Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования
Автор: Стародубцева Елена Викторовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2046 раз
Библиографическое описание:
Стародубцева, Е. В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования / Е. В. Стародубцева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1137/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные подходы к постдипломному образованию предусматривают необходимость учитывать требования мировой образовательной системы, в том числе и повышение научно-исследовательского уровня специалиста в области образования. Основным механизмом решения такой задачи, по мнению В.И.Богословского, является включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения [1].
Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся все активнее входят в педагогическую науку и практику, которые многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века.
Идеи педагогики поддержки разрабатываются в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к середине 90-х гг. О.С. Газманом и группой его коллег (Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным, Т.В. Анохиной и др.). Эта концепция имела своей задачей заострить внимание педагогов на проблеме создания условий, необходимых для самореализации индивидуальности каждого человека. По О.С. Газману, «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека [4].
Анализ исследований, посвященных проблеме организации сопровождения деятельности в системе непрерывного образования взрослых, показал, что ведущей функцией данного метода выступает «оказание помощи профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект (сопровождаемый)» [3, с.125]. Выступая в единстве четырех компонентов: диагностики, информации, консультации, помощи в первичной реализации, сопровождение, по утверждению Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, основывается на воздействии на мотивационно - смысловые, регулятивно - операционные и рефлексивные механизмы профессиональной деятельности педагогов посредством создания условий для поддержки их саморазвития и самореализации.
Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды: педагогическое, методическое, информационное, научно-методическое, информационно-методическое, тьюторское, консультационное и др.
Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении.
Методическое сопровождение рассматривается как комплексный метод методической работы, состоящий из диагностики существа возникших профессиональных педагогических проблем; информирования о путях их решения и помощи на этапе реализации. Данный метод предполагает взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Его основной задачей является системное проектирование, дающее основания для развития всех субъектов системы образования.
Информационное сопровождение – это обеспечение для педагогов доступа к информации, хранящихся в базах данных, базах знаний, в компьютерных архивах, справочниках и энциклопедиях, в том числе доступа к электронной информации, средствам Интернет в соответствии с их профессиональными потребностями. Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности [1].
Проектируя систему научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений сети Нижегородской инновационной школы, Г.А. Игнатьева определяет научно-сервисное сопровождение как «управленческую технологию осуществления системных инноваций в региональном образовании, включающих последовательную смену видов деятельности от проблематизации до экспертизы инновации и построения практики инновационного развития» [2, с. 127].
В качестве механизма профессионального развития педагогов в системе дистанционного повышения квалификации выступает технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся педагогов на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития педагога.
Несмотря на то, что проблема организации различных видов сопровождения профессионального развития педагога оказывается в центре внимания многих современных исследователей, консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе постдипломного образования носит стихийный характер, страдает технологической неоформленностью и используется лишь локально. Возникла необходимость разработки технологий, специализирующихся на проектном и экспертно-консультационном сопровождении инновационной деятельности педагогов, оказывающей аналитическую, организационно-управленческую и научно-методическую поддержку формирования инновационного опыта.
Как показано в исследовании Г.А. Игнатьевой, стержневым фактором проектирования инновационного образования выступает деятельностное содержание образования педагога как система задачных форм организации процесса профессионального развития. В соответствии с этим концептуальная идея построения технологии консультационного сопровождения состоит в проектировании деятельностного пространства профессионального развития и саморазвития, в котором деятельностные нормы определяются нами как общие принципы (способы) решения того или иного типа задач [2].
Под консультационным сопровождением профессионального развития педагогов мы понимаем особый тип образовательной деятельности в системе постдипломного образования, связанный с проектированием задачных форм деятельностного содержания образования. Профессиональное развитие педагога в процессе консультационного сопровождения обеспечивается благодаря технологии проектирования деятельностного содержания и его реализации в форме ситуационно-позиционного обучения.
В качестве задачных форм организации профессионального развития педагогов в нашем исследовании рассматривается система задач: научно-исследовательская, проектно-экспертная и образовательная, каждая из которых синтезирует в себе три взаимосвязанных компонента: знание, определяющее способ перевода педагогической идеи (новшества) в образовательное нововведение; способ построения позиционных взаимодействий участников инновационного процесса; ценностные основания инновационной деятельности (деятельностные нормы).
Необходимым и обязательным условием построения практики постдипломного образования, ориентированной на профессиональное развитие педагогов, по мнению В.И. Слободчикова, выступает создание «непрерывного рефлексивного контура» всей инновационной деятельности в целом и конкретного педагога в частности [5, с 18-19]. В связи с этим положением, технология консультационного сопровождения профессионального развития педагога осуществляется на основе использования в учебном процессе механизмов рефлексивного управления позициями обучающихся взрослых: управляющий, как правило, руководитель курсов и управляемый - обучающийся. Рефлексивный механизм управления позициями обучающихся представляет собой технически организованную групповую и индивидуальную рефлексию события. Главная функция управляющего состоит в организации рефлексии и поддержки ситуации позиционного самоопределения и самостоятельного мышления обучающихся. Рефлексивно-содержательное управление позициями в этом случае выступает как способ регулирования перехода от одной ситуации профессионального развития к другой, в которых для каждого субъекта задаются профессиональные педагогические позиции, которые, в свою очередь, обеспечивают обращение управленческого практического действия в активную личностную позицию участников образовательного процесса и трансформацию его цели в ценности этой действующей позиции.
Технология консультационного сопровождения профессионального развития педагогов, основанная на рефлексивном управлении позициями, предполагает прохождение следующих четырех этапов.
1. Этап актуализации и проблематизации средств, осознание и принятие позиций. Данный этап позволяет произвести объективированный позиционный анализ ситуации профессионального развития, выявить деятельностные нормы и организующие «общие правила поведения» позиции.
2. Этап концептуализации, выстраивания общей системы целей и ценностей профессионального развития и организации коммуникации между сильными позициями. Это позволяет обнаружить точку и возможные направления профессионального развития педагогов.
3. Этап оптимизации структуры смысловых и организационно-управленческих связей между позициями. На третьем этапе организуется позиционное самоопределение всех участников ситуации профессионального развития. Осуществляется моделирование необходимых взаимодействий и коопераций между своей и другими позициями, в контексте проявленной проблемной ситуации профессионального развития.
4. Четвертый заключительный этап - рефлексивное оформление предмета деятельности, который предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве встречи, в качестве деятельностной нормы ответственного отношением к собственным ценностям [5, с. 195-196].
Развитие субъекта деятельности в профессиогенезе представляет собой движение от освоения предмета и средств деятельности (специалист) через наращивание средств в преобразовании специального предмета деятельности (педагог-профессионал) до конструирования новых эталонов средств и предмета деятельности (педагог-профессионал-эксперт).
Динамика профессионального развития педагога в системе постдипломного образования под влиянием технологии консультационного сопровождения может быть просмотрена по следующим аспектам: ценностно-смысловой (уровни рефлексивности); деятельностный (изменение профессиональной позиции - позиционность); познавательный (когнитивный) аспект (динамика уровня креативности).
Таким образом, консультационное сопровождение профессионального развития педагогов в системе постдипломного образования является важным условием становления ценностно-смысловой и технологической компетенций современного педагогического профессионализма.
Литература:
1. В.И. Богословский. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. - СПб., 2000. —142 с.
2. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Г.А. Игнатьева. – Н. Новгород: НГЦ, 2005. – 344 с.
3. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей /Е.И.Казакова.- М.: НФПК, ООО "Миралл", 2005.- 248 с.
4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]: Под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой: [науч. ред. Н.Б.Крылова]. — М: Академия, 2006.
5. Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с.
6. Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под редакцией Т.М. Ковалевой. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. (Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России». – 160 с.