Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа»
Авторы: Белых Алла Геннадьевна, Дерягина Любовь Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 14190 раз
Библиографическое описание:
Белых, А. Г. Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа» / А. Г. Белых, Л. А. Дерягина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1080/ (дата обращения: 16.11.2024).
Детский сад «Росинку» города Омутнинска Кировской области посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ предполагает достаточно высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:
- низкую работоспособность;
- низкий уровень познавательного интереса;
- быструю утомляемость;
- повышенный уровень тревожности;
-выраженное недоразвитие всех сторон речи.
Всё это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
- Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя
Детский сад «Росинка» функционирует с 1990 года. Приоритетным направлением работы является квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития воспитанников. С 2008 года является дошкольным учреждением компенсирующего вида
Детский сад «Росинку» посещает 72 воспитанника в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями в здоровье.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;
«Зеленая аптека»;
огород;
«Золотой луг»;
муравейник;
ягодник;
цветник;
альпийская горка;
птичий столбик.
Перспективный план по маршруту экологической тропы
Таблица 1
Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы
Название цикла |
Цель |
Объекты наблюдения |
«Деревья и кусты»
|
-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение |
- береза; - рябина; - ель; - сосна; - черемуха(красная, черная); - осина; - клен; -сирень(белая, сиреневая); - акация желтая; - черная и красная смородина; -черноплодная рябина; - шиповник. |
«Золотой луг» |
-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; - воспитывать чувство прекрасного. |
- мать-и-мачеха; - одуванчики. |
«Огород» |
-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними; -вызвать интерес к выращиванию овощных культур. |
- огородные грядки; -семена, рассада, плоды овощных культур.
|
«Цветник» |
-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. -учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. |
|
«Муравейник» |
-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; -сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; -воспитывать бережное отношение к муравьям. |
-муравейник (участок группы)
|
«Альпийская горка»
|
-формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника; -дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы). |
-«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения, камни разных размеров) |
«Ягодник» |
-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. |
- земляника; - малина; - вишня; -черноплодная рябина; - красная и чёрная смородина. |
«Зеленая аптека» |
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; - учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. |
- деревья, кусты; - цветущие растения и травы. |
«Птичий столб» |
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним. |
птичий столб с кормушкой |
Путешествие по экологической тропе (итоговое) |
- обобщить знания по проекту «Экологическая тропа» |
все объекты экологической тропы |
Таблица 2
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Цель этапа |
Содержание |
Промежуточный результат |
1 этап – подготовитель ный
|
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» |
Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы. |
методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение. |
|
Реализация работы по маршруту экологической тропы |
«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». |
Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы |
3 этап - контрольно-оценочный |
Анализ результативности выполнения поставленных задач |
Выставка детских рисунков. |
|
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
-
Основными участниками воспитательно-образовательного
процесса являются ребенок, родители и педагоги.
- Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
- В результате реализации проекта:
- Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
Литература:
Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981
Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
Детям о природе» М.В. Лувич