Творческая мастерская В.Ф. Шаталова
Автор: Казыгулова Айман Тлепбаевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 3338 раз
Библиографическое описание:
Казыгулова, А. Т. Творческая мастерская В.Ф. Шаталова / А. Т. Казыгулова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1142/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вообще не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни», – писал В.Ф Шаталов.[1, с.210]
Имя донецкого учителя Виктора Федоровича Шаталова вписано золотыми буквами в историю педагогики. В конце XX века передовые мысли великого педагога вызвали интерес общественности. Идеи, формы, методы работы В.Ф.Шаталова развивают педагогическое мышление и у современного учителя XXI века.
Каковы же принципы работы В.Ф.Шаталова? Прежде чем ответить на этот вопрос, все мы признаемся, что деление учеников на средних, слабых и сильных существует, как и тогда, до сих пор. Для того чтобы искоренить это явление педагоги творческой мастерской конца XX века выдвинули девиз «…все дети – без исключения!- способны успешно овладеть школьной программой» [1, с.144]
Сложности при обучении В.Ф.Шаталов объяснял, выделяя следующие позиции учителя:
-повышенный тон;
-нервозность;
-выставление двоек;
-записи в дневниках;
-нравоучительные беседы с родителям;
-апелляции к классным руководителям и школьным администраторам
При таких обстоятельствах возникала обостренная реакция ребят. Великий педагог советовал найти путь к каждому ученику и воспитать в нем чувство человеческого достоинства, только тогда каждый ученик почувствует себя личностью. Виктор Федорович доказывал, что программы с короткими теоретическими положениями, за которыми сразу следует практический этап, не приведут к успеху учеников. Большие блоки тем и разделов, по его мнению, позволяли осмыслить ученикам логические взаимосвязи отдельных теорем, правил и параграфов, углубить свои знания.
Перечислим этапы перспективного подхода к обучению, сторонником которого был В.Ф.Шаталов:
развернутое объяснение взаимосвязанных параграфов учителем;
опорный плакат: сжатое изложение, озвучивание, расшифровка символов;
работа учеников над опорными сигналами;
домашняя работа с опорными сигналами;
письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
ответы по опорным плакатам;
повторение и углубление изученного материала
В итоге, глубоко поняв теоретический материал, ученики желали испробовать свои силы в деле. А за сэкономленное время, благодаря сконцентрированному обучению, повышался объем выполняемых практических работ с применением прочных теоретических знаний. «Отличное знание теории – крылья для максимальной реализации способностей лучших учеников, проверки сил в разнообразных нестандартных творческих заданиях. Для тех же, кто мыслит не так резво, новая методика изучения и закрепления материала - основа успешного продвижения вперед», – писал В.Ф.Шаталов [1,с.146]
Чтобы обнаружить «ускользнувшие нюансы» при возвращении к ранее изученным разделам, Виктор Федорович предлагал постоянно повторять пройденный материал. Как психолог, он подчеркивал, что у ученика, ощутившего движение, развитие и рост, появляется мощный психологический стимул в преодолении новых трудных вопросов.
Великий педагог был уверен в том, что из первой искорки, которая является мгновенным озарением, возгорится пламя творческого поиска. Именно в этот момент он просит учителей быть чуткими, внимательными, чтобы обеспечить сохранение и нарастание творческого потенциала учеников.
«Уроки открытых мыслей» Чтобы понять, как точно сформулировал В.Ф.Шаталов название уроков, надо понять и вникнуть в суть таких занятий, на которых учащиеся открыто высказывали свои мысли, спорили между собой, доказывали свою точку зрения, приводя убедительные аргументы.
Виктор Федорович на таких уроках одобрял и ошибки учеников, и то, что они не соглашались с учителем. Главное в том, подчеркивал великий педагог, что открытые мысли рождают стремление к действию, что ученики никогда не останутся равнодушными к происходящему на уроках открытых мыслей. Интересные мысли заносились в летопись открытых мыслей. Особо отмечал В.Ф. Шаталов, что надо поощрять уч-ся за участие, а не за победу. Методика щадящей педагогики Виктора Федоровича была построена на таких приемах, с помощью которых слабый ученик чувствовал свой рост в обучении «…без унижающих их достоинств слов и выражений без брезгливых гримас и даже сколько-нибудь обидных интонаций» [1,с.151] не только со стороны учителя, но и со стороны учеников. В конечном итоге слабый ученик верил в себя сам.
Все мы знаем, что необычное лучше запоминается. Именно этот метод советует использовать Виктор Федорович при составлении опорных сигналов. «Мысль, образ, слово могут приходить к нам в самых неожиданных комбинациях. При этом одни из них могут превалировать, другие играть вспомогательные роли, но, будучи взаимосвязанными, обособиться они уже не могут никогда. Это естественное свойство нашей памяти, лежащее у истоков и научного, и литературного, и всякого иного восприятия окружающего мира» [1,с.153]
Опорные сигналы являлись обязательной частью целостной методической системы В.Ф. Шаталова. Он доказывал, как можно закодировать большие тексты из учебника с помощью ключевых слов, букв-сигналов, чертежей. Ученики легко восстанавливали изученный материал по опорным сигналам, так как они построены на принципе доступности.
Компактные опорные сигналы улучшали внимание учеников, побуждали их к активному труду. Виктор Федорович считал, что умение обобщать разрозненные факты, настойчивость в поиске – это талант.
«Листы опорных сигналов обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке учеников к урокам, и при всех видах устных ответов: это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой»[1,с.162]
По этой методике В.Р.Шаталов выделял три вида опроса, которые проводились одновременно:
Письменный |
Магнитофонный |
Тихий (устный) опрос |
Восстановление опорных сигналов по пройденной теме |
Запись на магнитофонную ленту ответа ученика с использованием листа с опорными сигналами |
Ученик тихо рассказывает пройденный материал учителю, чтобы мог слышать только он |
Количество учеников, выполнявших работу: весь класс, кроме отвечавших у доски и магнитофона |
Количество учеников, отвечавших у магнитофона: 1-2 учащихся (можно больше - это зависело от количества магнитофона)
|
Количество учеников, отвечавших у доски: 1 учащийся
|
Указывая на эффективность этих видов опроса, Шаталов отмечал:
возможность опросить весь класс!
сэкономленное время;
снятие психологической перегрузки;
доверительная психологическая атмосфера;
усиление не контроля, а появление трудового настроя учащегося;
высокая продуктивность учебного труда.
Работая с опорными сигналами, слабые ученики обретали уверенность, так как они чувствовали, что это посильно каждому. При восстановлении опорных сигналов даже самый слабый ученик получал высокую оценку за письменные работы, хотя они затруднялись при устных ответах, на практических занятиях
Шел процесс накапливания знаний и приобщения к систематическому труду. При традиционных ответах ученики боялись выставлять напоказ свое невежество. Магнитофонные и тихие устные опросы придавали уверенность ученикам, так как только учитель знал, сколько учащийся допустил ошибок во время ответа. При таком методическом приеме постепенный рост знаний уч-ся, а также подъем его душевных сил.
Почему ученики часто молчать у доски? «Часто из-за боязни… А если снять с ребенка чувство страха, чувство неуверенности в своих силах и по крупицам, методически последовательно вселять в него веру в свои возможности? Поддерживая первыми успехами в письменной подготовке к каждому уроку, посильными заданиями из различного рода сборников задач и ненавязчивой помощью старшеклассников и товарищеской взаимопомощи и взаимоконтроля» [1, с.168]
Великий педагог указывал на то, что родители имеют право посещать занятия. Но ответит ли ученик на хорошую оценку в присутствии родителей? Эту проблему решает магнитофонный опрос. При устном опросе запись, сохранившуюся на магнитофоне, могли прослушать и родители, и сами ученики.
Автор подчеркивал положительные стороны устных опросов с использованием опорных плакатов и листов:
отпадение необходимости в одновременном выполнении нескольких операций: удерживание в памяти плана рассказа и ведение самого рассказа;
оперирование новыми терминами, именами, датами и, как следствие из этого, исчезновение слов-паразитов;
исключение случайных срывов благодаря строго очерченным рамкам обязательного рассказа.
Какова же роль учащихся при создании опорных сигналов? В.Ф. Шаталов отмечал, что были проведены эксперименты среди учащихся, которые прекрасно справились с работой, т.е. четко и красочно составили листы с опорными сигналами, но все-таки они должны изготавливаться авторскими коллективами и издаваться как методические пособия.
Автор доказывал, что каждый учитель при объяснении нового материала делал на доске записи, отдельные штрихи. Ученики, готовясь дома к уроку, мысленно представляли записи своего учителя. «Новая методика предусматривает, что такую доску после каждого урока уносит с собою домой каждый ученик… Возражать против этих методических пособий – это значит возражать против классной доски, против мелков, записей во время объяснения нового материала… Против всего, что облегчает учение» [1, с.174].
Девизами В.Ф. Шаталова являлись следующие выражения:
«Ученик должен учиться победно!», «Один за всех и все за одного!»
Литература:
№1 «Педагогический поиск» Сост. И.Н.Баженова. Москва «Педагогика»,1989г.