О проблемах преподавания «Инженерной графики» студентам, не имеющим базовых знаний по черчению
Автор: Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2400 раз
Библиографическое описание:
Рукавишникова, Е. Л. О проблемах преподавания «Инженерной графики» студентам, не имеющим базовых знаний по черчению / Е. Л. Рукавишникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1099/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время преподаватели таких дисциплин, как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» отмечают то, что у большого количества студентов отсутствуют базовые знания по школьному предмету «Черчение».
Мы не будем рассматривать исторический аспект преподавания предмета «Черчение» в школе, так как в разные годы в российской педагогике он то возрождался, то отменялся, то отдавался под опеку математиков, то под опеку учителей изобразительного искусства. Итогом нестабильности отношения к предмету стало то, что студенты вузов находятся на разных уровнях восприятия пространства. Соответственно, изучавшие черчение в школе воспринимают новые знания более активно, заинтересованно и успешно. Не изучавшие – отстают и вынуждены обращаться к репетиторам.
Не все педагоги высшей школы обременяют себя данной диспропорцией и сталкиваются в последствие с негативным отношением к предмету и с чертежами, выполненными «на заказ», то есть не самими студентами.
Преподаватель, который ставит своей целью добиться освоения предмета всеми студентами без исключения, начнет с определения начального уровня знаний в данной области. Уровень подготовленности к восприятию одной из первоочередных инженерных дисциплин определяется на первом занятии с помощью творческого задания «Изобрази деталь, полученную в результате отсечения части ее по разметке». Полученный в итоге результат подтверждает наглядно разделение группы на студентов с развитым и не развитым пространственным воображением. В этом году это соотношение было 4:1. К тому же в группе могут быть студенты со средним специальным образованием, восстановившиеся из академического отпуска. Данную категорию студентов назовем первой группой, для них есть смысл составить индивидуальный график посещения занятий. Такой подход преподавателя оценивается студентами положительно, так как демонстрирует профессионализм педагога и к тому же позволяет успешным студентам больше времени уделить другим предметам.
Ко второй группе студентов отнесем тех, которые знакомы с предметом «Черчение» в рамках школьной программы, задания для них более сложного уровня. В третью группу входят те, кто ранее не изучали черчение и имеют неразвитое пространственное воображение.
Нивелирование знаний и умений по предмету происходит за счет оптимально подобранных для каждой подгруппы заданий. Это отдельная тема исследования.
Отследить результат дифференцированного подхода помогает прием «двойного оценивания». Он заключается в том, что педагог ведет две ведомости успеваемости учащихся. В одной ведомости оценки/баллы за графические работы. Их в семестре примерно 8-10. Во второй ведомости выставляется оценка/баллы за решение мини-графических заданий на практическом занятии. Данные задания подобраны к каждой теме, предполагают решение их в виде эскиза в течение ограниченного времени.
Именно эти задания наиболее информативны в плане усвоения учащимися определенной темы дисциплины, они также исключают помощь из вне, мотивируют на вдумчивое, осмысленное усвоение предмета.
Раздельное оценивание теоретических знаний и умения хорошо чертить дает интересные результаты. Например, студент, занявший первое место по теории, оказался на одиннадцатом месте по качеству выполнения чертежей (домашней самостоятельной работы). Это говорит о том, что студент все понимает, но ручное умение у него отстает. Освоение компьютерных программ позволит исправить эту диспропорцию. Первый по выполнению чертежей находится на десятом месте по теоретическим знаниям. Этот результат дает право сомневаться в самостоятельности выполнения студентом чертежей. Самый убедительный результат у студента, который находится на девятом месте и по выполнению чертежей и по теоретическим знаниям. В подобном подходе осмысления полученных результатов достаточно много информации для преподавателя, которую он и использует в планировании своей дальнейшей педагогической деятельности.
Таким образом, прием «двойного оценивания» исключает ошибку в оценивании педагогом истинных знаний и умений студентов по дисциплине «Инженерная графика», «Начертательная геометрия», позволяет добиться самостоятельного выполнения чертежей студентами, возрождает заинтересованное и позитивное отношение к предмету.