О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России)
Автор: Волобуева Надежда Григорьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3981 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) / Н. Г. Волобуева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1064/ (дата обращения: 16.11.2024).
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.
В российской системе дошкольного образования обновляется содержание образования и воспитания детей: в действии ведущие комплексные образовательные программы «Детство»[2003], «Истоки»[2001], «Радуга»[2003] и др.; обновлено содержание типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» [2005-2008 гг.] и др.
Успешно решаются вопросы освоения и внедрения программ экологической направленности, в том числе, общей экологической: «Мы. Азбука экологии» Н. Кондратьевой; «Наш дом – природа» Н. Рыжовой; «Мы–земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой; «Цветовая экология» Т. Шпотовой, О. Трушкиной; эколого-социально-культурной: «Семицветик» В. Ашикова, С. Ашиковой, «Мир вокруг нас» Т. Поповой; «Планета – наш дом» И. Белавиной, Н. Найденской; «Паутинка» Ж. Васякиной; «Я – человек» С. Козловой и др.; эколого-правовой и экономической: «Надежда» Т. В. Потаповой и др.; Л. М. Клариной «Экология и экономика для малышей»; «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак и др. Почти все авторы программ уделяют краеведению серьезное внимание.
В условиях Северо-Востока России [С-В Р] изучение особенностей национально-регионального компонента базисного учебного плана образовательных учреждений страны является одним из направлений модернизации образования в Российской Федерации, в том числе, и в рамках совершенствования патриотического воспитания детей, разработана «Концепция регионального содержания образования в Магаданской области» [2004]. Её основу составляет богатая педагогическая традиция «краеведения» как совокупность знаний о крае, её истории, природе и т. д.
Углубленное содержание экологического воспитания в условиях Северо-Востока [С-В] рассмотрено и охарактеризовано с учетом принципа краеведения Н.Г. Волобуевой в 2002 г., где северо-восточный регион России раскрывается как объект воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, имеющий свои особенности, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста.
Концепцией регионального содержания образования в Магаданской области в 2004 г. определены: цель- изучение региональных материалов в дошкольных учреждениях области (создание благоприятных условий для пробуждения интереса к родному краю); задачи этой работы (ознакомление детей с окружающим миром, изобразительным творчеством и физической культурой народов края); содержание дошкольного образования в условиях Северо-Востока.
Вопросы краеведческой направленности ознакомления дошкольников с особенностями региона рассматриваются и нашли отражение в работах А.Н. Фроловой, И.А. Паничева, Н.Г. Волобуевой, И.В. Кашко, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой, Г.В. Гончарук, С.В. Медведевой, В.В. Чернявской; И.В. Коробовой и других.
Фролова А.Н. занимается исследованиями культуры коренных народов Севера более 20-лет. В её трудах, в т. ч., описаны праздники чукчей и эвенов, связанные с морем и его обитателями, игры и игрушки детей Северных народов. Для сенсорного развития использовали мелкие фигурки животных: кита, моржа, тюленя. Чукотско-эскимосские игрища проводятся на берегу моря, в лесу. Дети для развития ловкости, меткости, выдержки, быстроты, координации движения играют в такие игры: «Охота на нерпу», «Ловля тюленя», «Охота на моржей», «Нерпичьи гонки» и др.
Формирование у детей представлений о родном крае и экологическое воспитание определяются не только содержанием, но и педагогическими условиями воспитательно-образовательной работы. Новым этапом в познании родного края малышами признан научно-методический комплекс – региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Северячок» [2001 - 2008] авторов Л.А. Труфановой. Л.С. Давыдовой. Г.В. Гончарук, «Северячок. Лето» Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой [2009]. И сопровождающее программу методическое обеспечение: «Хрестоматия к программе «Северячок» Л.С.Давыдовой и Л.А.Труфановой [2003]; пособие «Живой родник» Л.С. Давыдовой [2009], в котором кратко раскрыты вопросы теории и практики ознакомления детей с художественной литературой с учетом регионального компонента содержания и другие и привлечены произведения писателя–натуралиста С.М. Олифера для детей дошкольного возраста.
Волобуева Н.Г., Медведева С.В. в 2009 г. представили опыт работы, где и обосновали необходимость соблюдения комплекса педагогических условий для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по формирования у старших дошкольников представлений о родном крае (на примере Чукотки). В работе с воспитанниками выделяли направления: «Город Анадырь и его достопримечательности»; «Растительный и животный мир нашей малой Родины»; «Трудовые будни края»; «Культурное наследие Чукотки»; отводили время целевым прогулкам и экскурсиям к Анадырскому лиману; наблюдениям с детьми за животными: белухами и их детенышами, устраивающими танцевальные представления, арктическими тюленями; множеством пернатых обитателей: чайками, поморниками, пуночками и др.; беседам с ребятами об особо охраняемых видах животных: белом медведе, уникальных морских млекопитающих: сером и гренландском китах, моржах и др.; птицах: розовой чайке, черной казарке, белом гусе и др.
Особенности организации эколого-краеведческой направленности работы дошкольных образовательных учреждений г. Магадана рассмотрели и обобщили Н. Г. Волобуева и В. В. Чернявская в 2008 – 2009 гг.
Некоторые вопросы морской тематики в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста представлены в печати Н.Г. Волобуевой и И.В. Коробовой в 2008 -2011гг.
Без приближения детей к природе родного края и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения нельзя решать задачи разностороннего развития личности ребенка. Наиболее трудным вопросом для педагогов по–прежнему остается отбор содержания краеведческих знаний и представлений, которые должны приобрести дети. Соответствующий по содержанию материал позволит сформировать у дошкольников представления о том, чем богат и кем славен их родной край.
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Крайнего Севера и Магаданской области содержание обучения с краеведческой направленностью будет отличаться от такового в центральных районах России. Но при этом важно учитывать, чтобы в каждом конкретном случае решались общие воспитательно-образовательные задачи, а познавательный материал был достаточно полным по объему и глубине его рассмотрения и соответствовал возрастным возможностям познавательной деятельности дошкольника.
Северо-Восточный регион России как объект воспитательно-образовательной работы в ДОУ имеет свои особенности, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста.
Магаданская область, как и Чукотский автономный округ, расположены на Крайнем Северо-востоке России, в арктических, субарктических природных поясах. Занимая обширную территорию при небольшой численности населения, Северо-Восточный регион России - единственный из всех регионов, омываемый водами двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого и четырьмя морями. С севера его омывают Восточно-Сибирское и Чукотское, а с востока и юга – Берингово и Охотское моря. Побережье изобилует многочисленными заливами, бухтами, островами и полуостровами.
Моря океанов играют важную роль в освоении Северо-Востока: по морским путям перевозятся грузы, необходимые для его экономического развития; ведется добыча рыбы.
Северо-Восток по рельефу – горная страна. Ведущее место здесь занимают средневысотные нагорья и плоскогорья и только на окраинах и по долинам рек расположены незначительные пространства, занятые низменностями. Территория региона богата полезными ископаемыми. Самыми распространенными среди них являются золото, серебро, олово и каменный уголь; есть также платина, вольфрам, нефть, минеральные руды и др., послужившие основой создания промышленного региона.
Поверхность региона покрыта густой сетью рек и озер, которые используются как транспортные артерии и источники электроэнергии (р. Колыма, р. Усть-Среднекан). Многие реки – места нереста лососевых пород рыб, ценных для экономики и населения.
Среди природных комплексов выделяются три климатические зоны: арктические пустыни и тундры, тундры и лесотундры, а также хвойные леса с резко умеренным и континентальным климатом. Климат отличается большой суровостью. Каждой из природно-климатических зон присущи свои элементы растительного и животного мира.
Своеобразие природных комплексов региона заключается еще и в том, что к наземной флоре и фауне присоединяется животный мир пресных водоемов, морей и океанов. Следовательно, детей необходимо знакомить, как с многочисленными понятиями, относящимися к морям, океанам, так и с различными видами рыб, ластоногих (нерпа, тюлень, лахтак, сивуч, морж), китообразных (финвал, белуха, 1-2 вида дельфинов, касатка, горбач, синий и серый киты); белым медведем, морскими птицами, беспозвоночными животными (моллюски, крабы, рачки, морские звезды, ежи, медузы) и другими. При этом следует подчеркнуть, что многие виды морских животных занесены как редкие и исчезающие в Красную книгу России и Международную Красную книгу.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем в содержание воспитательно-образовательной работы следует включать природоохранную деятельность человека на Севере, раскрывая ее значение и способы реализации природоохранных задач; знакомить с редкими и охраняемыми животными и растениями родного края; в т.ч., с такими понятиями, как "охраняемые территории региона", "заповедники" (Остров Врангеля, Магаданский заповедник), "заказник", "памятники природы", "Красная книга" и т. д.
Формируя у детей представления о родном крае, важно учитывать, что регион отличается от других районов страны не только в природно-климатическом аспекте, но и по этническому составу населения, бытовой и трудовой деятельности народа, а также своеобразием народного декоративно-прикладного искусства Севера.
Богатый и разнообразный растительный и животный мир Колымы и Чукотки с древнейших времен был основой существования коренного населения: чукчей, эскимосов, коряков, эвенов и др. Широко известны традиционные отрасли хозяйствования – оленеводство, рыболовство, морской и пушной промыслы. Искусство народов Севера тесно связано с их традиционными видами труда и древними легендами. Далеко за границами нашего края прославились работы чукотских мастеров – косторезов и граверов, специалистов по изделиям из меха оленя, нерпы и моржа.
Со своеобразием экономической деятельности следует знакомить дошкольников, начиная с тех предприятий, на которых трудятся их родители или близкие родственники. Сельское хозяйство относится к зоне рискованного земледелия. В регионе развиты горнодобывающая, угольная промышленности, строительство, энергетика и многие другие. В том числе и отрасли пищевой промышленности, из которых важнейшая − рыбная. Имеется морской торговый порт и т. д.
Не составляют исключения и объекты образования, здравоохранения, науки, искусства, культурной жизни региона, знакомить с которыми будущих школьников не только возможно, но и необходимо. Одним из средств ознакомления с окружающим миром выступает и творчество поэтов и писателей Охотоморья, Колымы и Чукотки, которое помогает сформировать у детей представления о разнообразных явлениях в природе, общественной жизни, труде и быте тружеников Севера [Фролова,1986; Паничев,1991,1995; Волобуева, Кашко, 1993; Давыдова, Труфанова, 2003; Давыдова, 2009; и др.].
В настоящее время повышение интереса к краеведческому направлению педагогической деятельности обусловлено тем, что во всем своем многообразии форм и методов оно является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитании любви к нему и формировании нравственных качеств. Учитывая особенности С-В региона России, омываемого водами двух океанов, четырьмя морями, и отсутствие учебно-методических разработок комплексного характера на морскую тематику, мы приступили к реализации идеи по созданию пособия соответствующей тематики эколого-краеведческой направленности.
Работу начинали с анализа психолого-педагогической литературы, включая и теоретическое обоснование влияния природного окружения на развитие детей дошкольного возраста посредством моря в историческом плане и на современном этапе. Научно-теоретическое обоснование проблемы позволило провести опытно экспериментальные исследования в дошкольных учреждениях г. Магадана № 1, № 57 и, для сравнения, Приморского края (ДОУ п. Краскино) совместно с И.В. Коробовой. Материалы частично опубликованы.
Результаты эксперимента легли в основу дальнейшего планирования нашей деятельности по разработке комплекса психолого-педагогических мероприятий для целенаправленного формирования знаний и представлений дошкольников о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с морем.
Внедрение комплекса разработок в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений г. Магадана и дальнейшая оценка эффективности использования данных материалов и мероприятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствовали активизации нашей работы по продолжению поиска, подбору и систематизации материалов для учебно-методического пособия, посвященного морской тематике в эколого-краеведческом образовании дошкольников.
В пособии мы рассматриваем «Роль краеведения в системе дошкольного воспитания», «Особенности условий Северо-восточного региона России, как основы эколого-краеведческого подхода в работе с дошкольниками», раскрываем «Взгляды исследователей о влиянии природного окружения на развитие детей посредством моря».
