различных процессов и систем [2, с. 44]. К основным недостаткам использования понятия «эффективность» в практике оценивания управления и работы образовательного учреждения Э.В. Литвиненко относит:
- отсутствие четкого понятия эффективности работы образовательного учреждения в широком смысле и семейства понятий эффективности работы образовательных учреждений в узком смысле;
- недифференцированная оценка эффективности системы в соответствии с уровнями ее рассмотрения (как элемента метасистемы, как целостного образования и как системы, содержащей множество элементов);
- недостаточный анализ влияния структурных элементов системы управления на эффективность работы всего образовательного учреждения;
- слабый учет различий во времени функционирования оцениваемых образовательных учреждений;
- некритическое копирование зарубежного опыта, приводящее к путанице понятий.
С учетом перечисленных недостатков, полагаем, что эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования анализируется путем исследования способов, с помощью которых затраты преобразуются в результаты. Среди них важное место занимают социально-экономические переменные, связанные как с затратами на профессиональное образование, так и с влиянием факторов социального окружения, семьи, мотивации обучаемых, инфраструктуры образовательного учреждения, состояния педагогических кадров, образовательного процесса и многие другие.
В теории менеджмента эффективность также рассматривается как рациональное достижение целей. В.И. Зверева полагает, что эффективность управления школой – это результат достижения целей управленческой деятельности [3].
В словаре понятие «эффективность управленческой деятельности» трактуется как соотношение полезного результата (эффекта) и объема затраченных для этого ресурсов [4]. Эффект, по выражению А.И. Севрука, – это то, что выгодно отличает текущее состояние системы от ее предыдущего состояния [5,с. 46-47].
Такой подход к оценке эффективности педагогической системы управления качеством образования предполагает и адекватные ему методы: оценка эффективности с точки зрения уровня и сроков достижения поставленных целей, сопоставление полученных результатов с ресурсным потенциалом управляемого объекта, выявление степени реализации его возможностей.
Эффективность как обобщенная мера качества в соответствии с концепцией ее исчисления А.И. Субетто применительно к дидактическим системам подразделяется на системы внутренних и внешних мер эффективностей [6].
Мы согласны с М.В. Никитиным, который провел многоаспектный анализ внешней и внутренней эффективности системы управления начального профессионального образования и выявил, что результативность системы управления слагается из внешней и внутренней эффективности [7]. Внешняя эффективность системы управления предполагает достижение целей общества, государства, работодателей. Внутренняя эффективность системы в качестве критерия эффективности имеет: достижение внутренних корпоративных целей и ценностей образовательного учреждения. Внутренние результаты эффективности определяются степенью реализации модели творчески развитой личности конкурентоспособного выпускника. Понятия внутренней и внешней эффективности тесно связаны между собой, поскольку цели всего общества и цели собственно образовательной системы во многом совпадают. Но эти понятия необходимо различать, поскольку выделенные системы целей далеко не тождественны. На практике часто образовательные учреждения добиваются высоких устойчивых результатов в подготовке учащихся по определенным профессиям, выполняют планы приема и выпуска, что и является их целью. Но качество подготовки не соответствует тем требованиям, которые ждут от них общество и работодатель.
На основе психолого-педагогических исследований эффективность педагогической системы управления качеством образования, на наш взгляд, представляется как интегральная характеристика взаимосвязанных составляющих: целевой, ресурсной, социально- психологической и процессуальной (технологической).
Целевая эффективность педагогической системы управления качеством образования характеризует потенциальные (экономические) возможности системы управления, поскольку все учебные заведения профессионального образования, независимо от своего профиля, имеют ряд общих целей, обусловленных мировыми, государственными, региональными тенденциями развития образования. Эти обстоятельства делают задачу оценки целевой эффективности системы управления качеством образования очень сложной и ответственной.
Ресурсная эффективность педагогической системы управления, по нашему мнению, представляет собой характеристику сравнительной оценки показателей, заложенных в структуру системы управления качеством образования: кадровый потенциал; позиция руководства; обеспечение ресурсами; инфраструктура (материальная база).
Социально – психологическая эффективность педагогической системы управления качеством образования является характеристикой уровня нравственных качеств обучающихся (уровень воспитанности, уровень адаптации и социализации личности учащихся), уровня морально – психологического климата в коллективе, сплоченности коллектива.
Процессуальная (технологическая) эффективность педагогической системы управления качеством образования предполагает отслеживание показателей качества учебно- воспитательного процесса, систему мониторинга, систему оценки качества конечных результатов применяемых инновационных технологий.
Общепринято, что технологическая эффективность системы подготовки учащихся и студентов – это результат достижения целей по организации процесса обучения; оценивается в показателях деятельности преподавателей и обучаемых на основе данных контроля за состоянием и результатами педагогического процесса.
