Некоторые аспекты использования электронно-демонстрационных пособий в дистанционном обучении математическому анализу
Автор: Крашенинников Юрий Сергеевич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 113 раз
Библиографическое описание:
Крашенинников, Ю. С. Некоторые аспекты использования электронно-демонстрационных пособий в дистанционном обучении математическому анализу / Ю. С. Крашенинников. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1081/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мы живем в современном информационном обществе, где информационные технологии играют все большую роль. Процесс информатизации охватывает все сферы нашего общества, не остается без внимания и образование. Широкий выбор технических средств позволяет разрабатывать новые средства и способы обучения и контроля знаний. Необходимость дистанционного обучения обусловлена множеством факторов современного мира, и перед многими учебными учреждениями и преподавателями стоит вопрос выбора программного обеспечения, позволяющего проводить дистанционные занятия с учащимися, и контролировать уровень усвоения учебного материала. Многие образовательные заведения и учителя считают, что очень важно создать условия для самостоятельного закрепления материала и самоконтроля приобретенных знаний и навыков.
Дистанционное обучение играет важную роль в современном образовании. Внедрение ИТ в образование позволяет проводить on-line занятия со студентами, находящимися в других городах, отправлять учебные материалы и задания и отвечать на возникающие в процессе обучения вопросы. Затруднения могут возникнуть на этапе выполнения студентами практических заданий и проверочных работ, в связи с тем, что осуществить контроль выполнения довольно трудно. Наличие программного обеспечения, позволяющего работать с операциями высшей математики, позволяет студентам выполнять задания с высокой точностью, не обладая достаточным уровнем знания учебного материала и навыков решения заданий. Довольно остро стоит вопрос о среде и способах выполнения, а также представлении выполненных заданий. Выполнение письменных заданий даже в современных текстовых процессорах может занимать довольно много времени, поскольку приходится прописывать в документ большое количество математических выражений с помощью встроенных или сторонних редакторов формул, особенно в заданиях, где необходимо отслеживать последовательные преобразования выражений.
Возможным выходом из сложившейся ситуации могут служить электронные обучающие пособия, способные (хотя бы частично) заменить собой учебник, а также позволяющие проводить как самостоятельный (для учащихся), так и удаленный (для преподавателей) контроль усвоения учебного материала и закрепления практических навыков по выполнению заданий.
Разрабатываемое нами электронное обучающее пособие состоит из теоретического курса, примеров решения практических заданий, вопросов по теоретическому курсу и задач как базового уровня сложности, представленных в виде теста, так и повышенного, что позволяет обучающемуся самостоятельно контролировать уровень овладения учебным материалом. Ответы дополнены комментариями, способствующими лучшему пониманию материала.
После каждой главы в работе находится одно или несколько заданий в виде теста, позволяющее пользователю проверить усвоение пройденной темы. Приведем пример одного из них.
Ответы сопровождаются комментариями и пояснениями, что позволяет увеличить эффективность закрепления знаний. В случае неверного ответа пользователю предлагается вернуться к пройденной главе для повторения материала и уточнения неясных пунктов. Если был выбран верный ответ, пользователь может перейти к следующей главе или к заданию повышенной сложности. Приведем пример задания повышенной сложности.
Пользователь может проверить правильность своего ответа, а также посмотреть решение в случае возникновения затруднений при решении задания.
Программное обеспечение для ДО может быть представлено простыми статическими html-страницами, приложениями и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems).
Рассмотрим пример реализации обучающего пособия в виде html-страниц и отображение в различных интернет-обозревателях. Язык html также удобен тем, что позволяет пользователю работать с данным пособием в любой операционной системе.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.
Внедрение электронных обучающих пособий в деятельность высших учебных заведений поможет студентам, обучающимся как на очной, так и на дистанционной форме обучения, самостоятельно изучать новые темы, освежать и углублять полученные знания, закреплять приобретенные практические навыки. Аспекты использования варьируются в зависимости от представления пособия. Так, если оно написано на html, достаточно компьютеров с доступом к сети и установленным обозревателем. В случае, если электронное пособие является приложением, оно должно быть установлено на компьютеры в классах учебного заведения, а также на домашних компьютерах учеников.
Недостатком таких пособий является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания on-line уроков, или уроков с немедленной обратной связью с обучаемым при помощи интернет, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Однако, такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов.