Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока
Автор: Марковская Елена Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2472 раза
Библиографическое описание:
Марковская, Е. А. Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока / Е. А. Марковская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1112/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС) [4] представляют собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, важно то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебной деятельности – задача использования инновационных образовательных технологий, раскрывающих личностный потенциал учащихся.
В ФГОС второго поколения представлена инновационная модель развития образования, основанная на российской ценностной, научной и культурной базе. Инновационные характеристики основных компонентов этой модели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Инновационные характеристики модели развития образования ФГОС
Компоненты |
Инновационность |
подходов |
|
структуры |
Прописаны инновационные требования к:
|
функций |
Стандарты рассматриваются как инструмент:
|
содержания |
|
средств обучения |
|
Сделаем акцент на то, что в стандартах определены требования как к образовательным результатам учащихся школы, так и к условиям организации учебного процесса. Их интегративное решение, в частности, предполагает, что учитель, применяя и вариативно используя технологии обучения, будет строить процесс обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Другими словами, обучение технологии развития целостного мышления школьников ;3, с.11; должно быть включено в контекст учебной деятельности, направленной на развитие универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия (включая саморегуляцию) обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия (включая логические, познавательные и знаково-символические) включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития целостного мышления в учебной работе с детьми.
Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития целостного мышления, основанная на знаниях таких научных областей, как герменевтике - как науке, владеющей способами понимания информации и психолингвистике - как науке, изучившей и описавшей акт коммуникации.
Герменевтика помогает учителю организовать продуктивную работу с информацией: она описывает содержание и формы интерпретации как основные средства ее понимания. Герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с информацией.
В свою очередь, психолингвистика изучает речевую деятельность и способы коммуникации, что позволяет разрабатывать новые, актуальные для современной жизни приемы формирования у школьников УУД.
В основу технологии развития целостного мышления, положен принцип сенсорной коммуникации, как основы работы с информацией. Ее целью является развитие умения учащихся работать с учебным материалом, составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД (см. табл. 2).
Таблица 2
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
УУД |
Содержание УУД |
Приемы и методы формирования УУД |
|
Традиционные |
Инновационные (приемы технологии развития целостного мышления) |
||
Личностные |
Смыслообразование: ценности, смыслы; мотивация (учебная,социальная); границы собственного знания и «незнания» Нравственно-этическое оценивание: моральные нормы; оценка своих поступков |
– обучающие изложения и сочинения, их редактирование, анализ – метод проблемного изложения (рассказ-рассуждение) – анализ конкретных ситуаций – постановка проблемного вопроса (метод проблемного обучения) |
работа с обучающей релаксацией (личное «переживание» учебной информации) – выполнение упражнений, с духовно-нравственным смыслом - образная характеристика героев литературного произведения
|
Регулятивные |
Самостоятельное: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка Волевая саморегуляция |
– методы устного изложения: - рассказ (метод объяснения) - прием объяснительного чтения (метод работы с учебником и книгой) – метод проектов – приемы работы с текстом |
|
Познавательные |
Общеучебные УД
Логические УД
Знаково-символические УД преобразование учебного материала, выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений, формирование обобщенных знаний |
моделирование |
|
Коммуникативные |
|
|
Тренинги
|
Формировать УУД (см. сх. 1) школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации при работе по технологии развития целостного мышления помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их коммуникативной компетенции.
Для учащихся помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика. Информационный образ, которым оперирует мышление человека, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса.
Схема 1. Схема конструирования современного урока с этапами формирования УУД
В технологии развития целостного мышления образ рассматривается как дидактическая единица, и содержанием деятельности учащегося становится работа по его анализу, структурированию и интерпретации. Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за образом учебного материала. Интерпретация – как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что порождает коммуникативную среду, без которой невозможно мотивированное обучение предмету, а так же, создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках.
Школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами. Особенностью мышления является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. В технологии развития целостного мышления переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению осуществляется через образы, которые формируются в процессе работы с реальными и изображенными предметами и явлениями.
Технология развития целостного мышления способствует активизации всех потенциальных возможностей личности, относится к поисково-технологической модели инноваций (учитывает рациональную и эмоциональную стороны познания), ориентирована на формирование умения мыслить образами, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным. На уроке, проведенном в данной технологии, ученик сам создает в своем воображении и затем отображает увиденный информационный образ на бумаге, располагая на нем учебную информацию в алгоритмической последовательности, в результате для ребенка главным становится индивидуальное переживание знания об окружающем его мире.
Технология развития целостного мышления ;3;:
интерактивна;
является современной инновационной образовательной технологией;
представляет собой инструмент адаптации ученика и учителя к возможностям информационно-коммуникационной образовательной среды;
отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами и образами.
Использование технологии развития целостного мышления в учебной работе обеспечивает целый ряд преимуществ. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного, образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитию УУД учащихся.
Литература:
Марковская Е.А. Развитие целостного мышления и биоадекватная методика преподавания – СПб.: СПб АППО, 2009. – 67 с.
Марковская Е.А., Мылова И.Б., Шевченко Л.Г. Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. - СПб.: СПбАППО, 2010. – 100 с.
Марковская Е.А. Целостное мышление младшего школьника: организация учебной деятельности. - СПб.: СПбАППО, 2011. – 48 с.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основное общее образование./ Кезина Л.П., Кондаков А.М. –М.: Институт стратегических исследований Российской академии образования. – 2010. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588