Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования
Автор: Зайцева Юлиана Витальевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 2104 раза
Библиографическое описание:
Зайцева, Ю. В. Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования / Ю. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1141/ (дата обращения: 16.11.2024).
Новое общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые требования и к профессиональной школе. Технологии завтрашнего дня требуют людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умению самостоятельно ставить цели и достигать их.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует формирования личности современного специалиста, способного общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить (А.М. Новиков).
В данной статье мы обсудим необходимость развития коммуникабельности у учащихся.
Под коммуникабельностью понимается готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими. Коммуникабельность (от лат.контакт, связь) - соединимый, сообщающийся.
В рамках педагогического процесса коммуникабельность находит своё отражение в умении ученика слушать, слышать и понимать окружающих, умении вступать в дискуссии в классно-урочной обстановке, отстаивать свою точку зрения, вступать в отношения с педагогическим коллективом училища и со сверстниками. В связи с этим становится очевидным, что нарушение или низкий уровень развития коммуникативных способностей у учащихся ведёт к неумению устанавливать дружеские связи, низкой познавательной активности, общей отстранённости от коллектива, к конфликтам в классном коллективе, к снижению самооценки.
Самооценка (англ. self-esteem) – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. [] В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть сниженная самооценка.
Учащиеся с низким уровнем самооценки испытывают разнообразные коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой затруднённого общения. Причинами такого общения являются состояния напряжённости, неудовлетворённости, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т.д. У подростка, в этот период, придирчивое отношение к взрослым сочетается с острым недовольством собой. В этот период особенно необходимо создать доверительную, доброжелательную атмосферу в группе. Необходимо также создание мотивации для работы над выявленными собственными паттернами поведения и негативными качествами личности. Это предполагает индивидуально-личностный подход, основанный на данных психодиагностических и опросных формах исследования личности.
Причины нарушений общения подростков возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, а также негативного влияния средств массовой информации на общение и поведение подростка.
Исследования, проводимые учёными, показали, что трудности в общении и поведении подростков могут быть обусловлены тремя основными факторами: педагогической или социальной запущенностью и отклонениями в нервно-психической сфере.Часто эти факторы рассматриваются в комплексе.
Наблюдения за учащимися в профессиональном училище показали, что уровень самооценки влияет на умение и желание подростка общаться со сверстниками и с преподавателями, а это подтверждает актуальность повышения уровня самооценки подростков, что поможет им адекватно воспринимать критику со стороны собеседника и это не станет преградой для общения.
В учебном процессе ученику необходимо умение находить общий язык с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей. Талант и желание находить точки соприкосновения по самым сложным вопросам и на их основе вырабатывать компромисс, является значимым качеством современного специалиста. Всё вышесказанное является неотъемлемой частью коммуникабельности.
В общение подросток вступает, движимый потребностью к самопознанию, и удовлетворяет её через познание других людей и с их помощью. Вот в чем состоит, на наш взгляд, самое главное в общении, что позволяет растворить его в других видах деятельности. В общении ученик удовлетворяет свою нужду не в пище, не в тепле и не в безопасности, но в том величайшем богатстве, которым являются другие люди, - в их духовности, личностности, субъективности, в их истинно и собственно человеческой сущности.
Стремление подростка к самопознанию и самооценке составляет самую сердцевину его потребности в общении. Поэтому возникновение основ самосознания и сознания можно изучать, наблюдая становление и развитие коммуникативных потребностей.
В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление детей к доброжелательному вниманию других людей, а затем стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми.
Высокий уровень развития коммуникабельности даёт ученику освобождение от комплексов и замкнутости, независимость от обстоятельств, открывает путь к достижению успеха, дарит радость от общения с разными людьми, а также позволяет учащемуся свободно высказывать свою точку зрения, проявлять толерантность к мнению других людей, побуждает учеников публично выражать своё мнение перед аудиторией.
В связи с этим встаёт вопрос о необходимости повышения уровня коммуникабельности у учащихся, с недостаточным уровнем её развития.
В связи с тем, что в подростковом возрасте общение со сверстниками является ведущим видом деятельности, то групповые формы работы, в частности социально-педагогический тренинг, ролевые игры, могут стать эффективными методами психокоррекции нарушений общения у подростков.
Следует избегать общения посредством интернета — сегодня такая возможность стала причиной потери навыков живого общения со стороны многих молодых людей. Интернет позволяет скрыть недостатки за словами и отредактированными фото (в истинности которых также могут возникать сомнения), здесь достаточно выключить компьютер, чтобы просто прекратить разговор.
В профессиональной сфере хорошей предпосылкой к развитию коммуникабельности у учащихся будет высокий уровень профессиональных навыков, заинтересованность в выбранной профессии.
Литература:
Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
Малаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общении и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009.- 160с.
Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребёнка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод.пособие. – Спб.: Речь, 2011. – 432 с.
Большой психологический словарь/ Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-672 с.