Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе
Автор: Семенюк Елена Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3864 раза
Библиографическое описание:
Семенюк, Е. А. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе / Е. А. Семенюк. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/ (дата обращения: 16.11.2024).
Потребности современного быстро развивающегося общества обращаются в высшую школу с необходимостью коренной реформы в системе подготовки будущих специалистов. Современные выпускники должны быть инициативными, предприимчивыми, уметь определять, выбирать лучшие и оптимальные решения, варианты из тех, что предоставляет им действительность. В современных условиях недостаточно быть просто начитанным и образованным человеком, необходимо творчески реализовывать свои знания и умения для решения старых проблем в новых условиях.
Современный уровень подготовки будущих специалистов требует развития у них исследовательских навыков работы, что можно осуществить в процессе изучения технических дисциплин, методами лабораторного практикума. Современная физика это часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ мироздания. Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления человечества. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой сложной ситуации, введению языка для описания этой ситуации, выявлению ее фундаментальных качественных и количественных аспектов и доведению уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени. Важно на ранних стадиях физического образования закладывать у учащихся развитие универсальных навыков исследовательской деятельности к проведению комплексных теоретико-экспериментальных исследований по разработке физических и математических моделей. Именно в процессе изучения физики происходит формирование научного типа мышления, которое является универсальным, обеспечивает объективность результата в любой деятельности.
- Процесс изучения курса физики в высшей школе
является сложным и многогранным процессом, состоящим из основных
направлений: лекционные занятия, практические занятия и лабораторный
практикум. Лабораторные работы являются одним из
важных звеньев учебного процесса. При изучении курса физики,
физических законов и закономерностей, крайне важна экспериментальная
работа, экспериментальные исследования. Безусловно, лабораторный
практикум в вузе должен быть многоуровневым, содержащим лабораторные
работы разного уровня,
различающиеся сложностью решаемых
предметных и дидактических задач, методикой их проведения. На
лабораторных занятиях осуществляется интеграция
теоретико-методологических знаний и практических умений студентов в
условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной
деятельности. Именно на лабораторных занятиях в
физических лабораториях студенты получают навыки экспериментальной
работы, учатся обращаться с приборами, пользоваться измерительными
приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных
данных, обрабатывать полученные результаты, пользоваться справочной
литературой, и все это, конечно, способствует более глубокому,
полному и осознанному пониманию теоретического материала, что
необходимо для дальнейшего процесса обучения и самостоятельной
работы. Именно лабораторный практикум обеспечивает наиболее
благоприятные условия для
учебно-исследовательской деятельности, развития творческого
потенциала студентов, а также развитие коммуникативных способностей
будущих специалистов.
- Но, несмотря на важность лабораторного практикума в процессе изучения физики, многое преподаватели встречаются с рядом проблем, основной из которых является отсутствие заинтересованности, пассивности со стороны студентов при выполнении лабораторного практикума. Студенты с нежеланием посещают данные занятия, относятся к ним как к некоторой "халяве", связанной с тем, что на этих занятиях можно ничего не делать, а затем списать полученные данные и результаты лабораторной работы, неосознанно и безынициативно выполняют работы, и что особенно важно, несерьезно относятся к сдаче, защите выполненной лабораторной работы преподавателю. Конечно, мы не захватываем ряд проблем, связанных с материальным обеспечением физических лабораторий в которых осуществляется лабораторный практикум. Безусловно, это немаловажная проблема, но в рамках нашего исследования мы ограничиваемся обсуждением вопроса организации проведения физического лабораторного практикума с методической точки зрения.
- На основании вышесказанного, нам кажется целесообразным пересмотр методики проведения физического лабораторного практикума в вузе, необходимо ввести новые методы и методики организации лабораторного практикума, способствующие повышению сознательности процесса изучения физики, повышающие эффективность процесса обучения, и самое главное, способствующие активизации познавательной деятельности студентов и их заинтересованность в данном предмете.
- Таким образом, нами была разработана методика проведения лабораторного практикума в высшей школе при изучении курса физики. На наш взгляд данная методика способствует активизации познавательной деятельности студентов, стимулирует их систематическую и регулярную работу в течение всего семестра, способствует развитию навыков работы с учебной и справочной литературой, и что немало важно, развивает умение работать самостоятельно.
- В предлагаемой нами методике проведения лабораторных работ были выделены следующие этапы занятия:
- Но, несмотря на важность лабораторного практикума в процессе изучения физики, многое преподаватели встречаются с рядом проблем, основной из которых является отсутствие заинтересованности, пассивности со стороны студентов при выполнении лабораторного практикума. Студенты с нежеланием посещают данные занятия, относятся к ним как к некоторой "халяве", связанной с тем, что на этих занятиях можно ничего не делать, а затем списать полученные данные и результаты лабораторной работы, неосознанно и безынициативно выполняют работы, и что особенно важно, несерьезно относятся к сдаче, защите выполненной лабораторной работы преподавателю. Конечно, мы не захватываем ряд проблем, связанных с материальным обеспечением физических лабораторий в которых осуществляется лабораторный практикум. Безусловно, это немаловажная проблема, но в рамках нашего исследования мы ограничиваемся обсуждением вопроса организации проведения физического лабораторного практикума с методической точки зрения.
- проверочный тест;
- выполнение лабораторной работы;
- оформление лабораторной работы;
- защита лабораторной работы.
- В начале лабораторного занятия выполняется
проверочный теоретический тест, состоящий из 5 вопросов. Цель
проводимого теста заключается в определении степени подготовленности
студента к данной лабораторной работе, владение им теоретическим
материалом выполняемой работы. Тест должен содержать теоретические
вопросы уровня воспроизведения, в которых отражается основное
содержание и смысл данной проводимой работы. Подготовка к данному
тесту должна помочь студенту в раскрытии смысла проводимого
эксперимента, оценить особенности выполняемой лабораторной работы и
ее специфику, а также обозначить итоговые результаты эксперимента.
Данный проверочный тест можно проводить как в устной форме, так и в
письменной, на усмотрение преподавателя. В идеале конечно, если
данный тест проводится с помощью компьютерного тестирование, который
сразу оценивает подготовленность студента. Данный теоретический тест
является своеобразным пропуском к проведению лабораторной работы,
если студент показывает плохие результаты по подготовке
теоретического материала, он не допускается к выполнению
эксперимента. На данный этап занятия отводится от 5 до 15минут.
- Затем у каждого студента проверяется наличие бланка лабораторной работы, который представляет собой план-конспект лабораторной работы со всеми основными таблицами, законами и графиками. При отсутствии бланка лабораторной работы студент также не допускается к выполнению работы. Данное требование вводится в основном, для экономии времени при выполнении лабораторной работы.
- Следующим, основным этапом занятия является выполнение работы. Группа студентов разбивается на пары по 2 - 3 человека (число студентов в группе может варьироваться от 2 до 5 человек, в зависимости от количества проводимых работ и от общего числа студентов в группе). Но мы бы порекомендовали не создавать группы студентов для выполнения лабораторной работы более 5 человек, в этом случае вероятность, что кто-то из студентов будет бездельничать очень велика. Таким образом, разбив студентов на группы, они приступают к выполнению лабораторного эксперимента согласно предписанием данной лабораторной работы. В зависимости от сложности выполняемой лабораторной работы обычно на данный этап занятия выделяют от 30 до 40 минут рабочего времени.
- Следующим этапом лабораторного занятия является оформление работы, проведение соответствующих расчетов, построение графиков (если это определено в задании проводимого эксперимента), подведение и оформление выводов. Оформление лабораторной работы производится каждым студентом индивидуально, в специальной тетради, в которых выполняются только лабораторные занятия. На этот этап занятия отводится до 15 минут рабочего времени. После выполнения и оформления, лабораторная работа сдается на проверку преподавателю.
- Заключительным этапом занятия является защита лабораторной работы. Данный этап занятия проводится в виде индивидуальной беседы между преподавателем и студентом. Собеседование может проводиться также в виде тестирования, или в форме устного собеседования, или письменного опроса. Выбор той или иной формы контроля главным образом определяется количеством студентов в группе, общей подготовленностью студентов, уровнем развитых навыков и способностей студентов. Следует отметить, что данный этап лабораторного занятия является самым напряженным и интенсивным, так как за небольшой промежуток времени преподаватель должен оценить степень усвоения студентом лабораторного материала, определить уровень понимания изученного материала, выявить недостатки и пробелы в знаниях студента по данной тематике. А также проверить произведенные вычисления в соответствии с требованиями выполняемой работы, оценить правильность сформулированных выводов по окончанию эксперимента. Конечно, такую защиту лучше проводить в виде компьютерного тестирования, по окончании которого студенту выставляется итоговая оценка за выполнение данной лабораторной работы. В случае, если такой возможности нет, можно провести устную беседу со студентом, которая может состоять в виде теоретических вопросов на основные законы, закономерности и формулы, на основании которых проводится данный эксперимент, или же в подтверждение которых проводилась данная лабораторная работа. По окончанию защиты лабораторной работы преподаватель определяет, сдана или не сдана данная работа, выставляет оценку согласно требованиям вуза. В случае, если студент не защищает выполненную работу, ее сдача переносится на следующее лабораторное занятие, и на усмотрение преподавателя и по желанию студента, следующее занятие студент может начать не с проверочного теста к новой лабораторной работе, а с защиты старой, не сданной лабораторной работы. Накопление студентом несданных лабораторных работ ведет к понижению возможности получения вовремя зачета по физике, и соответственно к невыходу студента вовремя на экзаменационную сессию.
- В заключение студенты получают домашнее задание, которое состоит в названии следующей лабораторной работе, указывается список литературы, которую необходимо изучить к следующему лабораторному занятию.
- Таким образом, разработанная нами методика (таблица 1) проведения лабораторных работ создает эффективные условия для стимуляции приобретения знаний, заставляющее студентов во время семестра систематически изучать теоретические вопросы дисциплины, регулярно готовиться к занятиям. Конечно, данная методика ведет к дополнительной нагрузке преподавателя, поскольку в достаточно ограниченный промежуток времени преподаватель должен оценить каждого студента индивидуально.
- Затем у каждого студента проверяется наличие бланка лабораторной работы, который представляет собой план-конспект лабораторной работы со всеми основными таблицами, законами и графиками. При отсутствии бланка лабораторной работы студент также не допускается к выполнению работы. Данное требование вводится в основном, для экономии времени при выполнении лабораторной работы.
Таблица 1
Лабораторная работа по физике |
Структура лабораторного занятия |
Содержание лабораторного занятия |
Время, отводимое на соответствующий этап лабораторного занятия |
|
|
5-15мин
3-5мин
30-40мин
20-30мин
3мин |