Центральное место в работе отвели разделу по формированию знаний и представлений дошкольников о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с море. Материалы скомпонованы по нескольким блокам: 1. Знакомство с водоемами (общие представления и знания дошкольников о водоемах, включая море, океан и др. понятия); 2. О млекопитающих и других животных, обитающих в морях и океанах; 3. О морских рыбах; 4. О многообразии морских обитателей (беспозвоночные); 5. О морских птицах; 6. О морской тематике в социальной действительности.
В каждом из блоков представлены конспекты комплексных и циклы интегрированных занятий, опытов и наблюдений, сюжетных занятий по физкультуре, игр, занятий оригами и др. Материалы всех блоков обязательно сопровождаются рассказами, сказками, ознакомительными беседами, включая стихи и малые формы фольклора (загадки, пословицы и поговорки) морской тематики.
В блоке «О морской тематике в социальной действительности» даны занятия, рассказы, стихотворения, малые формы фольклора по ознакомлению дошкольников с морскими: профессиями (капитан, моряки – штурман, боцман, механик, рулевой, корабельный повар (кок); адмирал, лоцман, водолаз, подводник, рыбак, гарпунщик и др.); морским транспортом (пароход, ледокол, подводная лодка, моторная лодка, байдарка, яхта, «комета», паром, катамаран и др.); морскими праздниками (День Рыбака, День моря, День Военно-Морского Флота, Праздник Кита, Праздник Кормления Рыбы или Кормления Воды и др.); занятия оригами по изготовлению лодочек, катеров, парусников и др.
Отдельно предложены рубрики «Словарь специальных морских терминов», «Дополнительные материалы» с подрубриками: 1.«Об особенностях Охотского моря и его обитателях; 2.«Общие сведения о животных: в мире интересного»; 3. Рассказы: «О морских млекопитающих:…»; «О рыбах: …»; «О морских обитателях: …» и другие.
Для повышения уровня самоподготовки педагогов и быстрой их ориентации в широком круге информации по морской тематике в дошкольном образовании, в приложении мы комплексно предлагаем подборки рекомендуемых библиографических источников: «О воде», «О живом мире морей, океанов и пресных водоемов». За основу подборок взят один из разделов учебного пособия Н.Г. Волобуевой, И.П. Тертицкой [1, с. 85 – 88]. В дальнейшем, за счет поиска и аналитического описания И. П. Тертицкой новых поступлений в фонды научно-технической библиотеки СВГУ по предлагаемой тематике, содержание подборок значительно расширены.
Материалы пособия адресованы педагогом ДОУ, учителям начальных классов, родителям и студентам педагогических колледжей, училищ и вузов для подготовки целенаправленного формирования знаний и представлений детей дошкольного возраста о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с морем.
Начиная работу по формированию знаний и представлений у детей о родном крае, педагог, как отмечают исследователи (Н.Ф. Виноградова, С.А. Веретенникова, С.А. Козлова и многие др.), прежде всего, останавливается на содержании воспитательно-образовательной работы и отборе конкретных объектов для ознакомления с ними дошкольников с учетом возрастных особенностей. При этом, выделяя при отборе материала наиболее характерное для данной местности (принцип краеведения), необходимо подчеркнуть и тесную взаимосвязь родного города или села со страной в целом и непременно находить в родном крае отражение типичных и характерных черт для всей страны
Проживание в районах Крайнего Севера и Магаданской области существенно отличается от жизни и быта людей других регионов России. Поэтому региональный компонент содержания и объем воспитательно-образовательной работы по формированию у детей представлений о родном крае могут и должны обогащаться за счет материалов и информации о природно-климатических, исторических, географических и социально-демографических особенностях, характерных и типичных для нашего региона, к тому же доступных непосредственному восприятию детьми дошкольного возраста.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
- Литература:
1. Волобуева Н. Г. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста / Н. Г. Волобуева, И. П. Тертицкая. – Магадан: Изд. СВГУ, 2008. ─ 235 с. (С. 85 – 88).