Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога
Автор: Ильина Татьяна Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3243 раза
Библиографическое описание:
Ильина, Т. А. Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога / Т. А. Ильина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1100/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня, в период дальнейшего становления и развития производства в новых социально-экономических условиях, совершенствования общественных структур и отношений, актуальной остается проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности, отвечающих потребностям общества и государства.
Данная проблема является предметом интереса ученых практически всех отраслей знания философов, педагогов, психологов, социологов, юристов, экономистов и так далее.
Так, в психолого-педагогической науке и практике сложились различные подходы и критерии определения подготовленности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности.
Профессия, являясь родом занятий человека, нормативно регламентирована социальными, юридическими и техническими правилами исполнения; она реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Проявляется профессия в разных сферах человеческой деятельности таких как: педагогическая, экономическая, политическая, идеологическая, юридической и так далее. На ее становление и развитие оказывают влияние социально-экономические, политические, культурные и другие процессы и явления, происходящие в обществе. Являясь объективной реальностью, профессия функционирует только в профессиональной деятельности исполняемой человеком. В свою очередь, человек, осваивая профессию, познает себя, свои возможности, свою социальную роль и общественную значимость.
«Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества» [1,с, 15].
Научным обоснованием профессии и роли профессиональной деятельности в жизни человека занимались ученые различных наук.
Теоретическим обоснованием проблемы профессиональной подготовки и профессионального становления личности и деятельности являются исследования, проведенные К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловой, Б.Ф. Ломовым, Н.Н. Нечаевым, Г.В. Суходольским, В.Д. Шадриковым.
Не менее существенный вклад в развитие проблемы профессиональной подготовки внесли А.А. Бодалев, Ю.М. Забродин, И.И. Зарецкая, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, А.М. Митина, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова.
Так, Э.Ф. Зеер рассматривает значение профессиональной деятельности для человека с позиций индивидуального профессионального становления личности, детерминант профессиональной зрелости, профессиональных ценностей и мотивов труда, удовлетворенности профессиональным трудом, но во взаимосвязи с социальной и объективной реальностью. Говоря о процессе становления личности профессионала Э. Зеер писал, что «…субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [2].
Е.А. Климов считает, что «Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотношение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии» [3, с. 33].
А профессия, по его мнению – это «социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [3, с. 76 – 81].
К специалистам, занимающимся профессиональной деятельностью в сфере «Человек – человек» предъявляются особые требования. В основе их деятельности лежит общение, которое в основном строится на межличностном взаимодействии. Очень точно об особенностях деятельности специалистов данной сферы сказал Е.А. Климов «…деятельность представителей этого типа во многом определяется сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления» [3, с.184 – 185].
Очевидным сегодня является и тот факт, что успешность профессиональной деятельности зависит от того, насколько профессионально компетентен специалист в деятельности.
Исследователи различных областей научного знания отмечают, что компетентность – это понятие сложное, многогранное и многоуровневое. В связи с чем, на сегодняшний день, в научной литературе и практике не сложилось единого мнения определяющего содержание, сущность и структуру профессиональной компетентности личности.
Нет четких характеристик профессиональной компетентности как в целом, так и специалиста определенного рода деятельности или конкретной специальности.
«Компетентность, - сказано в Большом современном энциклопедическом словаре по педагогике, – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [4, с. 237].
В.А. Сластенин считает, что «профессиональная компетентность- это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда (специалиста или коллектива) к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. Она является мерой и основным критерием определения его соответствия требованиям совокупного труда» [5, с.334]. Основу компетентности специалиста, по мнению В.А. Сластенина, составляют «компетентность деятельности, общения и саморазвития» [5, С.334].
Профессиональную компетентность специалиста рассматриваемой нами сферы «Человек – человек» в области педагогической деятельности педагога-психолога пенитенциарной системы определяют:
- педагогическая подготовка;
- психологическая подготовка;
- специальная подготовка;
- юридическая подготовка;
- коммуникативная подготовка.