Разработанная нами концепция эффективной педагогической системы управления качеством начального профессионального образования обеспечивается:
- взаимосвязью кадрового, управленческого, научно-методического и материального ресурсов, нацеленных на ценностные позиции компетентных педагогов и конкурентоспособных специалистов;
- свободой выбора содержания и программ профессионального обучения, обусловленных государством, интересами обучаемых и запросами рынка труда;
- ориентацией всех участников образовательного процесса на достижение субъект-субъектных отношений;
- вооружением субъектов образовательного процесса методами диагностики, рефлексии, тестирования, мониторинга, выполняющих не только функции контроля и оценки качества образования, но и обучения и развития специалистов.
Подход к обучению как процессу управления, основанный на принципах целостности, иерархичности и управляемости, является основой, которая объединяет разнокачественные, структурные элементы в единое системное пространство; позволяет рассматривать управление как механизм, посредством которого происходит обучение организованным действиям. Развитие подразумевает поэтапное движение от деятельности под руководством педагогов к самоуправляемому обучению, от него – к самообучению и саморазвитию.
Исходной единицей анализа обучения как управления (например, при конструировании тестов студентами) является учебно-педагогическая ситуация, в которой выделяются следующие составляющие: структурированное содержание учебного процесса; организованный процесс усвоения учебного материала и обобщенных способов учебной деятельности в соответствии с заданным уровнем усвоения; рефлексивный анализ деятельности (самодиагностика и самомониторинг); коррекция обучения.
Эффективность процесса обучения на каждом занятии рассматривается с точки зрения организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Результат обучения рассматривается как состояние обученности и развития способностей к самообучению и саморазвитию на промежуточном и конечном уровне.
Технология преподавания, основанная на рефлексивном, субъект-субъектном взаимодействии; обеспечивает переосмысливание собственного опыта и максимально полное использование возможностей обучаемых; создает условия для самоорганизации как показателя личной и профессиональной зрелости участников образовательного процесса.
Технология учебной деятельности (на примере конструирования педагогических тестовых заданий) выступает как способность к самоуправлению своей деятельностью, которая развивается в процессе взаимодействия преподавателя с учащимися и студентами, поскольку обучаемые выполняют функции как исполнительские, так и управленческие, т.е. выступают сами для себя как объекты и субъекты управления. Уровень развития активности и самостоятельности зависит от того, насколько обучаемые овладели самоанализом, самомотивацией, целеполаганием, самоорганизацией, коррекцией своих действий, самоконтролем и самооценкой. В основе этих функций лежат рефлексивные процессы, через которые проявляется самоуправление развитием. Обучение студентов технологии самоуправления в учебной деятельности при конструировании педагогических тестовых материалов осуществлялось через элективные курсы и в процессе преподавания учебных дисциплин специального профиля.
Проведенные в ходе опытно- экспериментальной работы исследования доказывают эффективность технологии управления успешностью учения студентов на уровне преподавателя и студента, которые становятся возможными в результате рефлексивного взаимодействия. Экспериментально установлено, что обучаемые, овладевшие технологией конструирования диагностических материалов, являются субъектами учебной деятельности. Профессиональная готовность конкурентоспособных специалистов НПО определяется как интегративная, динамическая система личностных образований, включающая личностный, функциональный и психофизиологический уровни организации, обеспечивающие им конкурентоспособность при выполнении профессиональной деятельности.
Созданная педагогическая система управления качеством начального профессионального образования обеспечивает: профессиональную компетентность выпускников на основе включения их в интегрированную деятельность; качество профессиональной подготовки и адаптацию выпускников учреждений НПО к жизни и производству; организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и промышленных технологий; повышение качества преподавания путем стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на ведущих предприятиях, имеющих современное оборудование и технологии.
Развитая инфраструктура учреждений НПО с учетом выхода на конечный продукт материального производства позволяет обеспечить конечный результат педагогической системы управления качеством НПО – выпуск конкурентоспособных рабочих и специалистов.
Проведенный нами анализ организационно-педагогических проблем созданной педагогической системы управления качеством начального профессионального образования в условиях модернизации начального профессионального образования в Республике Хакасия доказали ее внешнюю и внутреннюю эффективность.
Литература:
Колесников, Л.Ф. Эффективность образования [Текст]:–М. Педагогика. 1991. – 269с.
Литвиненко, Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением [Текст]. // Педагогика, №4, 2004. С. 44.
Зверева, В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки [Текст]. – М.: «Педагогический поиск», 1998.
Педагогический словарь [Текст]. -М., 1960. С.543- 544.
Севрук, А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе [Текст]: учебное пособие.-М: Педагогическое общество России, 2005. -144с.
Субетто, А.И. Квалитология образования [Текст]. -СПб.М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-220с.
Никитин, М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций [Текст]: Монография. – М: Издательский центр АПО, 2001. – 221с.