Место образования в процессе социального становления личности
Автор: Ипатова Екатерина Юрьевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 13160 раз
Библиографическое описание:
Ипатова, Е. Ю. Место образования в процессе социального становления личности / Е. Ю. Ипатова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1088/ (дата обращения: 16.11.2024).
Личность является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества. Процесс социализации личности предполагает превращение человека в полноправно члена общества, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества.
Функционирование образовательной системы протекает в условиях реально действующих отношений в обществе. Отсюда, процесс реформирования образования должен строиться на основе существующих социальных закономерностей общественного развития. Происходящие в обществе социально-экономические, политические и нравственно-этические преобразования, происходящие в обществе, определяют необходимость обновления системы образования, ее содержательного функционирования с целью обеспечения адекватности подготовки молодежи к изменениям в обществе. В современных условиях демократических преобразований социальной среды и создания гражданского общества роль образования неизмеримо возрастает, его функции расширяются, растет ответственность за воспитание моральных ценностных представлений учащихся. В сфере образования закладываются основные ценностные ориентации, усваиваются базовые социальные норы и отклонения от них, формируется мотивация социального поведения.
Отсюда закономерно, что во многих педагогических трудах социализация рассматривается в связи с понятием «образование» и трактуется в аспекте ориентации образования на социальные эталоны, зафиксированные в общественно сознании.
Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация личности», «образование» и «воспитание» сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание способствует развитию и формированию нравственных и гражданских качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и образования.
Известно, что образование в широком смысле рассматривается как обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями, навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение, мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами, формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность, на его социальный облик.
В последнее время в литературе широко обсуждается проблема соотношения понятий социализации и воспитания. Это обусловлено изменением идеологии государства (переходом к рыночной социально-экономической модели), пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При всем многообразии точек зрения авторы сходятся в одном, что воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности. Воспитание несет основную нагрузку по формированию человеческой социальности, т.к. задачей воспитания является изменение человека в направлении, определенном общественными потребностями.
Модель воспитания обусловлена уровнем развития общества, его социально - политическими ориентациями. В каждом историческом периоде развития общества воспроизводится свой тип личности, своя система зависимости и взаимодействия, степень свободы. Социокультурные условия выдвигают свои определенные познавательные, морально-нравственные, ценностные задачи, которые специфичны для каждого конкретного этапа исторического социума, свою систему социально значимых черт и качеств.
В российской педагогике разработка вопросов социализации личности имеет свою историю, аосмысление исторического опыта процессов социализации, на наш взгляд, представляется необходимым шагом к новым социальным практикам передачи жизненного опыта от поколения к поколению. Полагаем, что объективный учет исторического опыта, обращение к российской системе образования, периода его возникновения и становления позволит рационально решить и теоретические и практические проблемы социализации личности.
В отечественной педагогике идеи развития личности и создания воспитательной средывозникли под влиянием французского просвещения ее в XVIII веке. Взгляды И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича на роль и методы воспитания были прогрессивными для своего времени.Так, реформа народного образования периода «просвещенного абсолютизма» 80-х годов XVIII века, создавшаягосударственно- ориентированную систему народных училищ, характеризовавшихся общедоступностью, общеобразовательным характером, практической направленностью, имела цель- воспитание полезных обществу граждан. В ходе ее происходит выдвижение на передний план социальных задач, которым должна служить система образования.
Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций гражданина. Авторы реформы тесно увязывали процесс воспитания с жизнью, социокультурной средой, строили его в соответствии с требованиями общества, в интересах государства, т.е. воспитать « новую породу людей, способных к преобразованию несовершенного общества». Стремились к «сближению сословий в общем воспитании», повышению информационного статусавсех сословий, в то числе и «простых людей», к расширению образовательного пространства, попытались из «рабов» и «слуг»сделать сознательных граждан.
Расширение информационного поля и возникновение новых идей о естественных, необходимых правах человеческой личности, в том числе и на образование, о гражданском обществе, общественной ответственности индивидуумов, разрушали традиционные представления, сложившиеся в обществе.В концепции школьной реформы придается большое значение нравственному воспитанию, человеческой морали, формированию полноправного члена общества, на основе социальные стандарты, образцы поведения, социальных требований государства.
По сути, народные училища организовывались не столько для обучения, сколько для воспитания верноподданных граждан. Выделяется ряд личностных качеств, которые являются основойформирования личности того времени. К примеру, в учебном пособии «О должностях человека и гражданина» перечисляются необходимые душевные добродетели, которые человек должен в себе воспитывать: «склонность и старание», «должности звания своего исполнять», «любочестие» и др. Здесь также содержались практические советы поведения в обществе: «быть с людьми приветливым», «искренним», «почтительным» [3]. Альтернативная модель поведения осуждалась: «…ленивый и праздный человек есть бесполезное бремя земли и общества» [4]. На двадцати страницах здесь красноречиво изображается вред таких пороков, как «безмерное самолюбие», «гордость и спесь», «подлость», «распутство», «ложь», «грубость» и другие [5].
В других «образовательных» документах школьной реформы - «Уставе народных училищ Российской империи» (1786 г), а также «Правилах для учащихся» большое внимание уделялось воспитанию. Идеология «устава» изложена в его преамбуле: «Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толико уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского…» [1].
Иными словамипо мысли авторов гражданское общество есть результат просвещения народов.
В тоже время во всехучебных учрежденияхрегламентировались отношения педагогов и воспитанников, предполагалось, что такие отношения должны стоиться на доверии, взаимно уважении, авторитете учителя. Описывались права и обязанности учащихся, которые должны почитать своих учителей, повиноваться их приказам. Поведение учащихся определялось в мельчайших деталях. Ученики должны «не токмо в училище…благочинно, смиренно и добропорядочно поступать, но и дома, ни в ином месте затевать ссор, непристойных и срамных разговоров и речей, суетных и баснословных сказок и другого чего».
В соответствии с инструкциями для учителей запрещалось унижать человеческое достоинство ученика, перечислялись запрещенные к применению средства: ремни, палки, розги и др. Учитель должен быть «миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив… особливо избегать он должен брани и сквернословия». В тоже время ему необходимо было «заступать у учеников место родителей, потому, чем менее сами родители всепомоществуют в наставлении детей своих, тем более трудиться долг есть учителяЗвание учителя обязывает его также «стараться сделать из учеников своихполезных членов обществу, просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно» [2].В инструкциях поведения учителей и учащихся содержится много весьма правильных положений, вполне актуальных для современной педагогики.
Следует отметить, что вразработанных учебных планах того времени целевой установкой прослеживается их тесная привязка к социальным функциям«гражданского общества». Это нашло отражение в ярко выраженном практицизме при изучении грамматики. Следовало научить школьника писать различные документы, при изучении арифметики задачи брались задачи «из жизни» - из рыночных, таможенных ситуаций. Учащиеся приобщались к познанию различных моментов окружающего их социального бытия, это, к сожалению, не удалось сохранить российской школе будущего времени.
Другая задача, стоящая перед системой образования - это «взращивание» законопослушных людей, не снимающих с себя ответственности за все происходящее в обществе, выполнение человеком гражданских обязанностей.
Известно, что парадигма поведения гражданина любой страны должна строиться на уважении государственных интересов. В связи с этим учебное пособие « О должностях человека и гражданина» содержало раздел, посвященный социально-политической проблематике. В разделе «О любви к Отечеству» указывалось, что следует исполнять законы, платить налоги, защищать государство от врагов. В целом образовательная система должна была служить не столько профессиональным целям, сколько готовить верного и надежного человека для российского государства. Он должен стать «гражданином в первую очередь, а уж потом офицером или прокурорским работником в уездном присутственном месте». Иначе говоря, воспитание патриота и общественно активного человека составляло краеугольный камень идеологии концепции просвещенного абсолютизма.
На наш взгляд, образовательные реформы конца XVIII века ценны для нашего времени прежде всего тем, что они показывают качество гражданина, социально активного члена общества и уровень развития гражданского социумаво многом зависит от эффективности функционирования системы образования.
- Литература:
Полное собрание законов Российской империи Т.XXII.- С.646.
Там же С.650- 658.
Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина.-СПб.,1896.- С.27.
Там же С.39-40.
Там же С.45-46.