Педагогическая деятельность пенитенциарного педагога-психолога представляет собой деятельность, осуществление которой связано с организацией педагогического процесса в пенитенциарных учреждения, направленного на исправление лиц отбывающих наказание.
В целом же, педагогическая деятельность педагога- психолога, работающего в пенитенциарных учреждениях «имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность» [6, с.263]. Вместе с тем стоит обратить внимание на такую ее специфическую особенность как коммуникативная подготовленность и ее составляющие: коммуникативная компетентность, коммуникативная и профессиональная культура,
В основе профессиональной деятельности специалиста «педагога-психолога» является умение находить рациональные способы взаимодействия, умение слушать и слышать, учитывать эмоциональное состояние собеседника, соблюдать нормы этики и культуры профессионального общения.
Для того чтобы понять важность знания основ коммуникативной культуры и необходимость использования этих знаний в профессиональной деятельности в сфере «человек – человек» обратимся к исследованию проведенному И.И. Зарецкой. Прежде всего она предлагает проследить процесс формирования профессиональной культуры и выделяет «три структурных блока, которые представляют собой и своего рода этапы формирования основ профессиональной культуры: инвариантный, социально-профессиональный и специальный» [7, с. 10].
Раскрывая их содержание, она обращает внимание на то, что «Инвариантный (общетрудовой) этап представляет собой основу и в то же время первый шаг в формировании профессиональной культуры. Он обеспечивается целостным процессом общеобразовательной и профессиональной подготовки. Вместе с тем на его становление оказывают влияние факторы социальной среды, стереотипы массового сознания, характерные для данного состояния общества. Инвариантный этап начинается с первых лет обучения.
Социально-профессиональный этап по содержанию ближе к профессиональной культуре специалиста, но еще не отражает специфики ее проявления в конкретной профессии» [7, с.10-11].
Далее она отмечает, что «если инвариантный этап рассматривается как общее, что характеризует культуру деятельности каждого, то в социально- профессиональном блоке отражается особенное, зависящее от сферы трудовой деятельности (промышленное или сельскохозяйственное производство, сфера услуг, научная или художественная деятельность) или от ведущих тенденций научно-технического и социального прогресса общества» [7, с.11].
В контексте рассматриваемой нами проблемы интерес представляет третий этап, который назван как специальный и рассматривает проблемы профессиональной культуры связанные со спецификой профессии. «Специальный этап профессиональной культуры по отношению к предыдущим выражает проявление инвариантного (общего) и социально-профессионального (особенного) в частном (единичном), связанном со спецификой профессии. Он предполагает наличие комплекса специальных знаний, компетентностей, нравственно-волевых качеств, принципиально значимых в конкретном виде профессиональной деятельности» [7, с.10 – 13].
Большое значение общению как одному из ведущих компонентов педагогической деятельности придавал известный ученый-педагог своего времени В.А. Кан-Калик. Он считал, что для успеха педагогической деятельности «недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы.…все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними» [8, c.83].
Далее, подчеркивая значение общения в профессиональной деятельности, он пишет: «Сам процесс общения педагога и учащихся выступает как важное непременное условие и содержание профессиональной педагогической деятельности» [8, с.83].
Таким образом, рассматривая профессиональную деятельность педагога-психолога, мы берем во внимание тот факт, что для педагога- психолога, работающего в пенитенциарных учреждениях, культура профессионального общения лежит в основе выполнения им профессиональной деятельности, и соблюдение норм и правил культуры профессионального общения, будет способствовать успешности его профессиональной деятельности, и выполнению возложенных на него функциональных обязанностей.
Литература:
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 1972.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Евгений Александрович Климов. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Педагогика: Большая современная энциклопедия \ Сост.Е.С. Рапацевич. Мн. 2005.
- Психология и педагогика. Учебное пособие \ Под редакцией В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, А.И. Подольский, В.А. Сластенин. – М., 2004.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 1999. - 384c.
Зарецкая И.И. Устная речь в деловом общении: практикум \ И.И. Зарецкая, А.М. Бруссер, М.П. Оссовская. – М.6 Дрофа, 2009.
Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144с.