К вопросу о формировании предметной компетенции преподавателя литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. К вопросу о формировании предметной компетенции преподавателя литературы / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1102/ (дата обращения: 16.11.2024).

В системе обучения педагог осуществляет процесс воспитания и образования формирующейся личности. Результат его труда в конечном итоге мы можем наблюдать в процессе деятельности учащихся. Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, сопереживанием, ответственностью, требовательностью и другими.

Ключевые слова. Предметная компетенция, педагог, обучение, воспитание, ученик, образовательный процесс, урок литературы.

Личность педагога в учебном процессе занимает ведущее место. Именно педагог занимается воспитанием и образованием учащихся, создает условия для благополучного протекания процесса обучения, формирует личность обучаемого и многое другое.

В педагогическом словаре дано следующее определение понятия педагог. Это человек, который «осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и развитию личности детей в учебных заведениях» [2; с.104]. Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Мы можем выделить две основные функциональные обязанности педагога в образовательном процессе – это воспитание и обучение.

Таким образом, на основе двух выделенных выше функциональных и профессиональных обязанностей педагога и выстраивается образовательный процесс.

Педагог является непосредственным участником образовательного процесса. Результат его деятельности в конечном итоге мы можем наблюдать в деятельности учащихся. Начиная работать в учебном заведении, молодой педагог «…развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру» [3; с.9]. Мы можем сделать вывод, что процесс получения знаний не заканчивается после окончания выпускником того или иного ВУЗа. Переступив порог учебного заведения, он продолжает получать знания и повышать свой профессиональный уровень при работе с учениками, и перенимании опыта работы у старших коллег.

Для успешной организации учебной деятельности начинающему педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, техникой организации учебного процесса, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, контактностью, креативностью, целеустремленностью, сопереживанием, наблюдательностью, ответственностью, требовательностью. Профессия педагога предполагает наличие необходимых ЗУНов в рамках своего предмета, мудрости и безграничной любви к детям. О деятельности педагога Л.Н. Толстой писал: «Если он имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог» [1; с.207]. Таким образом, мы можем прировнять деятельность педагога к искусству.

Попытки определить компетенции, которые необходимо формировать в процессе обучения, предпринимались неоднократно и во многих странах. Изменение целевых требований к деятельности учебных заведений не могло не повлиять на результаты подготовки учащихся. Мы более подробно рассмотрим предметную компетенцию. Для того чтобы успешно осуществлять процесс обучения, начинающему педагогу необходимо иметь соответствующие знания в области предметной компетенции. Педагог по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются им самостоятельно, на основе полученных в ВУЗе знаний. Под предметной компетенцией педагога понимается уровень владения материалом в сфере преподаваемого предмета.

Предметная компетенция рассматривается как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. А.В. Хуторской дает свое определение предметной компетенции. Он утверждает, что предметная компетенция – «имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках конкретного учебного предмета» [4]. В нашем случае формирование предметной компетенции мы будем рассматривать в рамках изучения литературы. Под предметной компетенцией мы будем понимать способность применения учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета литературы и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям с учебным или литературным текстом максимум внимания и сознания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что подросток хочет и готов учиться, а начинающий педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Урок литературы является тем полем деятельности, на котором молодой педагог может себя раскрыть и показать свои педагогические способности. Для учащихся уроки литературы помогут выработать умение ориентироваться в мире книг, как для классного, так и самостоятельного чтения. Педагогу необходимо ориентироваться на жанровые и тематические предпочтения учащихся, разнообразие тематики и жанров литературных текстов, а также разнообразие круга авторов изучаемых на уроках литературы.

Применительно к преподаванию литературы мы выделили следующие знания, умения и навыки, которыми на наш взгляд должен владеть начинающий педагог:

1) знание преподаваемых произведений русской литературы XIXXX вв.;

2) знание и аналитическое осмысление критических статей, изучение которых (полностью или в сокращении) предусмотрено в школе;

3) знание историко-культурного контекста изучаемого литературного произведения;

4) знание и владение нормами правильной русской литературной речи;

5) знание и умение цитировать поэтические произведения;

6) умение, рассматривать каждое художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов.

Перечисленные выше ЗУНы входят в состав предметной компетенции молодого педагога, которые могут быть предложены и изучены учащимися только в рамках учебного процесса, а точнее в рамках урока литературы. Молодому педагогу, необходимо, в процессе обучения опираясь на свои знания, помочь учащимся осознать значение и важность их собственных знаний.

Из вышесказанного мы можем сделать следующий вывод, что только в рамках своего предмета молодой педагог может раскрыться, показать все свои знания, умения, навыки, т.е. свое мастерство. Это работа происходит в процессе обучения учащихся и при изучении и анализе литературных произведений.


Литература:
  1. Карин С.Х. В мире мудрых мыслей // Под ред. А.Г. Спиркина. М.: Знание, 1962. – 359 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

  3. Недвецкая М.Н. Как помочь молодому педагогу? Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. – 56 с.

  4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 11.05.2011 г.).

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): предметная компетенция, молодой педагог, образовательный процесс, педагог, учебный процесс, знание, начинающий педагог, преподаваемый предмет, процесс обучения, урок литературы.

Похожие статьи

К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога

К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования

К вопросу о профессиональной мобильности педагогов

К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении

Похожие статьи

К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога

К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования

К вопросу о профессиональной мобильности педагогов

К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении